Current TheatreHD

Jul 23, 2020 20:59



При всех прочих, эпидемия имела свои преимущества. Например, возможность смотреть бесплатно по одному спектаклю в неделю от проекта TheatreHD. Это прекрасно снятые и дополненные русскими субтитрами постановки "Глобуса", The Old Vic, National Theatre, Bridge Theatre и некоторых других славных английских площадок. Благодаря nika_sc слегка подтянул свой скудный театральный багаж - и по Шекспиру, и по кой-какой драматургии XX века. Кроме прочего - смог увидеть на сцене таких зубров, как Райф Файнс или Том Хиддлстоун. Это было очень необычно, интересно, энергично, возмутительно, остроумно, неожиданно, спорно.


Пол Ардитти - Один слуга, два господина / One Man Two Guvnors - 2011 ****+



Классическая комедия про Труффальдино перенесена в Британию начала 60-х, текст остроумно переписан под реалии времени, в интермедиях выступает очень милый ансамбль, играющий то скиффл, то бит. Главный герой в исполнении Джеймса Кордена играет просто блестяще; эдакий слегка неуклюжий, обаятельный, но хитрый и нагловатый толстяк. Есть и другие блестящие персонажи, вроде столетнего официанта на грани смерти. Одни моменты совершенно отпадные, в другие (особенно, когда начинаются заигрывания со зрителями), возникает ощущение, что "слишком стараются" насмешить. Это зря.


Салли Куксон - Джейн Эйр / Jane Eyre - 2015 ***
Классическое британское произведение о "сильной женщине". Как мне представляется, в таких вещах трудно сделать что-то новое, поэтому на первый план выходит игра актёров, убедительность драмы. Режиссёр решил добавить новизны, разыграв постановку ограниченным числом актёров, в результате одни и те же актёры играют разных героев. Это сильный ход, и некоторые из актёров хороши, но всё же такой ход еще больше снижает ту самую убедительность, достоверность. Я бы сказал, такие игры, скорее, будут интересны любителям книги; я не могу себя к ним отнести. Тем не менее, более отчетливо, чем ранее, прикинул, что смелость Шарлотты Бронте заслуживает уважения.


Полли Финдли - Остров сокровищ / Treasure Island - 2014 ****



В целом, довольно верная духу книги постановка. Посмотрел её и снова убедился: самая сильная часть книги Стивенсона - самая первая, в трактире "Адмирал Бенбоу". Это действительно страшно. К моменту прибытия на остров книга теряет накал - и постановка даже в большей степени. Артур Дарвилл - вполне достойный и обаятельный Сильвер, и больше всего внимания привлекает обаятельная, бойкая и очень живая Пэтси Ферран в роли Джима. Её роль - главная удача постановки. Вот интересно, видел ли режиссер старый советский фильм с Клавдией Пугачевой?


Саймон Годвин - Двенадцатая ночь / Twelfth Night - 2017 **
Понятно, что постановки, особенно шекспировские, рассчитаны, в первую очередь, на тех, кто хорошо любит и знает оригинал. Понятно также, что гендерные игры - это новейшая и наимоднейшая тенденция "у них там". Иногда это добавляет постановке остроумия; иногда - ставит подножку тем, кто не читал пьесу, да и при этом с непонятной целью. К слову, даже если отвлечься от странных гендерных инверсий, морализаторский посыл пьесы кажется не вполне адекватным и не вызывающим сочувствия.


Саймон Годвин - Антоний и Клеопатра / Antony & Cleopatra - 2018 *****
В очередной раз вспоминаю простую мысль: понять, что такое настоящий талант и харизма актёра, можно только увидев его в спектакле. Всегда с уважением относился к Рейфу Файнсу, но видеть, как он играет на сцене - одним дублем, без монтажа, специального света и специальных эффектов, это просто подарок. Блестяще разыгранная драма между Антонием, который разрывается между женщиной и государственными делами, и Клеопатрой, которая тоже не может держать себя в руках. Она, кстати, тоже выглядит прекрасно - добавляя в свою пылкую ревность элементы комизма.


Доминик Дромгул - Сон в летнюю ночь / A Midsummer Night's Dream - 2013 ****
Вполне куртуазная "свадебная" постановка театра "Глобус" о пяти парах и разновсяческих амурных проблемах. Кажется, что обаяние и изящество оригинала сохранено; это хороший способ погрузиться в дух и настроение другой, более прекрасной эпохи. Юмор кажется таким же изящным и ненавязчивым, до тех пор, пока действие не доходит до финальной сцены - мастеровые мучительно пытаются разыгрывать спектакль. Это абсолютно улётная комедийная сцена; без поправок на эпоху, а также без пошлости. Класс.


Бенедикт Эндрюс - Трамвай "Желание" / A Streetcar Named Desire - 2014 *****



В очередной раз думаю - на кой черт лучшие годы своей карьеры Джиллиан Андерсон угробила в этом сериале? После ее прекрасной игры в "Всё о Еве" - еще одна роскошная роль. Фильма, к сожалению, не видел, но постановка показалась прекрасной. Здесь есть всё: и вечный конфликт между мечтой и реальностью, и, главное, очень амбивалентное изображение этой мечты. Прекрасные идеалы детства, которые каждый губит на свой лад. Драма, которую можно рассматривать под разными углами. Андерсон - в центре внимания, но вообще здесь всё безупречно, никаких вопросов.


Джози Рурк - Кориолан / Coriolanus - 2014 ****+
Еще одна возможность увидеть известного западного актера в театральной роли - и еще одно приятное удивление. Хиддлстон никогда не был моим героем, но здесь он отлично играет роль героя войны, которому теперь приходится прогибаться под нужды политики. Кроме прочего, очень достоверно и абсолютно неполиткорректно (ура!) показанный конфликт между образованной властью и необразованной "чернью". Развязка драмы несколько разочаровывает, но это, конечно, не к режиссеру и не к Хиддлстону вопросы.


Руфус Норрис - Маленький остров / Small Island - 2019
Мелодрама из жизни выходцев с Ямайки, пытающихся начать новую жизнь в послевоенном Лондоне и испытывающих на себе всю предсказуемую кучу ненависти со стороны белых граждан. Понятно, что тема эта предсказуемая - то, что у них там сейчас "чешется". В этом нет ничего предосудительного - да и к практике современных постановщиков брать на любые роли "обязательных" чернокожих актёров тоже привыкаешь. Но здесь мы имеем дело с откровенным расизмом. Белая женщина комично прячется под стол от урагана, в то время как темнокожая героиня откровенно над ней потешается. Белый герой - практически импотент, его темнокожий коллега спускает с той же белой женщины семь потов. Да, и почему я уже заранее знаю, что этот белый окажется расистом? Белая пара может только беспомощно хныкать, темнокожая пара уверенно берет ответственность на себя. "Маленький остров" делает унизительные заключения не только по цвету кожи. Даже коренной ямаец, который выступает против эмиграции, за то, чтобы поднимать "с колен" свою собственную страну, показан каким-то похотливым идиотом. Самое печальное даже не, что такие пьесы ставятся и выходят, а то, что они собирают повсюду благожелательную критику. "Мальчиш-Кибальчиш" хотя бы делил людей на хороших и плохих по их идейным убеждениям. Эта пьеса делит людей на хороших и плохих по цвету кожи. Страшно.


Николас Хайтнер - Сон в летнюю ночь / A Midsummer Night's Dream - 2019 ***
Ещё одна версия "Сна" - на этот раз более молодёжная, стильная, музыкальная. Актёры танцуют, летают на трапециях и, обаятельно чертыхаясь, пропихиваются прямо через толпу зрителей от одной мини-сцены к другой, а режиссёр хулиганит, меняя гендерные роли. В общем, всем весело и прикольно. С учётом того, что речь в пьесе идет, вообще-то, про молодых людей, наверно это и вполне адекватный способ ставить Шекспира сегодня. Хотя в сцене художественной самодеятельности от ремесленников предыдущая постановка (Дромгул) разбила эту в пух и прах. Татуированный пак-ирландец очень хорошо, а всегда одинаковый Оливер Крис мне уже почти родной.


Кэрри Крэкнелл - Глубокое синее море / The Deep Blues Sea - 2016 ****
Нехитрая, но крепко сбитая постановка ("хорошо сделанная пьеса", да?) пьесы Терренса Рэттигана. Что-то вроде треугольника в атмосфере "кухонного реализма" (раковина с двумя кранами прилагается), и главная героиня, которая не видит смысла жить. "Если вы можете жить без надежды, значит, сможете жить и без отчаяния" - не самый очевидный ответ. Иногда думаю, что несправедливо плохо отношусь к "жизнеутверждающим" произведениям - в противоположность "серьезным драмам", где все как следует умерли. Ведь неправильно говорить, что историй с хорошим концом не бывает - особенно, если сам знаешь, что это не так.


Майкл Лонгхёрст - Амадей / Amadeus - 2017 ****+



С удовольствием смотрел фильм Милоша Формана, а теперь узнал, что он снят по пьесе британца Питера Шеффера, который, в свою очередь, много читал нашего Пушкина. Постановка - хорошая возможность сравнить пьесу с фильмом и обнаружить, что, при всём уважении к фильму, пьеса - глубже, богаче и интереснее. В ней спрятано очень многое, и акцент на Сальери - гораздо более сильный; именно он является звездой и героем этого сюжета. "Ода посредственности" - это прекрасно, это лучшее произведение, раскрывающее данную тему. Британская постановка выглядит даже еще более чудно и эксцентрично, чем фильм, и темнокожий актер Лусиан Мсамати в роли Сальери не кажется чем-то странным - во всяком случае, не более странным, чем отмороженный Моцарт с замашками Джонни Роттена. Здесь всё отлично - и отжиг, и активное участие оркестрантов, и очень хорошие вопросы на темы одарённости, бездарности и их связи с личностью самого "художника". Другой вопрос, что все эти хорошие вопросы вышли за счет ни в чем не повинного Сальери, который теперь уже ничего возразить не может. Но всё же - отличное сочетание развлекательного и более серьёзного.

спектакли, фильмы

Previous post Next post
Up