Интересно смотреть на Soft Machine образца 73 года - они совсем не похожи на рок-музыкантов; больше на джазистов или даже на молодых ученых в белых халатах из НИИ экспериментов в области джаза и прикладной динамики. В команде произошла очень важная замена: на место вольного и свободолюбивого саксофониста Элтона Дина пришел строгий Карл Дженкинс из Nucleus. Дженкинс привнес не только свои композиторские устремления, но и любовь к аккуратной, структурированной музыке - видимо, как раз туда же тянуло и Рэтлиджа. С приходом Дженкинса музыка снова стала больше похожа на фьюжн, чем на чистый джаз. Однако этот фьюжн звучит очень стерильно - в нем больше любви к европейскому минимализму, чем к негритянскому фанку.
Это очень чистая и прозрачная инструментальная музыка с аккуратными грувами - здесь как будто запущен немецкий конвейер по сборке авто или происходит стройка - кирпичик к кирпичику. Клавишные дуэты Дженкинса и Рэтлиджа звучат очень красиво и невесомо. В некоторые моменты (скользящая Gesolreut и особенно психоделическая Chloe and the Pirates Рэтлиджа) машинистам удается создать почти волшебное, гипнотическое ощущение. В другие появляется скука - или даже весьма раздражающая повторяемость. Десять минут одной и той же мелодической фигуры в The Soft Weed Factor Дженкинса - это эксперимент в минимализме, но слишком навязчивый. Не меньше утомляет и однообразная Gibbon Album Рэтлиджа. Альбом Six состоит из двух дисков - концертного и студийного - но интересно, что разница между ними практически незаметна. Замечательно, что SM продолжают меняться и развиваться, но я бы сказал, что на шестом альбоме у них получается не всё.