Сложно писать об альбомах Майлза первой половины 70-х - свобода, которую он себе давал, выражалась не только в объемах экспериментов и звуковом разнообразии, но и в масштабе работ, которые он в то время выпускал (вместе с продюсером Тео Масеро и лейблом Columbia). Виниловый Live-Evil имел продолжительность 101 минуту;
Big Fun - 98 минут; новая компиляция "Get Up With It" и вовсе переваливает за отметку 120 минут. Кстати, компиляцией ее можно назвать очень условно: три новых центровых номера (два из них общей продолжительностью более часа) разбавлены более старыми (и более проходными) номерами 70-72 гг.
Начиная слушать каждый новый альбом, ощущаешь прекрасное и захватывающее чувство неизвестного - никогда не знаешь, что тебя ожидает. Когда с мерного и одинокого гудения органа Майлза начинается получасовая композиция "He Loved Him Madly", кажется что делаешь шаги в непроглядную тьму, в которой может скрываться что угодно. Постепенно разворачивается скорбный, созерцательный и абсолютно бескрайний номер, который Майлз посвятил памяти одного из своих героев Дюка Эллингтона. Из сумрака очень постепенно проступают разные образы и звуки, начинающиеся с атмосферных, подвешенных в пустоте гитарных нот. Лишь через 10 минут композиция приобретает мерную ритмическую поступь; вскоре из темноты материализуется медитативная флейта, и лишь через 15 минут после начала Майлз переключается с органа на трубу, отправляя в пространство то, что кажется сигналами бесконечного одиночества. Кажется, что композиция сделана очень просто - даже нарочито просто. Майлз как будто специально отказывается от знаменитых имен, которые всегда привносили свой фирменный стиль и индивидуальность на предыдущие альбомы; здесь он выступает в большей степени дирижером своего камерного оркестра, в котором каждый должен подчиниться его видению. Можно было бы сказать, что таким образом Майлз начинает приближаться к классическому минимализому, но по ощущениям "He Loved Him Madly" в большей степени напоминает холодный и психоделический спейс-рок Pink Floyd, это его собственная Set The Controls... to the Heart of Darkness.
Второй новый номер, 15-минутная "Maiysha", по контрасту радует легким и расслабляющим латинским грувом, который вполне мог бы оказаться к месту на любом из альбомов Сантаны того же времени. Мелодичная латина на полпути внезапно сменяется более агрессивным ритм-энд-блюзовым грувом, на фоне которого один из трех (!) гитаристов этой композиции выполняет некие атональные упражнения. Второй эпик альбома "Calypso Frelimo" - еще один уход в латино. Здесь тоже есть интересная и интересная многочастность с нагнетанием темпа, смешной запоминающийся рифф, и, конечно, блестящая игра Майлза. Следующие далее густые, насыщенные перкуссией и полиритмами "Mtume" и "Billy Preston" продолжают игры с этно и фанком, однако ничего принципиально нового не добавляют - иногда даже начинает казаться, что Майлз может выдавать подобные ритмические разработки прямо-таки в конвеерном режиме. Да, он мог и раньше, но "разработки", на которых обитали такие люди, как Джарретт, Хэнкок и Завинул, не могли быть неинтересными. Примитивно гудящий электроорган Майлза явно не может тягаться с ними; да и целых три здешних гитариста при всем уважении не могут заменить одного Маклафлина.
Очевидно, что Майлз вполне мог и хотел работать дальше; его амбиции продолжали расти, но ему как будто бы начал изменять один из его главных талантов - организатора и коллаборатора. Может быть, на этом этапе творчества ему были нужнее совместные проекты с рок-музыкантами - хочется представлять его на одной сцене Santana или Pink Floyd или даже бывшими коллегами из Mahavishnu Orchestra. В некотором роде тяжкий, небрежный и сырой, но грандиозный "Get Up With It" и его сердце тьмы под названием "He Loved Him Madly" это не просто последний альбом Майлза перед долгой паузой и совсем новым творческим периодом 80-х, а, пафосно говоря, завещание и итог его многолетних поисков и смелых экспериментов.