Dec 08, 2013 23:28
Цитируется по книге Маргерит Сешей "Дневник шизофренички" (2013), перевод с французского "Journal d'une schizophrene" (1950).
Глава 12
Я учусь познавать своё тело
Через какое-то время мой интерес переместился от материнской еды к собственному телу. Но я не смела заниматься им, так как это вызывало во мне слишком большое чувство вины. И вот Мама (психоаналитик) каким-то образом догадалась, что где-то глубоко внутри мне хотелось быть чистой, красивой, ухоженной, но что у меня "не было на это права". Она отдала санитарке "специальный приказ", чтобы она купала меня каждый день, а сама принесла мне мыло с лёгким ароматом. Мама присутствовала при одном или двух купаниях, говоря: "Мама хочет, чтобы Рене была очень чистой, очень ухоженной, и поэтому Рене должна принимать ванны - этого хочет Мама". Каким наслаждением было для меня находиться в этой прекрасной, теплой, ароматной воде. Мне казалось, что я нахожусь у Мамы на руках. В то же время я чувствовала, что не имею права ни мыться этим мылом, ни даже мыться вообще. Но я мирилась с тем, что меня мыла санитарка, потому что в этом случае не я была ответственной за удовольствие, которое я испытывала от того, что становилась чистой.
К несчастью, Мама не догадывалась о сильном чувстве вины, готовом обрушиться на меня, как только я проявила бы инициативу в осуществлении чего-либо для собственного удовольствия. Она сказала ужасную вещь: "Готовьте ванну для мадемуазель Рене только тогда, когда она сама этого пожелает. Ведь она это обожает, не так ли, Рене?" Отчаянная ярость против Мамы всколыхнулась во мне. Как она могла такое сказать? Какой стыд, утверждать открыто, что я, Рене, желала получить удовольствие от ванны! Таким образом, она немедленно разбудила во мне вину, которая была связана с этим удовольствием, и я стала энергично отказываться от купания.
Тут же контакт между мной и Мамой резко оборвался, прекрасная реальность исчезла, и вместо неё появилась какая-то кинематографическая декорация. Я была перепугана ответственностью, которой Мама меня наделила, и была глубоко ранена тем, как громко она сказала - и это услышала санитарка - что я наслаждаюсь ваннами и всем своим существом желаю их. Мне удалось немного подавить непереносимое чувство вины отказом от мытья и тем, что я стала полностью безразличной к уходу за телом.
----------------------------------------------------------------------
Я, на самом деле, не уверена в том, что чувство, о котором она пишет - это именно стыд. Потому что все чувства изначально не имеют названия в языке у младенца. Это мама узнаёт чувства и проговаривает их ребёнку - чтобы он знал как это называется. Дальнейшая интерпретация аналитиком этих записей почему-то происходит с точки зрения теории либидо, а не объектных отношений. Мне кажется понятным, что эти неизвестные чувства были названы аналитиком, исходя из какой-то теории. Какие это были чувства на самом деле - узнать невозможно.
цитатник,
младенец,
психоанализ