Мастер и Маргарита как сон Ивана Бездомного

Oct 27, 2013 15:25


- А я только что сию минуту приехал в Москву, - растерянно ответил профессор, и тут только приятели догадались заглянуть ему как следует в глаза и убедились в том, что левый, зеленый, у него совершенно безумен, а правый - пуст, черен и мертв.
- Да, да, да, - возбужденно говорил Берлиоз, - впрочем, все это возможно! Даже очень возможно, и Понтий Пилат, и балкон, и тому подобное... А вы одни приехали или с супругой?
- Один, один, я всегда один, - горько ответил профессор.
А вам никогда не приходило в голову, что сюжет романа на самом деле практически весь происходит в голове Ивана Бездомного? И что реальных событий там - всего несколько: встреча на патриарших с неизвестным, погоня с дракой в Грибоедове, помещение в психиатрическую книнику, встреча с соседом по больнице, смерть соседа, история выздоровления в эпилоге. Всё. Остальное - это бред Ивана, история его психоза, перемешанная с реальными новостями в газетах - о пожарах, беспорядках, подозрительных иностранцах... Если смотреть в таком ключе, становится сразу понятна фраза Ивана в ответ на новость о смерти соседа по больнице, Мастера: "- Я так и знал! Я уверяю вас, Прасковья Федоровна, что сейчас в городе еще скончался один человек. Я даже знаю, кто, - тут Иванушка таинственно улыбнулся, - это женщина." Эта фраза кажется какой-то ненужной и совершенно выпадающей из логики - зачем читателю, который и так знает, что произошло, слышать это из уст Ивана ещё раз? Не в том ли дело, что всё происходящее заперто в рамках головы Ивана и он, догадывающийся об этом, считает необходимым объяснить санитарке содержание своего бреда? Особенная чувствительность шизофренических пациентов описывается в литературе, и поэтому логично предположить, что Иван, услышав переполох в коридорах, интерпретировал это по-своему, увидел галлюцинации - явление Мастера и Маргариты - объясняющие смерть соседа и сообщил остаток как мог этим, последним в главе, предложением.

Если представить себе, что реальные персонажи - Иван Бездомный, Берлиоз, Рюхин, проф. Стравинский, неизвестный сосед, санитары, массовка Грибоедова, а все остальные - "сны" Ивана, можно проанализировать эти сны с точки зрения его психики и внутренних смыслов.
Если рассмотреть персонажей книги - как части личности Ивана, становится понятна концовка. Воланд и его свита (метафора болезни) - пропадает в небытие, Мастер и Маргарита - мертвы (творчество Ивана исчезает, он больше не пишет стихи), остаются Пилат и Иешуа ("Это - сотрудник института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев.").

литература, старый добрый малкавиан, бред

Previous post Next post
Up