Неделю назад мне посчастливилось побывать в славном городе Львове и посетить не менее славный муз.фест “Stare Misto”. То, что Львов - город, не имеющий аналогов в Украине я всегда подозревал; тем более, несколько раз был здесь проездом. Но я и не мог предположить, что его отличия от среднестатистического населённого пункта Украины настолько разительны. Причём проявляются они во всех возможных формах - от архитектуры (ренессанс, барокко, неоготика) до выражений лиц жителей (открытые для контактов), что, конечно же, приятно отличает Львов от Харькова, где в архитектуре доминирует сталинский конструктивизм, а на лицах горожан - сплошной смур.
Львов - такое себе окно в Европу, потенциальная культурная столица страны. Недаром здесь столько иностранцев, а в кафе спрашивают, на каком языке принести меню. Жизнь бьёт ключом, атмосфера очень позитивная. Днём обязательно стоит подняться на городскую ратушу и оценить панораму Львова с высоты птичьего полёта (исторический центр внесён в список мирового наследия ЮНЕСКО), вечером - зайти в одну многочисленных «кав’ярень» и насладиться знаменитым львовским кофе.
Но главной целью нашей поездки был всё-таки фест “Stare Misto” и его хэдлайнеры “Gogol Bordello”. Большинство пришло и приехало именно на «Гоголей», которые, несмотря на, то, что Украина - географическая Родина их фронтмена, ни разу не приезжали сюда (клубный перфоменс на заре их карьеры - не в счёт). Наконец, come back Гудзя сотоварищи состоялся, и, надо сказать, почти что триумфально. Но перед этим о других участниках фестиваля.
Первыми выступали “Mad Heads XL”. Несмотря на то, что в сэт-листе команды были в общем-то привычные для их выступлений треки («А я на морі», «Смерека», «Надія є» и т.д.), группа отлично справилась со своей задачей настроить публику на нужный лад. Их беспечное ска так и веяло позитивом, который проявлялся не только в игре музыкантов, но и в их поведении на сцене - достаточно вспомнить хотя бы весёлую хореографию трубача и тромбониста, которые не стеснялись своего неумения танцевать и показывали на своём примере, что важна не форма, а желание - если желание присутствует, то всё получится. Не обошлось и без народных песен вроде «Несе Галя воду» и «Ой на горі два дубки», которые музыканты презентовали в рамках своего сайд-проекта “UkrainSka”.
Следующими выступали «Гайдамаки», популярность которых как раз набирает обороты. Достаточно сказать хотя бы то, что в этом году коллектив станет первым представителем Украины, который выступит на главной сцене венгерского Sziget’а, а это не абы какое достижение. Тем не менее «Гайдамаки» - это скорее экспортный продукт, такой себе поющий набор национальных украинских традиций, одетый в шаровары и безустанно повторяющий, что исполняет “сossack rock”. Лично мне было бы достаточно пары песен, но «Гайдамаки» уходили и снова возвращались под тёплый приём зрителей. И всё-таки их музыка показалась мне излишне политизированной, хотя что-то в ней определённо есть. На любителя просто.
Затем сцену оккупировала финская делегация “Korpiklaani”. В фан-зону незамедлительно подтянулись их патлатые фанаты, мы же ретировались в сторону буфета. Всё-таки фолк-метал - весьма специфический жанр. Но, чтобы не растерять свои позиции в третьем ряду, нам пришлось вернуться под конец финского перфоменса. Тут-то и началась кульминация: как будто только что вышедший из лесу вокалист команды решил стать поближе к народу, слез со сцены и принялся лобзаться с первыми рядами. Мы отступили, чтоб этой «радостью» могли насладиться радикальные металлисты, плотные ряды которых ринулись к заграждению. Обцеловав всех кого только можно, довольный «викинг» с чувством выполненного долга снова забрался на сцену и принялся рассыпаться в комплиментах публике, подкрепляя свою речь для пущей убедительности многократным повторением слов “fuck” и “fucking”.
Наконец, финны, видимо, далеко не трезвые уступили сцену группе «Сплин», выступления которых я ждал не меньше пресловутых «Гоголей». Оказалось, не зря - Васильев и Ко превзошли все мои ожидания, исполнив свои лучшие хиты кроме, пожалуй, «Прочь из моей головы». Но, несмотря на свой потрясающий текст и растущий накал, данный трек просто не вписывался в развлекательный формат феста - он скорее для сольников «Сплина». Зато были исполнены «Орбит», «Моё сердце», «Выхода нет», «Линяя жизни», «Остаёмся зимовать», «Романс», «Феллини», «Маяк», «Скажи», «Весь этот бред», «Сидели и курили», «Новые люди», «Время назад», «Праздник» и новая песня «Вниз головой». Саша Васильев выложился на полную, каждую песню он пропускал через себя, жестикулировал как заправский театральный актёр - в общем, выступил как настоящий мастер, singer-songwriter, который верит в то, что пишет и заставляет всех поверить в то, что верит сам. Лишний раз я убедился, что он - одна из ключевых фигур русского рока нового времени. Скучность, в которой нередко обвиняют лайвы «Сплина» ни в коем случае не относится к лидеру команды, но, по-моему, вполне применима для характеристики игры гитаристов - создалось впечатление, что им всё равно, что и для кого играть, они были инертны и, казалось, вышли на сцену исключительно, чтобы отработать гонорар. Стоит также отметить, что в знаменитом «Орбите без сахара» Васильев по неизвестным причинам изменил строчку «она хотела даже повеситься» на «она хотела даже стать девственницей».
«Сплин» сменили «ВВ». Также как и в случае с “Mad Heads XL” сет-лист группы не отличался оригинальностью - стандартные «Були на селі», «Галю, приходь», «Весна», «День Народження», ВВ-шная интепретация цоевской «Пачки сигарет»... Но драйв нестареющего Скрипки просто невозможно не подхватить! Чего стоит только его любовь рифмовать свои обращения к публике и индийская пластика, которую, будучи фанатом индийского кино, фронтмен «ВВ» с успехом воплощает в рамках выступлений своей команды! Индийская составляющая обеспечивает стиль «Воплей» особым шармом, придавая ему по-хорошему танцевальный оттенок, что особенно проявляется в песне «День Народження» - настоящей концертной бомбе.
Наконец, вечер достиг своей кульминации. Уже из затянувшейся паузы между выступлениями стало ясно, что настал черёд хэдлайнеров. Какой-то негр мурлыкал в микрофон, сцену зачем-то подметали, а ажиотаж публики достиг явно нешуточного масштаба. Один за другим под шквалы аплодисментов из-за кулис начали появляться участники мультинационального коллектива “Gogol Bordello”. Последним появился, конечно же, Евгений Гудзь. Мощное начало из “Ultimate”, “Wonderlust King” и “Not a Crime” просто снесли всем крышу - плотные ряды фанатов принялись скакать, танцевать и, даже если ты был чужой в этом празднике жизни, тебе волей-неволей пришлось бы принять в нём участие. Наиболее радикальные фэны и вовсе устроили слэм, что несколько омрачило впечатления от концерта и отвлекло внимание от сцены, где Гудзь в это время разыгрывал самый настоящий спектакль. Энергетика этого человека действительно завораживает, хотелось спросить: «Где у него кнопка?» Вокалист “Gogol Bordello” мотался по сцене как оглашённый, играл на гитаре и обливался красным вином, умудрившись облить даже одетое в белые рубашки начальство охраны, патрулирующее местность под сценой. Другие участники группы вторили своему лидеру, доставляя настоящее удовольствие меломанам своей инструментально и мелодически богатой музыкой, вобравшей в себя лучшее из мирового культурного наследия. “Gogol Bordello” можно смело назвать адептами жанра “world-music”, хотя основа их стиля безусловно балканская.
Когда группа покинула сцену, некоторые уж было расстроились, подумав, что «маловато будет», но тревога оказалось ложной. Через пару минут из темноты выплыла неунывающая фигура Евгения Гудзя с акустической гитарой. Тут-то он и продемонстрировал, что является не только прирождённым шоуменом, но и отличным гитаристом. Долго импровизируя цыганскими мотивами, он затянул мою любимую песню “Alcohol”, бьющую наповал своим умопомрачительным соло. В этот момент я окончательно понял, что вечер удался. Кроме уже перечисленных треков «Гоголи» исполнили “Baro Foro”, “Start Wearing Purple”, “Undestructable”, “Sally”, “Immigrant Punk”, “Tribal Connection”, “Dogs Were Barkin”, кавер битловской “Girl” и даже украинскую народную «Тече вода каламутна». Под конец музыканты выдали сумасшедшую психоделическую какофонию, длящуюся несколько минут и совершенно не вписывающуюся в рамки слова «формат». Это было достойным завершением девятичасового музыкального марафона. Гудзь ещё немного поразвлекал зрителей забавами с барабаном: предварительно положив в него бутылки и микрофон, он творил с ним всё, что в голову взбредёт, а потом грохнул всей конструкцией об пол, попрощался, рассыпавшись всем в благодарностях и был таков. Уставшая и довольная публика принялась расходиться.
...На следующий день мы тщетно пытались познакомиться с фронтменом "Gogol Bordello", повстречав в центре города едва ли не всех участников группы, кроме самого именитого. Музыканты, никем кроме нас не узнанные, преспокойно сидели в одном из кафе. А один из них докладывал по телефону: "Женя, у тебя есть ещё три часа, чтобы покататься..." Но сколько раз мы не проходили мимо них под видом заблудившихся туристов, Гудзь так и не присоединился к товарищам по группе. Когда же "Гоголи" уже стали подозрительно коситься на нас, мы решили, что, видимо, не судьба. А жаль...