Число кадын-эфенди (жен султана) варьировалось от 4 до 8. Первая жена называлась главной (баш-кадын), остальные соответственно - второй,третьей, четвертой и т.д. Кадын-эфенди проживали в своих специальных комнатах с личной прислугой. В случае смерти одной из жен, ее место занимала одна из
икбал. Выбирал девушку лично султан с помощью главного евнуха.
Новая кадын-эфенди получала письменное подтверждение ее статуса, ей заказывались новые одежды, а затем выделялась отдельная комната. Главная хранительница и ее помощницы вводили ее в курс дворцовых традиций. В XVI-XVIII вв. кадын-эфенди, имеющие детей, именовались хасеки. Впервые этого титула удостоил свою жену Хюррем султан Сулейман Великолепный.
Султаны проводили ночи с кем хотели, но ночь с пятницы на субботу они были обязаны проводить только с одной из своих жен - таков был порядок, освященный традицией ислама. Если жена не была со своим мужем в течение трех пятниц подряд, она имела право обратиться к кади (судье). За очередностью встреч султана с женами следила хранительница.
Несмотря на то, что очередность посещения султана строго соблюдалась, ни одной из жен не приходило в голову, что султан любит их одинаково. В гареме было известно, что
некоторых султан обожает, другими пренебрегает.
Так, Сулейман Великолепный сначала женился на Махидевран, но затем полюбил Хюррем, начал баловать ее и уделять ей больше времени, что стало причиной ссор и серьезных размолвок между двумя женщинами. Известен случай, как однажды Махидевран ударила Хюррем - Султан узнал об этом и немедленно приказал отослать ее вместе с сыном Мустафой в Манису на постоянное жительство.
А Гулнуш-султан, старшая жена Авджи Мехмеда, столкнула со скалы свою соперницу-новую наложницу Гулбеяз, которой султан стал уделять больше времени, чем своей жене.
Известно, что иной раз жены имели такое сильное влияние на султанов, что вмешивались в дела государства. Также есть сведения, что в определенные периоды валиде-султан (матери султанов) управляли государством и значитально влияли на то, кто мог взойти на трон. Такое положение в османском государстве называлось «Женский султанат».
Несмотря на свое высокое положение в иерархической системе гарема, кадын-эфенди были обязаны вести себя с султаном с большим почтением: не могли сесть в его присутствии или заговорить без разрешения, назвать мужа на "ты". Султан для них был прежде всего единственным правителем османской империи и повелителем исламского мира.
Своих сыновей кадын-эфенди называли своихсыновей "господин мой" или "лев мой" в более приватной обстановке, должны были вставать при их появлении. Принцы в знак уважения целовали руку кадын-эфенди независимо от возраста. Женщины гарема, дабы засвидетельствовать свое уважение, целовали подол юбки кадын-эфенди.
В отношениях друг с другом жены султана соблюдали ряд формальностей: когда одна из жен хотела поговорить с другой, она отправляла к ней служанку, чтобы
получить согласие. Едущую в карете жену султана сопровождали пешие евнухи. Если выезжали все жены одновременно, то их кареты сопровождались по старшинству владелиц и ехали они так же по порядку старшинства.
Жены султана уделяли огромное внимание собственное внешности. Особенно тщательно они следили за волосами: для этого у них были специальные служанки, которые расчесывали и заплетали волосы, вплетали в них ленты и крепили заколки из драгоценных камней. Гребешки делали из бархатной ткани, расшитой жемчугом или бриллиантами, или же цепляли на них золотую брошку.
Гарем. Общая информация и иерархия. Гарем. Наложницы. Гарем. Фаворитки и икбал.