Думаю, про педагогику Монтессори так или иначе слышали все более-менее сознательные мамы: свободное и естественное развитие ребенка в установленных границах, внимание к его интересам и предпочтениям, улучшение навыков самообслуживания. Методика учит ребенка концентрироваться на познавательных процессах и занимать себя - ну кто из мам активных детей не мечтает, чтобы ребенок иногда хоть полчасика тихонько поиграл самостоятельно? А еще встречаются данные, что подросшие воспитанники Монтессори-школ учатся лучше своих сверстников, легче поступают в вузы и в целом с интересом и увлеченностью относятся к учебе.
Недавно мы с Верой ходили на пробное занятие в один из Монтессори-клубов Петербурга - в
детском центре "Гранатик". Детский центр находится в ЕСОДе (Доме еврейской культуры) но открыт для всех детей вне зависимости от национальности. Начала занятия ждали в огромной
"Игротеке" (это, кстати, было ошибкой, потому что утащить оттуда Веру мне удалось, только обещая ей горы игрушек в другом месте).
Само занятие началось с вводной части: Нина Мирошникова, Монтессори-педагог с 12-летним опытом, рассказывала нам о том, что адаптация происходит постепенно, что на первых занятиях она просто изучает отношения между мамой и ребенком, ведь в каждой семье они совершенно разные.
Нина много говорила о том, что каждой из нас для того, чтобы быть хорошей мамой, нужны ресурсы, которым неоткуда взяться, если нет собственного пространства, возможности посвятить время только себе. Что нельзя с помощью ребенка решать собственные эмоциональные проблемы: хочу ласки - иду обниматься с ребенком, не в настроении - отмахиваюсь или срываюсь. Что необходимо обозначать определенные границы, которые нужны как маме, издерганной вечным нытьем, так и ребенку - для него мир огромен и непонятен и чем больше в жизни понятных ребенку правил и опор, тем ему спокойнее.
Лично мне было очень интересно узнать взгляд со стороны на наши отношения с Верой. Оказалось, что будучи свято уверенной в том, что я этакая нежная мама с безусловной любовью, я зачастую выступаю ведомой в нашей паре мама-ребенок. А ребенку совершенно неестественна и тяжела роль ведущего, в его природе нормально следовать за взрослым (вот это основа альфа-пэрентинга, если не ошибаюсь). В качестве примера: я разговариваю с педагогом, Вера подходит ко мне с игрушками: "Мама, го-го!", я: "да, Верочка, это лошадка", при этом полностью отвлекаюсь от разговора со взрослым. В ситуациях противостояния (Вера очень хотела вернуться в игротеку, потому что там "Кука! Мама, кука! Кука!") я пытаюсь договариваться, отвлечь, переключить внимание, утешить - в общем, все что угодно, кроме простого обозначения границ просто по факту того, что я - взрослая и я решаю ("Вера, я понимаю, что ты расстроена, потому что сейчас я не иду с тобой играть в куклу. Ты очень-очень хочешь поиграть в куклу, да. Но сейчас мы остаемся и играем здесь"). Конечно, это всего лишь первые наметки и впечатления, но они дали мне немало пищи для размышлений.
После вводной части мы переместились, собственно, в Монтессори-среду - специально оборудованное пространство, где ребенок может заниматься тем, что ему самому нравится. Самым любопытным было то, что нам, родителям, запретили говорить - вообще. Вы представляете, какое это испытание для нас, привыкших постоянно развлекать ребенка "ой, смотри, какая игрушка", "а давай поиграем вот в это". Кто-то из деток сразу пошел изучать окружающее пространство, моя девица застеснялась, но Нина аккуратно показала (не предложила, а именно показала, как можно играть) ей несколько игрушек, и Вера увлеченно занялась ими.
Обстановка в классе очень интересна и непривычна глазу - вся мебель деревянная, спокойных чистых цветов, много деревянных игрушек, приятных текстур, всякие небольшие штучки для развития мелкой моторики, миски с фасолью и даже настоящие овощи. Никакого вырвиглазного пластика и громких мелодий, которыми грешат современные игрушки.
Вот, кстати, еще один хороший пример нашего с Верой взаимодействия. Она играет с банкой и мягкими шариками-ежиками. В крышке банки дырка, нужно засовывать туда шарики. Все шарики оказываются в банке, я сразу забираю ее у ребенка, чтобы открыть и достать шарики. А ведь можно показать, как откручивается крышка. Нина сказала, что взрослые зачастую не стимулируют самостоятельность у ребенка, подсознательно желая оставаться для него этаким всесильным "богом". После занятия я стала больше обращать внимание на такие моменты, стараюсь проявлять терпение, когда Вера неловко (но сама!) пытается натянуть колготки, даю ей небольшие задания по дому (разобрать вилки-ложки после посудомойки, протереть разлитую воду).
Одним словом, я осталась под большим впечатлением от занятия! К сожалению,
"Гранатик" находится от нас чересчур далеко, да и в нашем районе нет клубов Монтессори, куда было бы удобно добираться, но я однозначно буду стараться применять принципы методики в обычной домашней жизни.
После занятия мы вернулись в "Игротеку", и ребенок протусил там еще почти час, еле увела. Кстати, в "Игротеке" проводят детские дни рождения (от 2 лет) - можно просто арендовать помещение, а можно устроить целое представление с аниматором или фокусником.
Еще в "Гранатике" есть детский садик, о котором я слышала самые лучшие отзывы. Немного расспросила о нем Елену Таль-Алексееву, директора по развитию ЕСОДа, которая, собственно, и пригласила нас на занятия. Садик еврейский, хотя ходить туда могут любые детки. Из национальной специфики - то, что дети (в игровой форме) отмечают еврейские прадники (хотя мы вот все отмечаем всевозможные хэллоуины и дни святого валентина и не смущаемся), и израильская методика воспитания, в которой большое внимание уделяется отношение к ребенку как к личности. У Елены в этот садик ходит трехлетняя дочка, и как-то после дня в садике воспитатель подошла к Елене и встревоженно рассказывала, что Маша (дочка) отказывалась есть борщ, а воспитатель предложила ей доесть его с условием, что в конце она даст ей печенье (нормальная родительская методика, по-моему!). Так вот она целый день переживала, что ребенок же не хотел есть борщ, а она ее, получается, уговорила и пошла против воли - такой бы рефлексии добавить нашим обычным садиковским воспитателям! ))
В общем, я под большим впечатлением и немного жалею, что ездить в "Гранатик" нам так далеко для каких-то постоянных занятий. Но вот на какие-то мероприятия выходного дня наверняка можно будет периодически выбираться, благо выбор большой - от детских спектаклей до мастер-классов.
За организацию мероприятия спасибо Елене Таль-Алексеевой из
ЕСОДа и сообществу
spbblog.
За компанию - сообщникам
jul_july,
itditpspb и
lidina и их деткам.