«Принимая в фанаты, били»

Mar 27, 2013 00:49




О том, каким было фан-движение в последнюю десятилетку существования СССР, рассказывает болельщик минского «Динамо» со стажем Александр «Кит» Кмит (вообще, первые футбольные фанаты в Беларуси появились в 1981 году). Он вспоминает опасные путешествия через огромную страну, группировку «Антифанат», допросы в КГБ, драки с прибалтами, посвящение в фанаты, запретный «Беломор» и Пудышева, выцеливающего свиней в Кутаиси.

- Мы начинали фанатеть потоками. Первый составляли Феликс, Малый, Бичер, Колос. Второй - Салат, Чарли, Качан, Вермут, Патя, Барсук, ну и я, - начинает рассказывать Александр, доставая с антресолей старый, видавший виды чемоданчик. В нем все: программки, значки, вымпелы, ну и, конечно, фотоальбомы. Изучая все это, мы погружаемся в воспоминания о далеких временах.

Ездить по Союзу Кит начал 3 сентября 1984 года. В этот день в Вильнюсе местный «Жальгирис» принимал минское «Динамо».



- Рванули с Вермутом. После занятий в технаре сели на «собаку» (электричка - Goals.by) до Молодечно. Там обычно все садились на дизель до Гудогая, но нам повезло. Поймали автобус, который ехал в Вильнюс. Поразил лабусовский сектор. Все на цветах: панамы, дудки, розетки (шарфы - Goals.by). Все гудело. Наш сектор был тише и не таким пестрым. Хотя количество было неплохим - 800 человек! Там были не только фанаты, но и обычные болельщики из близлежащих сморгоней.



Кстати, в Вильнюс ездили не только на матчи «Динамо». Нашел себя на старых зенитовских фотках. Причем на их секторе. Наши движи были дружны.

***

На футбол Александр впервые попал в 1979-м. «Динамо» тогда свои домашние матчи проводило на стадионе «Трактор».



- Мне лет 10 было. Тягался на Ванеева с Курасовщины. Стадион заполнялся под завязку. Спустя три года «Динамо» стало чемпионом. И на следующий день вся моя школа вышла на учебу с исписанными мелом деревянными дипломатами. Написано на них было «Динамо» - чемпион!»





Выбраться на выезд, чтобы звать себя фанатом, было недостаточно. Новичков принимали в фанатизм. Причем через специфический обряд.

- Били. Например, для того, чтобы не продался «мясным» (фанаты «Спартака» - Goals.by). Меня Чарли с Додиком били на матче дублирующих составов в Стайках. Не очень сильно. Главное было не упасть или не убежать и обязательно прийти на следующую игру. Многие так отваливались.

***

Супруга у Александра не последний человек в фанатизме питерском. Катя принадлежит к фанатской группировке «Питерские волки». И гоняет за свой клуб тоже с середины 80-х. В Беларусь Катя перебралась всего четыре года назад. К мужу.

- С Сашей не виделись 22 года! В 86-м он приезжал в Питер на концерт БГ (Борис Гребенщиков - Goals.by). У нас была одна ночь, и наши пути разошлись. В 2008-м «Зенит» играл с БАТЭ. Когда провожала своих парней (сама не смогла поехать), оказалось, что у одного есть Сашин телефон. Начали переписываться. На смс тратила по 500 рублей за два дня. Могли бы купить хорошую машину.

«Добрались до Кутаиси. А это такая пердь с одним проспектом, по которому свиньи бегают».

Сейчас Катя матчи «Зенита» не посещает. Все-таки мотаться из Минска на них дороговато.

***

В 1986 году попытка поддержать свой клуб в Тбилиси обернулась для Кита недоездом. Вместо стадиона он угодил в детприемник.

- Попал по глупости. Ехали через Воронеж, где посетили матч «Факел» - «Спартак». После отметили мой День рождения. На шару пробрались в поезд. Доехали до Ростова. В Воронеже можно было без проблем курить «Беломор», а вот на Юге делать этого было нельзя. Моментальные подозрения на косяк. Поэтому все мужики курили только сигареты с фильтром. Но мы-то не знали. Закурили. К нам подошел пацан в пиджаке: «Как дела, парни?» - «Чего пристал?» Он корку под нос - пошли. Ну и завели в этот приемник. Продержали неделю. Потом отец приехал, забрал. Кстати, печально известное Окрестино раньше тоже было детприемником. Куча советских фанатов там перебывала :).



Иногда милиционеров удавалось обмануть и добраться до выезда.

- Ехали в Кутаиси. Взяли купе до Сочи. А тогда только помер Черненко (генсек КПСС - Goals.by). Ну, и отмечая событие, хорошо поддали. Начали горланить песни. В результате проводница пожаловалась, и в Харькове в купе зашла милиция. С товарищем спрятались в «чемоданы» - места для багажа. Друга забрали, а меня каким-то чудом нет. В итоге, я без вещей, в тапочках, трениках и фланелевой рубашке поехал дальше. Пошел сдаваться начальнику поезда. Меня менты посадили на поезд обратно до Харькова. Там ждали. Переписали, привели на вокзал и купили билеты до Минска. Нам удалось слинять. Сдали билеты и поехали дальше.

Добрались до Кутаиси. А это такая пердь с одним проспектом, по которому свиньи бегают. Оказались возле гостиницы, где тренировались наши. Пудышев и Курненин взяли мячик и начали по этим свиньям шпулять. Хулиганили парни :).



На секторе было 12 человек. Местные бросали в нас монеты, окурки. Угрожали, что зарежут. Если бы команда не забрала в автобус, не уехали бы. Сидел рядом с Курнениным и пытался что-то у него спрашивать. А мы чачи перебрали, перегар идет, и он все отворачивался…

***

Доставалось на Юге от местных и фанатам «Зенита». В Тбилиси питерцев закидали камнями и ножами.

- В 86-м пробивала двойник Тбилиси - Кутаиси. Выехали за три недели. Денег особо ни у кого не было. Вписались в поезд через туалет. Я пролезла через окно и открыла двери. У нас был ключ. Пошли в вагон-ресторан, сели за стол. Подходит официантка. Делаем заказ: «Нам, пожалуйста, фасолевый суп, а приборы на четверых».

В общем, кое-как доехали до Кутаиси. Трезвые. С билетами на матч. А возле стадиона оказался ларек, где сидел колоритный ара и продавал пиво. Разными хитростями уговаривали его угостить нас бесплатно. В итоге наугощались до визга. И полезли на стадион через решетки. Подъезжает «козлик», вылазят менты и снимают нас оттуда. Проверяют паспорта. Видят билеты и отпускают. Но мы же пьяные. Опять на решетку. Вторая машина не отпустила.

***

«Самый протяженный выезд - «тройник» Питер - Днепропетровск - Киев. Меня дома не было около месяца».

Самый протяженный выезд для Кита - «тройник» Питер - Днепропетровск - Киев.

- Меня дома не было около месяца. После Днепропетровска между турами был перерыв в две недели. И мы с днепрянами поехали в Гурзуф. Периодически позванивал домой. Говорил маме, что живой. Где брал деньги? Так нас встречали, кормили, поили. А когда друзья приезжали ко мне, я встречал, кормил, поил.

***

Не всегда проблемы на выездах возникали с милицией. Фанатам доставалось и от проводников поездов.

- С другом Вовой из Гомеля проводники пытались нас сбросить из поезда Душанбе - Москва. Скорость, ночь, открытые двери, двое детей и тушка в 130 кг. Если бы не друг, меня бы не было в живых, наверное. Он укусил проводника за ногу, и мы сумели вырваться. Тогда нам сказали: «Раз не выбросили, значит, в купе со змеями». Но нам уже было все равно. Завели в купе. Не знаю, были ли там змеи. Минут через 20 нас ссадили в Ржеве.

***

Не доехать до места назначения можно было и по другим причинам. Родители молодых фанатов не разделяли их увлечения.

- У наших мам и пап была группировка «Антифанат». Даже кликухи были. У моей мамы «Китиха». У Салата - «Салатиха». И так далее. Они изучали календарь сезона и в дни выездов собирались на вокзале вылавливать нас. Приходилось искать варианты отъезда. Если направление южное, то садились в Осиповичах. А до них добирались на «собаках».



Деньги на поездки фанаты брали или со стипендий, или у обычных граждан:

- Берешь чувака за грудки: «Хочешь ядерной войны?» Он отвечает: «Нет». «Тогда давай 20 копеек». Ну, так и набиралось от трех до пяти рублей. Но это не важно. Мы билеты никогда не покупали. Ехали на шару всегда. А тех, кто билеты покупал, и за фанатов-то не считали.

***

Минская публика к фанатам относилась терпимо. Парни располагались на 22-м секторе.

- С атрибутикой было тоскливо. В Молодечно была контора «Березка», которая производила шарфы. Покупали там. Стоили от 10 до 25 рублей. Значки чаще всего делали сами. Вырезали эмблему клуба из программки и вставляли в любой значок. А некоторые делали из железа. Флаги мастерили из занавесок, украденных из поезда Минск - Москва. Они белые с голубым орнаментом. Туда «Дэшка» хорошо вписывалась.





Милиция реагировала на атрибутику настороженно.

- За значок могли запросто не пустить на футбол. Еще была фишка - собирать на входе на стадион шарфы. А после матча отдавать обратно. Интересное ноу-хау. Но вообще, милиции было очень мало на стадионах. Больше было людей в штатском. При КГБ даже был отдел по борьбе с фанатами. Пал Палыч такой был там главным. Фамилию сейчас не вспомню. Часто вызывал на Фабрициуса и проводил легкие беседы. Показывает фото и спрашивает, кто на нем. И чтобы побыстрее свалить, начинаешь перечислять таблицу Менделеева. Он видел, что его дурят, и отпускал. Не мучал особо.

***

Какой же фанат без драки. За 30 лет, прошедших с появления в Минске фан-движения, мало что изменилось.

- Постоянно конфликтовали с прибалтами. Если лабусы приезжали на цветах, встречали и бегали за ними. Всегда. Равно как и там всегда ждали нас. А вот с днепрянами из Днепропетровска, равно как и с питерскими парнями, у нас была дружба. Ходили на один сектор. Сначала они заряжают свое, потом мы - свое. И так весь матч.



Днепропетровск был в СССР закрытым городом, и все свои домашние матчи «Днепр» проводил в Кривом Роге. Завод у них там какой-то был, на котором делали чуть ли не ядерные боеголовки. Так вот днепряне - дикие люди. Один знакомый в Киеве впервые в жизни увидел негра. Метров 30 шел за ним и вопил: «О, це макака!» Кстати, привет Олегу Протасову! Фанаты «Днепра» подарили программку с его автографом!



***

Чаще всего фанатам доставалось от… обычных болельщиков.

- Фанаты «Спартака» хоть и были разношерстной бандой, но на выезды их отправлялось много. Когда с Барсуком были в Воронеже на матче «Факел» - «Спартак», москвичей приехало человек 700. Для Союза - цифра! Все в розетках. Но их погнали мужики! Шкипер (один из основных фанов «Спартака» - Goals.by) бил своих, чтобы остановились. Это была самая массовая драка, которую видел среди фанатов. Сам же не дрался. Может быть, пока.



Когда Союз развалился, Кит ездить прекратил. Стало просто неинтересно.

- Для меня это был жуткий стресс. Фанаты, с которыми тесно общался, вдруг перестали приезжать. Не было элементарной возможности спросить «Как дела? Как мама?» Меня отвернуло от всего этого на несколько лет. Ходил на «домашки», но никуда не ездил. Не мог себя заставить после Тбилиси и Питера поехать в Речицу или Бобруйск. Сейчас на матчи езжу, но не регулярно. Работа не позволяет.

К современным фанатам у Кита двоякое отношение.

- Они молодцы. Делают интересные вещи, но нет в них романтизма :). Меняется время и меняются фанаты. Наше поколение молодыми понимается с трудом. И это непонимание нужно воспринимать спокойно.

фанаты, Белоруссия, интервью, ссср

Previous post Next post
Up