Вторжение в Украину - парад - оборона Москвы - личный героизм и террор на фронте - роль культа самопожертвования - советская экономика была создана для войны - Родина-Мать - Василий Тёркин - Сталинград - украинские националисты - контрнаступление
Тем временем немцы двинулись на Украину чьё сельское хозяйство, уголь и промышленность были необходимы для военной машины Рейха, в то время как его основные силы наступали на Москву. К 1 октября, когда Жуков прибыл из Ленинграда, чтобы взять под свой контроль оборону столицы, немецкаф армия уже достигла окраин Москвы. Сталин приказал эвакуировать правительство в Куйбышев. Паника распространялась по мере того, как усиливались бомбардировки города. Железнодорожные вокзалы видели страшные сцены, когда толпа штурмовала поезда, идущие на восток. Сталин выступил по радио, призывая защищать город до конца - и жители откликнулись. Четверть миллиона москвичей рыли оборону на окраинах города, возили грузы на фронт и ухаживали за ранеными солдатами в своих домах. Многие сражались вместе с армейскими частями, набранными по кусочкам из разбитых сил Западного фронта и подкреплений из Сибири.
Символом этого нового духа решимости стало смелое решение Сталина провести, как обычно, военный парад ко Дню революции (7 ноября) на Красной площади. Он пошел наперекор советам своих командующих ВВС, которые опасались, что немцы попытаются разбомбить парад с воздуха (несколько дней назад немецкие самолеты нанесли прямой удар по Кремлю, убив 41 и ранив 146 человек). В своей речи у Мавзолея Ленина Сталин призвал солдат черпать вдохновение в военном героизме «наших великих предков», назвав Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова, генералов, сражавшихся против Наполеона в защиту «нашей славной Родины». С Красной площади солдаты шли прямо на фронт.
Речь возымела драматический эффект. Воодушевленные её патриотическим духом, русские с мрачной решимостью сражались за свою столицу. Постепенно они одолели немецкие войска, не готовые к русской зиме и измотанные пятью месяцами непрерывных боевых действий. Оборона Москвы была жизненно важна. Захват Гитлером столицы не означал бы прекращения боевых действий (Красная Армия могла бы отступить к Уралу и за его пределы), но мог бы привести к падению советского режима и миллионам новых смертей в затяжной войне за освобождение России. Невозможно отрицать необычайное мужество советского народа на войне. Но кто может объяснить его? Почему так много советских солдат сражались с такой решимостью и самопожертвованием? Иностранцы были поражены. “Фронт изобиловал примерами личного героизма непреклонного упорства и инициативы простых солдат», - отметил Милован Джилас, югославский коммунист, во время визита на Украинский фронт в 1943 году. «Россия вся представляла собой последнее отчаянное сопротивление, самоотверженность и волю к окончательной победе». Есть ли что-то в русском характере, что объясняет эту жертву, как утверждают некоторые наивные комментаторы? Или это было результатом дисциплины, навязанной тоталитарным государством?
Террор и принуждение дают лишь часть ответа. В критический для Советского Союза момент, 28 июля 1942 года, когда немцы угрожали Сталинграду, Сталин издал Приказ 227 («Ни шагу назад!»), призывающий войска сражаться насмерть, не отступая. Для того, чтобы приказ был исполнен, линию фронта прочесывали специальные подразделения; их задачей было расстреливать отстающих солдат. Однако влияние этого акта террора со стороны системы было ограниченным. Приказ 227 использовался в отчаянные моменты, такие как битва за Сталинград, но в остальном командиры его игнорировали, на опыте зная, что суровые наказания не способствуют военной эффективности.
Культ самопожертвования играл более важную роль, чем террор. Это было главное преимущество советской системы перед западными либеральными обществами, где человеческим жертвам придавалось большее значение в расчетах командования. С момента запуска плана пятилеток советскому народу говорили, что сегодня необходимы жертвы для построения коммунистической утопии. К 1941 году они были более подготовлены, чем другие народы, к тяготам войны - резкому падению уровня жизни, распаду семей, гибели и исчезновению своих родственников, - потому что уже прошли через это в 1930-е годы. Самая самоотверженная жертва была принесена подростками. Воспитанные на рассказах о советских героях (летчиках-рекордсменах и стахановцах, отважных солдатах Гражданской войны, коммунистах, отправившихся воевать в Испанию), они в огромных количествах шли на фронт добровольцами. Среди них была Рита Коган, одна из миллиона советских женщин, воевавших в Красной Армии и ее партизанских отрядах. Она родилась в еврейской семье в Беларуси и училась в последнем классе школы, когда началась война:
В 1941 году мне было всего 18 лет... Я видела мир через оптику идеалов моих советских героев, самоотверженных пионеров, сделавших великие дела для Родины... Я понятия не имела, что такое война на самом деле. Я хотела принять в этом участие, потому что именно так и должны поступать герои … я не думала об этом как о патриотизме - я видела в этом свой долг. Я могла бы просто работать на военном заводе и просидеть там всю войну, но я был активисткой... Я не думала о смерти и не боялась ее, потому что, как и мои советские герои, я сражалась за Родину.
Её поколение сражалось с безрассудной храбростью. Из всех восемнадцатилетних, мобилизованных в 1941 году, только три процента будут ещё живы к 1945.
Советская командная экономика была создана для войны. Ее способность организовать производство для военной кампании - переносить старые и строить новые фабрики в одночасье, вводить на заводах военное положение и загонять до смерти миллион рабов ГУЛАГа на добыче топлива и полезных ископаемых, давала ей преимущество перед нацистами, которые не могли требовать так много от немцев. Не было почти никаких ограничений на количество жизней, которые сталинистский режим был готов потратить для достижения своих военных целей. Это вышло далеко за рамки традиционной зависимости русской армии от большого количества войск для победы над врагом. Только принимая во внимание это безжалостное пренебрежение к человеческой жизни, мы можем объяснить шокирующие потери Красной Армии - около 12 миллионов солдат, убитых в период с 1941 по 1945 год, что в три раза превышает количество немецких военных потерь в период с 1939 по 1945 год.
Разгром нацизма был победой прежде всего советского народа. Они сражались не за коммунизм - «за нас», как Сталин выразился посланнику США Авереллу Гарриману, - а «за свою родину». Сталин и партия явно отсутствовали в советской пропаганде во время войны. Революционные символы были заменены более старыми изображениями Матери-России (буквально «Родина-Мать»), которые имели больший вес в войсках. Коммунистический «Интернационал» был заменен новым советским государственным гимном, тексты которого прославляли союз народов, связанных Великой Русью. На новых советских медалях были выбиты имена военных героев царского прошлого: Невского, Суворова, Кутузова, Нахимова, севастопольского мученика-героя в годы Крымской войны. Фильм Эйзенштейна «Александр Нейский» снова вернули в кинотеатры и бесконечно повторяли на протяжении всей войны. Возможно, самым главным было то, что большевики временно прекратили преследование Русской Православной Церкви и достигли соглашения с её новым патриархом, избранным после восемнадцати лет запрета в сентябре 1943 года. В обмен на поддержку и лояльность патриарха Сталин приказал освободить тысячи заключенных священников, разрешил вновь открыть церкви и восстановил церковное имущество, в том числе Троице-Сергиеву лавру, центр русской церкви, закрытую большевиками в 1920 году, чьи постройки использовались для широкого круга задач, в том числе для подготовки радиоинженеров.
Что понимали солдаты под словом “Родина”? Им называют в русском языке семейное хозяйство, группу родственников, деревню, поселок или город или, в более общем смысле, всю нацию. Солдаты Красной Армии были в основном крестьянскими сыновьями. Когда они писали домой с фронта, они не делали различия между борьбой за Россию как свою родину и борьбой за свои дома и семьи. Пропаганда военного времени играла на этих эмоциях. Самый известный плакат о войне - “Родина-Мать зовёт”, изображает женщину средних лет, держащую в руках призывной бланк и призывающую сыновей защитить ее от врага. Она символизировала мать, за которую, по мнению каждого солдата, он сражался. Многие солдаты нашли выражение своих патриотических чувств в поэме Александра Твардовского «Василий Теркин», всю войну печатавшейся во фронтовых газетах. Теркин - крестьянский парень. Он никогда не упоминает партию или Сталина. Его привязанность к Родине сосредоточена на смоленском селе. Но он так же чувствует себя сражающимся как за Россию, так и за освобождение мира:
Грянул год, пришёл черёд,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете.
От Ивана до Фомы,
Мёртвые ль, живые,
Все мы вместе - это мы,
Тот народ, Россия.
Ненависть к врагу также была частью этих патриотических эмоций. Немцы совершили на советской земле столько злодеяний, что нетрудно было разжечь народную жажду возмездия. Согласно исследованиям настроений среди рядовых солдат Красной Армии, именно ненависть к немцам больше всего вызывала у солдат желание сражаться. Стихотворение «Убей его!» Константина Симонова офицеры читали солдатам перед тем как послать их в бой:
Если мать тебе дорога -
Тебя выкормившая грудь,
Где давно уже нет молока,
Только можно щекой прильнуть;
Если вынести нету сил,
Чтоб фашист, к ней постоем став,
По щекам морщинистым бил,
Косы на руку намотав;
....
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!
Сталинград стал символом этого патриотического духа. Несмотря на то, что город превратился в руины под обстрелами немецких танков, артиллерии и авиации, советские солдаты сражались за каждую улицу, словно защищая свои дома. Они продолжали сражаться три месяца, с августа по ноябрь 1942 года, когда Красная Армия под командованием Жукова перешла в контрнаступление и вынудила немцев отступить к Дону. Эти недели боев стали поворотным моментом всей войны. С Дона советская армия двинулась к Курску, где сосредоточила 40 процентов своей пехоты и три четверти бронетанковых войск, чтобы разгромить основные силы немецкой армии в июле 1943. Курск окончательно положил конец надеждам Германии на победу на советской земле.
Тесня фронты обратно на запад, Красная Армия вела вторую войну - против украинских националистов, многие из которых были последователями Степана Бандеры, чьи партизанские отряды нацисты использовали для атаки на тылы советских войск. Подразделения НКВД собирали мирных жителей в районах, где действовали партизаны Бандеры, и в рамках политики этнической чистки отправляли их на восток, в лагеря ГУЛАГа. Подобные кампании проводились в Польше и странах Балтии. Также происходили массовые депортации советских этнических групп (калмыков, чеченцев, ингушей и крымских татар), которых считали коллективно ответственными за тех немногих из них, которые работали на немцев.
Красная Армия вступала на западные приграничные земли как имперский завоеватель. Сверху в солдатах поощряли чувства законного главенства России над нерусским населением на этих территориях. Вступившие на немецкую землю советские войска гнала вперед ненависть к немцам и жажда мести - импульс, кульминацией которого стали изнасилования немецких женщин во время последнего марша русских на Берлин. Считается, что около 2 миллионов немецких женщин были изнасилованы советскими солдатами, действия которых остались безнаказанными со стороны их командиров. Когда Джилас за ужином выразил обеспокоенность по поводу сотен сообщений об изнасилованиях, совершенных солдатами Красной Армии в Югославии, Сталин прервал его:
- Да, вы, конечно, читали Достоевского? Вы видите, какая сложная вещь - душа мужчины, психика мужчины? Ну тогда представьте себе мужчину, прошедшего от Сталинграда до Белграда - через тысячи километров собственной опустошенной земли, через трупы своих товарищей и близких! Как такой мужчина может нормально реагировать? И что такого ужасного в том, что он развлекается с женщиной после всех этих ужасов?