Через некоторое время после возвращения с северов, просматривая фотографии Лёлика (
albell) и сестрёнки с Керети, меня накрыло чувство белой зависти - вода!!! Порожки, озера, море... эх…
В общем, первый вывод по результатам велоотпуска: нельзя весь отпуск посвящать вело, а то вроде всё отлично, а чего-то не хватает... а не хватает гребли. =)
Второй вывод: вдвоем хорошо, а с компанией проще. =) На воде вдвоем никаких проблем, а на вело, да по асфальту... уже много раз подумаешь, прежде чем встать где ни попадя - мало ли чудаков на автоматических мобилях ездит, а туда, куда не ездят, зачастую и с велосипедом хрен проберешься.
Ну, и третий вывод: беря за основу чью-то велолоцию нужно быть готовыми к тому, что ваши представления о "грунтовке с улучшенным покрытием" могут значительно отличаться от представлений авторов лоции.
Итак, нитка маршрута получилась следующая:
вело: Оленегорск - Ловозеро - оз.Умбозеро (~напротив горы Квашкар) - ~оз.Глубокое;
авто: ~оз.Глубокое - поворот на Кировск;
вело: поворот на Кировск - Кировск - база КСС (радиалки: пешком: пер.Сев.Чорргор, водопад на р.Рисйок; вело: пер.Умбозёрский, оз.Гольцовое) - Кировск - оз.Большая Имандра (~пролив Экостровский) - оз.Экостровская Имандра (рядом с М18 ~ напротив острова Ягельный) - Кандалакша;
ж/д: Кандалакша - Лоухи;
вело: Лоухи - Пяозёрский - н.п.Паанаярви (кордон на въезде в парк) - н.п.Паанаярви (изба "Русалка") (радиалка на водопад Киваккакоски);
авто: н.п.Паанаярви (изба "Русалка") - Сосонвый;
вело: Сосновый - Лоухи.
Как видно из нитки маршрута в целом у нас получилось очень ленивое, расслабляющее путешествие. =) Погода преимущественно была тёплая, но не жаркая. Дождей почти не было.
Но... обо всём по порядку:
04.07.2010
Утром воскресенья мы с Машкой прибыли на станцию Оленегорск. Не обнаружив в окрестностях станции магазина, обратились к местному населению - выяснилось, что кроме как в ларьке там отовариться негде, а если хочется пожрать, то можно посетить железнодорожную столовую. Кушать нам не хотелось, т.ч. мы закупились в ларьке шоколадками и водой на дорогу, и стартовали. Недостижимая программа максимум на этот день у нас была доехать до посёлка Ловозеро и встать за ним на берегу собственно Ловозера (~90км). Программа минимум - ехать пока не надоест и встать где-нибудь, где понравится.
Дорога до Ловозера в целом хорошая - асфальт, ничтожный трафик и вообще красиво, но вот рельеф: вверх, вверх, вверх, вверх, вверх, внииииз, вверх, вверх, вверх, вверх, вверх, внииииз... Машка уже после первой горки сказала, что она представляла себе всё несколько иначе, а сколько их там было... и не сосчитать. =)
В общем, ближе к обеду Машка объявила, что ОЧЕНЬ устала, а когда пробег за день приблизился к 65 км предложила начать искать стоянку. "А ведь в Ловозере наверняка есть гостиница с горячим душем", - задумчиво сказал я...
Перспектива постоять вечером под горячим душем и поспать на мягком (а также выпить пивка =)) увлекла нас настолько, что, продолжая двигаться в заданном направлении, мы стали тормозить проезжающие мимо местные машины с тем, чтобы выяснить наличие или отсутствие в Ловозере гостиницы. Аборигены путались в показаниях: одни говорили, что гостиница была, но сейчас не работает, другие - что вообще ничего похожего там нет, а третьи утверждали, что их там целых две и даже рассказали как к одной из них проехать. А мы всё ехали, ехали и приехали таки в Ловозеро.
Гостиница, стилизованная под саамский фигвам, к которой нас направили аборигены, если когда-то и работала, то это было давно и неправда (окна заколочены, подходы заросли травой, etc...), поэтому мы вновь обратились к местным с вопросом: "Не подскажете, а где у вас тут есть гостиница?". "А что, эта не работает?!" - удивились они, но вторую гостиницу показали. В общем на сегодняшний день в Ловозере есть только одна гостиница -
Гостиница "Луявр". Двухместный номер в ней стоит недёшево (2200р. в сутки), но нам деваться было некуда, т.к. мы очень устали, а к вечеру еще и замёрзли. Сгоняв в магазин за вкусностями, мы поужинали и легли спать.
Пробег за день: 80,4 км.
05.07.2010
С утра мы отправились в краеведческий музей, который оказался закрыт по случаю понедельника. Также посетили центр саамской культуры, в котором на просьбу показать нам что-нибудь интересное, лишь предложили купить разнообразных сувениров. Ну, мы купили. =)
Вообще, если есть желание посетить музей в Ловозере, имеет смысл разбивать дорогу до него на пару дней: на второй день встать на берегу собственно Ловозера, а на третий (вторник - рабочий день музея) посетить музей и, обогатившись краеведческими познаниями, двинуться дальше...
Мы же собрались и поехали необогащёнными...
Дорога до поворота на Ревду была нам уже знакома, но вчера мы ехали по ней уже изрядно уставшие, а сегодня у нас были силы любоваться красотами.
Через несколько километров после Ревды
асфальт закончился и началась
грунтовка, через которую течет большое количество рек и ручьёв.
В том числе и очень красивых.
Помучившись некоторое время со сниманием/одеванием обуви (очень уж не хотелось ее мочить), мы перебрались на железнодорожную насыпь и поехали по тропинке вдоль шпал.
Скорость движения увеличилась. Изначально в этот день мы планировали доехать до озера Пунчозеро и, в принципе, вполне могли это сделать, но... Во-первых нам хотелось встать на берегу Умбозера с видом на Хибины, а во-вторых, памятуя о вчерашней мегаусталости, вставать было решено имея силы на постановку лагеря и приготовление ужина (тем более, что на следующий день, за р.Пунча, лоция обещала нам грунтовку "с улучшенным покрытием"). Рассудив, что фиг его знает, что там на Пунче, и какими мы будем, проехав еще десять километров, мы встали на приглянувшейся нам небольшой стоянке на берегу холодного и неправдоподобно прозрачного и чистого Умбозера. Стоянка очень маленькая, для больших групп непригодная, но за три с половиной километра до нее, на пересечении ж/д насыпи и р.Паргой, мы видели большую стоянку с каменкой под баню, так что если кому надо, имейте в виду (ниже есть ссылка на трек с координатами).
Хибин мы, кстати, в этот день так и не увидели, так как всё было затянуто облаками и комарами - это была единственная стоянка с невообразимым количеством комаров за всё время нашего путешествия.
Пробег за день: 55,5 км.
06.07.2010
Первое по-настоящему походное утро (пробуждение накануне в гостинице не в счёт) встретило нас хмуро - ни солнца, ни Хибин по ту строну озера... Поэтому мы быстро собрались и покатили дальше. Первые километров двадцать (до р.Кица) мы продолжали
ехать по ж/д насыпи, т.к. обещанной улучшенной грунтовки не наблюдалось.
Когда же трек наших предшественников начал уходить правее, мы перебрались-таки на параллельную грунтовку. К этому времени выглянуло солнышко и стало припекать. Несколько километров дорога и впрямь радовала нас "улучшенным покрытием" и мы поехали быстрее, тем более, что медленно ехать не позволяла шумно радующаяся нашему присутствию толпа слепней. Однако ближе к озеру Глубокому скорость движения начала постепенно снижаться - улучшенное покрытие встречалось всё реже и реже, пока, в конце концов, дорога не превратилась в сплошные труднопроходимые говны:
За пять километров передвижения по этой с позволения сказать дороге (там еще много интересных видов покрытий наблюдалось, но уже не до фотоаппарата было) мы с Машкой притомились настолько, что прохождение запланированного на сегодня участка стало представляться нам крайне сомнительным. И вот тут к нам пришло спасение в виде автоматического мобиля Урал, водитель которого сжалился над нами и предложил подвезти. Разумеется, мы согласились! =)
Здесь, в кабине Урала, на нас навалились лень и усталость, и мы позволили довезти себя до поворота на Кировск, где мы долго отряхивали рюкзаки от толстого слоя пыли. Вообще водителю (не помню, к сожалению, как его зовут) большое человеческое спасибо! Выручил - без него мы бы еще долго колупались на том участке, где нас ожидало еще около десяти километров говен.
Итак, впереди нас ждал Кировск. Я довольно бодро закатился в горку, а вот Машка треть пути прошла пешком - устала (и начала капризничать =)). В общем, мы снова остановились в гостинице. В Кировске гостиниц несколько, мы остановились в первой, встретившейся на нашем пути: "Хибины" - дорого (2400 р./сут.) и простовато за эти деньги, но нам было не до жиру - Машка держалась из последних сил.
Велопробег за день: ~30 км.
Автопробег за день: ~50 км.
07.07.2010
Среда... Самый бестолковый день.
Немного предыстории: Ещё весной я обратил внимание, что через ~50-60 км непрерывного кручения педалей мой железный конь начинает периодически жалостливо поскрипывать, что я с готовностью списал на недостаток смазки цепи. В первый день похода скрип начал меня беспокоить уже через ~35 км (видимо сказались затяжные подъёмы). Быстро убедившись, что масло (точнее его возможное отсутствие) здесь ни при чем, я начал беспокоиться. На второй день история повторилась: ~40 км всё нормально, затем движение сопровождает мерзкий скрип. Я стал грешить на каретку. Вечером третьего дня, когда мы поднимались в Кировск, меня уже сопровождал не скрип, а какие-то совершенно ужасные металлические скрежещущие звуки.
Понимая, что если это каретка, то велопоход для меня может в самом неожиданном месте превратиться в пеший, на семейном совете было принято решение - среду посвятить велосипеду.
Запасной каретки у нас, разумеется, не было, инструментов для её замены - тоже, так что мы отправились в веломагазин (веломастерскую)
X-KANT, контакты которого раскиданы по всему интернету то тут, то там. Так вот: этого магазина ни по адресу, указанному на сайте, ни где бы то ни было ещё НЕТ!!! Ни магазина, ни веломастерской… эта контора уже давно закрылась. Никаких веломастерских или специализированных магазинов в Кировске на сегодняшний день также нет. Кое-какие велосипедные запчасти можно приобрести только в автозапчастях на ул. Шилейко, 10 и в магазине "Экстра-Спорт" на проспекте Ленина, 12, корп. А. Каретка, кстати, оказалась в наличии только в последнем, а инструмента для её замены в городе нет вообще - говорят, может в Апатитах есть... а может и нет...
Пока мы катались налегке по городу в поисках магазинов, мне в голову пришла мудрая мысль, что шуметь может вовсе не каретка, и методом научного тыка (то бишь перекручиванием педалей с моего велосипеда на Машкин) я выяснил, что страшные звуки на самом деле издает моя левая педаль. Слава Богу, не каретка! В общем, нами была куплена одна из двух, имеющихся в городе, пар педалей... за 300 рублей. =)
Всех этих развлечений нам хватило практически до вечера, так что остаток дня мы просто
гуляли по городу и лазали по горным тропкам на окраине, за гостиницей.
А это кусок фонтана:
Пробег за день: 7 км.
Пешком - не считали...
08.07.2010
Накануне мы созвонились с нашими друзьями, которые, как мы выяснили за неделю до отпуска, также собирались в Хибины. Они сказали, что остановились в домике на базе КСС, где и ждут нас. А кроме того, к вечеру там же нас ждет баня! =)
Туда мы и направили наших железных коней через долину Малого Вудъявра и перевал Кукисвумчорр к берегам лазурной Кунийок.
День выдался солнечный и теплый. На перевале (480 м над уровнем моря) мы устроили привал и согрели чайку.
Здесь мы впервые увидели, как цветет черника.
А пока варилась вода, к нам подошёл классический брезентовый турист: резиновые сапоги, брезентовая штормовка, только что колобка за спиной не хватало. =) Мы пригласили его к чаю, он начал было отказываться, но мы были очень убедительны. Турист оказался местный, из Апатит, приехал на один день - залезть в гору и обратно. В рюкзаке его были каска, обвязка, веревки, карабины и прочее горное снаряжение. Пока мы гоняли чаи, он спрашивал, откуда и куда мы держим путь, рассказывал нам о горах, пугал ужасным качеством грунтовки, что идет вдоль Большой Имандры и западных отрогов Хибин, etc... Потом он пошёл в гору, а мы поехали дальше.
Чуть-чуть не доезжая до базы КСС (Куэльпорр) мы свернули к живописному водопаду на реке Рисйок и, глянув на него мельком, решили, что надо вернуться к нему пешком без велосипедов и хорошенько все здесь облазить.
На базе нас встретили ребята (
Коля,
Татьяна и их сын
Владька). Мы остановились в том же домике, что и они (400 р./сут., в эту стоимость также входит возможность неограниченного пользования газовой плитой в домике). Кроме того на базе есть гостиница "Рамзай-Север". Сколько стоит остановиться в ней, не выясняли, но совершенно точно в ней можно купить пиво и шоколадки. =) А если очень вежливо попросить и дать денежку, то хозяева гостиницы могут привезти из Кировска продукты для пополнения раскладки, если, конечно, они туда едут по своим делам.
В общем, добравшись до базы, мы расслаблялись, пили пиво, трындели за жизнь, медитировали на горы, а вечером парились в бане и окунались в ледяную лазурь Кунийок. После чего снова пили пиво и медитировали на горы. =)
Пробег за день: 31 км.
09.07.2010
Этот день мы посвятили восхождению на перевал Северный Чорргор (1010 м над уровнем моря) и собиранию камней, коих мы привезли домой великое множество.
Ходили мы втроем: я с Машкой и Татьяна. Коля с Владькой остались на базе.
Главные впечатления этого дня:
- Огромное количество красивых камней под ногами. Хочется забрать с собой все!
- Крайне неприятные ощущения от хождения по снежнику без кошек, как вверх, так и вниз - категорически не понравилось!
- Невероятно хорошо на душе, когда сидишь (или стоишь) где-нибудь на склоне ближе к верху, а рядом журчит ручеёк, а внизу солнечная (или не солнечная) долина...
На самом перевале ничего интересного не обнаружили, возможно потому, что на него опустилось облако.
По пути обратно девчонки бессовестно отставали, из-за чего я несколько нервничал, так был очень голоден и потому торопился к обещанному Колей нажористому супу.
Вернулись на базу уже вечером. Вкушали вкусный суп, пили пиво и медитировали на горы... Играли в дурака. =)
Прошли всего туда и обратно 9,5 км. Не знаю, на сколько надо умножать, учитывая подъём и спуск на 730 м (если верить нафигатору, база КСС находится на высоте 280 м над уровнем моря). Говорят на сколько-то нужно...
10.07.2010
С утречка пораньше устроили семейный совет, куда держать путь дальше. Учитывая опыт езды по грунтовке "с улучшенным покрытием", был подвергнут жесточайшей корректировке наш первичный план: проехать вдоль Большой Имандры и западных отрогов Хибин, а затем через Октябрьский спуститься к Белому морю в район устья Умбы, чтобы потом вдоль него добраться до Кандалакши. Этот план был отвергнут по той простой причине, что в случае, если дорога окажется идентичной той, с которой мы столкнулись на третий день нашего путешествия, то мы можем попросту не успеть в Кандалакшу, где нас ждала электричка, в расчетное время.
Рассматривались различные варианты (например, провести несколько дней в горах, просто перемещаясь с места на место и гуляя в округе, или обогнуть-таки западную часть Хибин, постоять на Большой Имандре, а потом на электричке из Апатит двигаться дальше), но в итоге было решено ехать до Кандалакши своим ходом по асфальту, через трассу "Кола" (М-18).
Приняв, не без споров, это судьбоносное решение, мы всей кодлой отправились к водопаду на р.Рисйок.
Облазили там всё, что только можно. Я фотографировал воду во всех её проявлениях, ползал по камням, очень хотел искупаться, но всё-таки не решился - это после бани в ледяную воду легко погрузиться, а просто так - надо обладать недюжинной силой воли. =)
Вообще, надо сказать, главное моё впечатление от Хибин - это вода!
Такой потрясающей воды я не видел нигде. Впрочем вру - в Хорватии в нац.парках "Крка" и "Плитвицкие озёра" такая вода, но там всё какое-то... чересчур облагороженное.
Вернувшись на базу, мы собрались и покинули гостеприимный домик с тем, чтобы хоть как-то оправдать называние нашего путешествия "походом". Велосипеды оставили в сарайчике спасателя МЧС на базе и пешочком прогулялись на противоположный высокий берег р.Кунийок, где и встали лагерем. С места нашего лагеря открылся великолепнейший вид на перевал Кукисвумчорр.
Перед тем как пойти спать долго втыкал на эту красоту. =)
Навигатор в этот день с собой не брал, поэтому сколько прошли не знаю.
11.07.2010
Катались налегке на перевал Умбозёрский (527 м над уровнем моря) и к Гольцовому озеру.
Дорога к перевалу вполне проезжабельна для велосипеда, в том числе и для гружёного.
Однако надо учесть, что она несколько раз пересекает реку и не всегда удается перебраться на другой берег не замочив ног, т.ч. неопреновые носки рулят! =)
Кстати, именно на этой дороге мы поняли, что если бы между Умбозером и Ловозёрскими тундрами мы не маялись дурью, разуваясь перед каждым водным препятствием, а попросту одели бы неопреновые носки, то могли бы проехать в тот день гораздо больше и быстрее.
На перевале было очень ветрено, холодно и красиво.
Если есть необходимость перейти перевал с велосипедами, то около километра их придется тащить на себе. У нас такой необходимости не было, поэтому мы, оставив велосипеды там, где кончалась дорога, просто погуляли пешком по округе. Машка, правда, быстро замерзла, и не дала вполне насладиться красотами.
Перекусив, мы отправились вниз.
К самому Гольцовому мы не подъезжали, так как для этого необходимо было форсировать относительно не мелкий брод, а нам этого делать не хотелось. В итоге, Машка осталась с великами, а я пешком сходил к озеру по узкой, извилистой и болотистой тропинке. Озеро очень красивое, но берега довольно сильно засраны (во всяком случае те, которые я мог рассмотреть невооружённым глазом).
Вернулись ближе к вечеру, закупились в гостинице вкусным белорусским пивом и пошли к нашему лагерю. А там нас уже ждал (спасибо Коле) вкусный предпраздничный ужин. =)
Уложив Владьку, любовались красотами, пили пиво, долго в охотку играли в дурака. И доигрались до рассвета следующего дня.
Пробег за день: 23,9 км.
12.07.2010
Встретив рассвет и выпив за меня любимого остатки пива (ибо именно в этот день я когда-то родился), все расползлись по палаткам.
После пробуждения и плотного завтрака мы свернули наш лагерь и отправились обратно в сторону Кировска. Ребята пешком, а мы, разумеется, на велосипедах. Посмотрев на ребят, в очередной раз убедился в том, что мне никогда не понять пеших туристов - это ж столько всего на себе тащить надо!
День выдался очень ветреный, причём дул перманентный вмордувинд.
На перевале вообще жесть была - сдувало на фиг. Промёрзли и устали. Изначально планировали встать на озере М.Вудъявр, но пока героически преодолевали ледяной встречный ветер, передумали и поехали в Кировск. В общем, снова ленились.
Зато вечером у нас был праздничный ужин в ресторане. =)
Из новостей узнали, что в этот день в Апатитах зацвели яблони.
Пробег за день: 27,3 км.
13.07.2010
Вообще, если в этом "отчёте" вы встречаете слова "с утра" или "пораньше", то вероятнее всего это означает 10-11 часов утра - не раньше. =)
Так вот, в этот день мы встали с утра пораньше и отправились в Апатиты с целью посетить минералогический музей, расположенный, естественно, на улице Ферсмана (а на какой ещё улице в Мурманской области может быть расположен минералогический музей? =)).
В музей камня (или как там его называют) в Кировске мы не попали, потому что он попросту не работает. Причём вообще. Новое здание под него сроят уже не первый год, насколько я понял, и до сих пор не достроили, а старое (временное?) закрыли именно в этом году.
До Апатит мы доехали без проблем, сделав на въезде традиционное фото на фоне АНОФ.
Также без проблем нашли музей. И вот тут-то перед нами встала проблема - куда девать велосипеды на время посещения музея. Проблема для нас оказалась неразрешимой, поэтому было решено посещать музей по очереди. Первой, пока я пил под цветущей сиренью предусмотрительно запасенное пиво, пошла Машка. Отсутствовала она долго, но когда я сам попал в музей, я понял почему - уходить оттуда вообще не хочется. Впрочем, наверное, нужно любить камни так же как мы, чтобы понять наше восхищение представленными там экземплярами. Конечно же, я не удержался и купил там небольшой кусок кианита.
Далее мы сделали большой крюк по причине моей наивности и бестолковости. Ещё готовясь весной к походу, я рисовал разные варианты маршрутов при помощи гугловских снимков. Вот по одному из таких маршрутов мы и поехали. И уперлись в натуральное болото, хотя на космических снимках там вполне себе читается старая грунтовая дорога. Пришлось возвращаться обратно и делать круг по асфальту.
Ну а путь наш в этот день лежал в сторону трассы М-18. Обедали мы на берегу озера Экостровская Имандра, где я не без удовольствия искупался, а на ночь встали на Большой Имандре рядом с Экостровским проливом.
Вечером пили чай и любовались традиционно прекрасными закатами, а Машка их ещё и снимала.
Пробег за день: 47 км.
14.07.2010
В ночи кто-то ходил, бродил вокруг нашей палатки, а утром нас пытались напугать то тучки, то дождик, но мы не испугались и, как и планировали, поехали на М-18.
Вскоре распогодилось и стало реально жарко. Впрочем нет, не так... стало нереально жарко!
Трасса "Кола" нам очень понравилась - трафик даже меньше чем на дороге от Апатит до трассы, практически везде так или иначе есть асфальтовая обочина, по которой удобно ехать на велосипеде.
Проезжали мимо въезда в Лапландский заповедник. Там же находится база (визит центр) на берегу Чунозера. Пообщались с охранником - с его слов в заповедник можно попасть только предварительно посетив его дирекцию в Мончегорске, контакты которой можно найти в интернете. На сегодняшний день
сайт заповедника заблокирован, но контакты дирекции всё-таки
нашлись. Можно подумать на тему
посещения.
Ближе к обеду, когда всю пригодную для питья в неварёном виде воду мы уже приговорили, погода поменялась - набежали тучки. Заканчивали кушать мы уже под начинающимся дождём. Под ним же и поехали дальше.
Через несколько километров мы остановились у придорожного кафе, где выпили по чашке горячего кофе три в одном, а еще через несколько километров встали на ночь на Экостровской Имандре - ехали, ехали и опять оказались на берегу этого огромного озера. =)
Вечером приезжали местные пацаны с музыкой и девочками, интересовались, не страшно ли нам вот так вдвоём здесь стоять, дескать "мы-то хорошие, но тут такие отморозки бывают!". Немного потусили и уехали. Ночь прошла спокойно.
Пробег за день: 48 км.
15.07.2010
Центральный день лета был хмурым и замечательно прохладным после предыдущего жаркого дня. Мы продолжали катить по очень красивой М-18 с её мостами, спусками, подъемами и потрясающими видами. У поворота на Полярные зори мы расстались с трассой, чтобы поехать по параллельной дороге, не менее красивой и со значительно меньшим трафиком.
В Полярных зорях, пока Машка пополняла в магазине продовольственные запасы, я наблюдал, как девчонки заигрывают с мальчишками при помощи пшена и толпы голубей - они кидались в мальчишек горстями пшена, а голуби с готовностью кидались на пшено и на ребят. Пацаны тоже не остались в долгу и, сгоняв в магазин за пшеном, устроили нешуточную баталию. Думаю, голуби в этот день отъелись на месяц вперед. =)
В Кандалакшу мы прибыли ближе к восьми. Остановились в гостинице "Сполохи", самой бюджетной за весь поход - 1700р. за сутки (причём сутки считаются не до 12:00 следующего дня, а до того часа, когда вы въехали накануне). Потом сходили на вокзал, выяснили расписание электричек: электричка на Лоухи ходит один раз в сутки в крайне неудобное время - отправление в 20:01, прибытие в Лоухи в 00:00.
Поужинав и немного побродив по городу, отправились спать.
Пробег за день: 52 км.
16.07.2010
Проснулись ближе к часу дня. Или к двум?...
Гуляли по городу, зашли в книжный, закупились на всякий пожарный книжками. Я - Лукьяненко и Стругацкими, Машка - новой книжкой Джейн Остен (или Остин?). А ведь на этот новый год, я подарил ей полное собрание сочинений автора "Гордости и предубеждения". Машка выразила надежду, что к походу следующего года Джейн Остен напишет ещё что-нибудь новенькое. =)
Очень неторопливо собрались и поехали на вокзал ждать электричку.
Потом, уже сидя в электричке, ждали, когда же она привезёт нас в Лоухи. Шутка ли, четыре часа на одном месте, без туалета, да ещё и после пива!
Продолжение следует...