"На кой черт вообще тратить деньги на "доступную среду"?!

Sep 16, 2013 08:58

Оригинал взят у mymaster в "На кой черт вообще тратить деньги на "доступную среду"?!
Аннотация: каждый раз, в любом месте, всегда - как только я начинаю говорить об "доступной среде для маломобильных граждан", я слышу в ответ: "на кой черт мне на это тратить деньги"? Некоторые скажут, что это варварский вопрос. Что это вопрос не честный. Что это, наконец, не культурный вопрос. Я так не считаю. Это ПРАВИЛЬНЫЙ вопрос, который задан НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ. Так давайте на него достойно ответим.

Начну с того, что для того, чтобы подготовить этот ответ, мне пришлось притащить в Нью-Йорк мою сестру. Она инвалид-колясочник. Хотя нет. Не так. Она сама меня поправила недавно... так как ее возмутил мой пост о ее приезде в Нью-Йорк. Она аспирант математического факультета ВГУ, диплом защитила на отлично по теме "Корректная разрешимость краевых задач для дифференциальных уравнений в банаховом пространстве методом Крейна" (и написала его сама, в процессе обучения списывать ей было не у кого и не зачем), за время вынужденного простоя дома она от делать нечего выучила на отличном уровне английский, японский и корейский языки. Она сама зарабатывает на свои путешествия в Вену (пусть и не часто), оплачивая и свои, и мамины (кто-то должен везти коляску), перелеты и размещения. Она была в Японии, Украине, Швеции, Польше, Чехии, Австрии, Франции, Италии, Германии, Монако, США и Швейцарии (это то, что я помню), и я думаю побывает еще много где. Она регулярная участница косплея Воронежского анимефестиваля. Да, ей пока 26 лет. И, да, кстати - она и правда инвалид-колясочник. Надеюсь, что так получится все же немного точнее сказать, кто же моя сестра.

Вот именно ее я попросил помочь мне в Нью-Йорке сделать этот пост. Для начала мы сделали очень важную штуку. Совершенно разумную и очевидную, в ЛЮБОМ городе в развитой стране. И совершенно бессмысленную в любом городе России. Мы взяли в ренту автомматизированную инвалидную коляску. Моя сестра села на нее впервые в жизни, потому что никакого смысла в такой коляске в Воронеже или Москве в ней нет. Что это такое, как работает?..

Вот - две коляски. Ее - классическая, и арендная - автоматическая. Что мы видим? Колеса, которые отлично в классической коляске мешают любому, кто имеет не только повреждение ног, но и проблемы с мышцами перемещаться с нее. Человек с коляски, как правило, не может встать без посторонней помощи, поэтому очень важно, чтобы он мог с нее соскользнуть и пересесть, опираясь на поручни. Классическая коляска и передними, и задними колесами будет очень сильно мешать этому, поэтому в ней сразу делают бортик, который по сути блокирует такую возможность как таковую. Поэтому проектировщики в России, делая инвалидный туалет, в упор не понимают - на чем же, и как к нему будут подъезжать, и ради чего в нем ставят вообще эти поручни. Так что далее по тексту мы обсудим этот вопрос чуть подробней. А пока поговорим о электрических колясках как таковых.




Они бывают двух основных форм-факторов: для инвалидов (управление джостик, форм-фактор инвалидная коляска) и для полных или малоподвижных людей (управление - руль, форм-фактор микромобиль). Сообразно этого деления лучше выбирать и тип коляски. Автомобилистам будет привычней автомобильное управление - но вот для задач поездок в туалет, оно будет мешать.



Прокат находится в гугле элементарно. Выбор велик, возможны разные модели. За рубежом вообще развита тема с арендой чего-либо, особенно в США. В прокатной конторе позволяют выбрать то, что лучше подходит, попробовать, протестировать, дают полную инструкцию как управлять, заряжать, обслуживать. Дорого ли это? $247 за 10 дней (если я верно запомнил). Эти 10 дней сестра перемещалась сама. Сама - в смысле мой брат был занят со мной в госпитале, она тоже, естественно, ко мне приезжала. Но в основном она все же ездила сама - одна - по каким-то там музеям, библиотеками, магазинам, паркам... на набережную, на автобусах, на метро... Я просто ей поставил точки на карте города, какие она попросила. Дальше - она была в самостоятельном плавании. Так вот - это ответ на вопрос о том, стоит ли аренда такой коляски $247 в рамках бюджета вашей возможной поездки зарубеж с инвалидом. Я это все к тому, что в России мало кому вообще приходит в голову такое простое и естественное решение.


Сели, поехали - первые шаги. Обучение вождению заняло минут 10, далее были полсуток очень аккуратной езды, а к вечеру уверенность, что можно подрезать мусоровозы ;) В общем все, как с обучением вождению машины, только в очень ускоренном варианте. Из советов водителя: люди не будут вас видеть и слышать, так как не ожидают. Ну так обращайте их внимание на себя! При переходе дороги - устанавливайте визуальный контакт с водителями, чтобы все понимали кто и что будет делать.



Итак, пора переходить к налогоплатильщикам и ответам на их вопросы. Так как дело в Нью-Йорке, то вопросы к нам будут вот о таких вот объектах, как съезды на тротуарах. Строили их местами - муниципальные власти, местами - владельцы бизнесов (они тут отвечают за содержание тротуара). Съезды широкие, как видите на всю ширину перехода. Тут нет никакой тактильной плитки, их не красят в желтый цвет. Это потому, что слепым в таких местах не нужен желтый цвет. А вот тактильная плитка нужна, и в других районах Нью-Йорка она есть. Но не на Манхэттене.


Вот вам культурный пример съезда с тротуара, правда в Вашингтоне. Тут все правильно. Правильный съезд (перекресток этот односторонний, был бы двухсторонний - был бы опущен весь угол), тут правильная предупреждающая плитка. Она совершенно правильно не раскрашена в желтый. Еще очень важно - разница высоты между тротуаром на скате и проезжей частью тут составляет 0 мм. Еще раз проектировщикам и устроителям этого дела в России. Чиновникам, творцам технических норм по пандусам и съездам - ноль миллиметров. Никакого бордюрного камня. Ноль. Слышите, не три сантиметра - ни чтобы был бордюрный камень. Ноль. Строго.

Если вы инженер, чиновник, заказчик реконструкции и строительства - знайте, как только вы поставили свою подпись под документом, который говорит, что там должен быть порожек, что без 3 см никак не обойтись, что там крайне важен бордюрный камень, торчащий из грунта, в качестве разделителя слоев - все вы сделали огромную подлость. Вы стали бить молоточком по позвонкам каждого проезжающего там инвалида и каждого младенца. ЗАЧЕМ ВЫ СОГЛАСИЛИСЬ ВЗЯТЬ ЭТО НА СВОЮ ДУШУ? К сожалению, я серьезно - и именно по опыту Манхэттена где многие съезды делали на существующей улице, и сделали не очень аккуратно. Я вот на такой коляске при нынешних болях в позвоночнике - сильно бы мучался от таких прыжков. При новом строительстве у вас есть отличный шанс сделать все хорошо. Пожалуйста, сделайте это.



Итак, поехали... по скатам, на строительство которых пришлось потратить бюджетные и частные деньги. На встречу нам едет явно не инвалид. Скорее всего у мужика были просто временные проблемы со связкой, или он просто повредил ногу неудачно. По одежде - весьма обеспеченный человек. Ехал быстро, явно куда-то спешил. Кстати, тут видно вариант "тактильной плитки" по-манхэттенски. Тут же видны строительные ограждения, которые в отличии от наших - никак не мешают перемещаться не только всем желающим, но и маломобильным гражданам.

В США всегда, в случае закрытия или ремонта чего либо в обязательном порядке строится путь объезда, который будет оборудован пандусами. Они будут совпадать с бордюром в миллиметр. Нет - никто тут не разрешит частному девелоперу на год перегородить центральную улицу города, построив ДЗОТ из бетонных блоков, на которые вверх ведут рельсины, как в наших эпичных переходах. Чиновники, такие сооружения не удобны не только инвалидам - они не удобны вообще любому человеку. Никто - запомните - в России - никто не может заставлять свободных граждан лазить по лестницам вверх и вниз, ради своих коммерческих интересов. Только если граждане сами этого не пожелают. Если у вас нет такого согласия, а есть проект установки настила со ступеньками и рельсами, то имейте ввиду, что предельный угол наклона преодолеваемый электрической коляской - и инвалидной, и детской - 6-9 градусов. А это значит, что в проекте он должен быть 6, и все стыки поверхностей с допуском 0 мм. Иначе любой гражданин будет вправе задать вам вопрос, и приложить фотографию. Вам НЕЧЕГО будет ответить, а значит МОЖЕТ быть скандал. И кто-то СМОЖЕТ воспользоваться и этим против вас. Оно вам надо?.. Давайте сделаем по-людски.



Кто тут? На инвалида с удивлением смотрят маломоибльные граждане - дети. И на велосипедах, и на самокатах... я часто вижу их не только в Центральном парке, но и на любой улице города. Потому что там по тротуарам дети могут на них ездить, не опасаясь свалиться с бордюра. Им удобно и комфортно. Даже без роликов или скейта, самым маленьким - кто только делает первые шаги, не надо задирать маленькую ножки и вылазить на тротуар с мостовой, первый раз в жизни понимая как неудобны и недружелюбны к нему наши города. Налогоплательщики, любите ли вы своих детей? Готовы ли потратить немного денег на них?



Ох уже эти дети! И мужик в оранжевом. Они в Нью-Йорке кругом (за исключением мужика). На любой улице миллионы детских колясок, в которых двойни, и даже тройни! Тут удобно с коляской. Мамочки не выключаются из жизни. Они наоборот - активно включаются с появлением ребенка в новую! Забота о ребенке это разнообразие, в рамках которого надо часто бывать на улице - в том числе в магазинах. Конечно улицы города должны помочь добраться туда. Сколько детей можно везти?.. Можно ли беременной заботиться о первом ребенке? Можно без огромных усилий - если ваш город дружелюбен к вам - маломобильным категориям граждан.



Инвалид просто проезжает Таймс Сквер. Воистину худшее место в плане пригодности для маломобильных граждан в Нью-Йорке! Кругом ремонт, кругом какие-то кочки, кругом не снесенные бордюры. И при этом дикая точея. Но там тоже много детских колясок и детей. Потому что когда мы делаем инфраструктуру для маломобильных граждан, мы заботимся о будущих мамах - которым очень тяжело подниматься по лестницам, и мы заботимся о мамах и папах состоявшихся - которые должны таскать несколько лет свое чадо, пока оно не пойдет своими ножками. И когда оно пойдет ножками - он или она тоже станет маломобильным пешеходом. Вы и сами были такими - и ваши родители были - не так ли, дорогие налогоплательщики?..



Одни ли дети? Я просто шел следом за коляской, пытаясь на перекрестках делать фотографии. К нам в компанию затесался уличный торговец фруками. Он катит по доступной среде свою тележку с бананами. В пешеходной зоне Бродвея в ожидании клиентов припарковался рикша.



Это очень спорное Нью-Йоркское дело... передвижные торговые павильоны. Но в часы обеда они реально спасают многих в деловой части города. Их привозят, их увозят. Этот бизнес оказывается возможен только потому, что здесь везде может проехать колесо. Они не стоят тут неделями. Они уезжают и не мешают когда не надо. Я не уверен, что они очень нужны Москве. Но на колесных же тележках привозят свой инвентарь на Таймс или Бруклинский мост художники, и даже (сам обалдел) - уличные скульпторы. Такие средства передвижения инвентаря очень удобны для малого предпринимательства. Я и не знаю, налогоплательщик, возможно ты и сам - это самое малое предпринимательство. Может быть ты тоже немного маломобилен?..



Нет, конечно я не думаю, что вы торгуете бананами... Просто, вдруг вы владеете строительной компанией?.. И ваши рабочие возят мусор со стройки на тележке, а стройматериалы разгружают и завозят на тележке... Ну я не знаю - просто видел вот такое?.. Так гораздо удобней. Так надо меньше людей на погрузку/разгрузку. Им так и проще и безопасней. Мне кажется - хорошо!



Просто я часто вижу в США вот это. Это универсальная тележка - все на них что-то возят. Пройдете пару блоков Манхэттена - точно встретите, что кто-то что-то везет по делам.



Да что я буду рассказывать... Ну это вроде бы не самые маломобильные люди, так ведь?.. Грузчиков, я имею ввиду - а не мою сестру. Но, налогоплательщики, кому нужен съезд на этом переходе?



Он нужен толстым. Что уж тут - не только в США они есть. Правда. Они маломобильны, и я боюсь, что даже если они вас забавляют, эту проблему им это не решит. А ведь для таких людей возможность иметь мобильность и активность - это шанс упростить решение своей проблемы. Они тоже маломобильные. Так же как те, кто берет коляску в аренду сломав ногу, проходя химиотерапию, растянув связку... мало ли почему еще. Он не покупает коляску - конечно. Если травма временная проще было бы дома пересидеть. Но если в городе есть среда - то в городе есть и аренда. Поэтому он арендует себе коляску, и вы встречаете его на улице. Он скорее всего не прервет работу. Он не сядет на больничный. Он будет приносить экономический продукт нашему удвоенному ВВП.

Он будет платить налоги... Черт... налогоплательщик, типун мне на язык - но может этот он - в какой-то не самый лучший день своей жизни - ВЫ?



Даже если нет. По прошествии времени это все равно вы. Не молодая, 23 летняя дизайнер... а 75 летняя пенсионерка. У Вас есть каталка для покупок, и вы идете на улицу, чтобы не нести тяжелые сумки, а просто катить ее. Я не могу рассказать вам сейчас - как вы проклянете тогда все бордюры и лестницы. Но тогда будет поздно. Сейчас - когда у вас есть силы - вы можете еще заставить чиновников сделать доступную среду. Потом - будет поздно.

Налогоплательщик, любишь ли своих родителей? Свою бабулю?.. Вам бы хотелось, чтобы они ходили по всему городу, а не сидели под окном своего подъезда?.. Почему они не ходят?.. Задумывались ли вы, как это СЛОЖНО бывает - ходить по нашим улицам?.. Ведь они ПРАВДА не могут спуститься в подземный переход, потому что НЕ ПОДНИМУТСЯ. Вот тут мой небольшой рассказ о жизни по ту сторону баррикад. Это полезно просто чуть-чуть попробовать понять, почему старушки кидаются под колеса автомобилей на улицах. И почему не выйдет их всех отправить под землю.

В Нью-Йорке на улицах пожилых много. И они ходят не только с колясками для продуктов...



Они ходят еще, и даже чаще, вот с такими девайсами. Я не был в Бруклине в те дни - так что не снял там... снял только в помещении. Но вы видели такие штуки в любом американском мультике. Это такие как бы ходульки... Спереди - колесико, сзади - ножки. Посредине - сиденье, которое можно откинуть и сесть. В любом месте города. Сесть, отдохнуть, и пойти дальше. На них вешают сумки. С ними ходит огромное число именно пожилых - это тут я просто не сделал для вас кадр на улице, не могу я сейчас за ним ехать - будь я в Бруклине на поиск героя ушло бы минут пять. Но принцип именно этот - пожилой человек, имея такую передвижную опору, резко увеличивает расстояния на которые может ходить без посторонней помощи. Повышая при этом свою безопасность. Вашей бабуле бы понравилось... Если бы тротуар бы позволял на это устройство рассчитывать. А что на наших тротуарах?.. Запаркованы машины, если я правильно помню. Не так ли?..



И, наконец, налогоплательщик - а ты ездил за рубеж с чемоданом на колесиках?... Ну, то есть я не знаю... может горный туризм и горный рюкзак к нему - много лучше. Но вдруг?.. Каково же было возвращении в Россию? Было ли оно сладким?.. На любой улице Нью-Йорка кучи людей катят колесные чемоданы. В любой столице мира это так. В любой столице цивилизованной страны приезжий маломобильный гражданин может арендовать себе колесную тележку, или электрическую детскую коляску, или то, что поможет ему преодолевать расстояния. Москва стремиться в финансовые столицы мира?.. Тогда давайте в магазинах для туристов продавать горные рюкзаки. Потому что чемоданы на колесиках, которые продают в таких местах в Нью-Йорке у нас дурная идея.



Так кому же нужна доступная среда для маломобильных граждан?.. Инвалидам?.. Да, им, наверное, не помешала бы уж точно. Еще бы она очень не помешала бы тем, кто сейчас заботится об инвалидах. Вы удивитесь - но инвалиды, даже не выходя из дома, у нас все равно выживают. С другом, плохо - но живут. Они вынуждены иногда выходить - в больницы, в собесы... иногда их хочет проверить военкомат - не косят ли они от армии. Редко, очень редко, конечно, но им случается сходить в театр или кинотеатр. И тогда их надо сопровождать. Кто-то очень здоровый и очень сильный должен бросить работу, и ехать вместе с ними. Потому что сами они не проедут. Этот человек - в это же самом время - мог бы делать что-то другое, много более полезное, - но он везет инвалида. Раскрепощение инвалидов даст шанс вырваться на свободу еще и людям, которые о них сейчас заботятся. Вы, кстати, в ряде случае, платите им пенсию за их работу по уходу. Во многих случаях вы платите ее социальному работнику, который носит бабушке хлеб из магазина, в который она сейчас не может дойти сама, потому что мэр решил построить подземный переход, а лифт сделать забыл.

Так кому же нужна эта самая доступная среда? Мне кажется нам всем. Причем так давно нужна, что я решительно не понимаю, почему у нас ее до сих пор нет.

А вот теперь еще пара слов о том, что же нужно именно инвалидам, прежде чем перейти к анонсу.

Инвалидам нужны инвалидные туалеты. Кабинка, в которую поместится коляска - это спасибо. Отлично. Но не то чтобы. Дело в том, что инвалиды бывают двух полов - женского и мужского, а вот носить их на руках, в том числе в случае падения, могут далеко не все. Так что приходится признать, что в туалет для инвалида может зайти не один: а, огромная новость для проектировщиков, два человека! Причем разнополые (проектировщик сконфужен и краснеет). Так вот нам приходится краснеть каждый раз вламываясь в России в женский туалет, чтобы идти помогать инвалиду, у которого возникло что-то непредсказуемое в очень широкой инвалидской кабинке женского туалета.

Понимаете... это правда не решается иначе. Туалет нужен отдельный. Совместите его с пеленальной - вам поставят памятник ваши клиенты (торгового центра, театра, развлекательного центра, бизнес центра - чего угодно, блин). Это у нас проектировщики и архитекторы решительно не понимают. Эксплуатирующие организации тоже. У нас иногда эта кабинка хоть и шире - но коляска в нее все равно не встанет вместе с унитазом. Да что там - была феерия духа - туалет, в котором свет был завязан на датчик движения, расположенный перед кабинками в коридоре! Заходишь в кабинку - свет гаснет во всем туалете :) Свет, к слову, тоже нужен не только маломобильным гражданам.

Так вот - в кабинке надо будет пересаживаться с коляски на унитаз. С классической - скорее всего подъехав прямо, с электронной (мы доживем!) - сбоку. Для этого дела в первую очередь нужно место, которому не должна мешать дверь.

Вот тут внимание - если вы очень серьезный человек, бизнесмен, девелопер или строитель, владелец или заказчик здания... То вас очень легко могут выставить дураком ваши подрядчики. Просто проверьте за ними: у вас могут быть среди клиентов или сотрудников - инвалиды и молодые мамы (пусть даже не сейчас, а когда власти у нас улицу сделают - вы же здание к тому времени сносить не будете)? Значит, скорее всего, в туалет им может пригодиться сходить - просто кому-то это будет пеленальная (мне недавно люди писали о том, что их НАДО строить в России и что без них никак - и они правы, в Нью-Йорке столики есть даже во второсортных забегаловках Бруклина). Так вот обратите внимание что вам предложили - кабинка для инвалида в каждом туалете, или все таки третий отдельный - туалет для инвалидов?.. Нужен отдельный, правда. Если не конуру строите, то метраж найти можно, пусть даже если не на каждом этаже. Далее. Кабинка, отдельная комната - не суть. Дверь какая?.. Открывается во внутрь?.. Вам проектировал все клоун. Выгоните и не платите. Вообще не откроется без усилия тысячи человек?.. Туда же таких выдумщиков. На деле открывать двери сидя на коляске труднее всего. Так что если вы хотите чтобы людям у вас было удобно, вопрос с дверью - очень важен, поручите потратить на него время. Поручни - как я пояснил, они чтобы используя только усилия рук пересесть со вставанием, или соскользнуть без вставания. Сообразно и надо их располагать... Очень круто если сверху висит штука, за которую можно немного подтянуться, но не убиться. И, наконец, да - там нужна веревочка вызова кого-нибудь, и круто если она разблокирует дверь - тогда ее не прийдется выбивать :) Веревочек даже лучше две - так чтобы ода была доступна рядом с местом, а вторая - исходя из того, что клиент уже на полу... Увы, случается.

Просто если в вашем заведении это сделано, то вы, как владелец, вызовете большое уважение у посетителей на колясках. И черт знает какой именно человек и когда это оценит. Вы знаете же как это в реальной жизни бывает?.. Ну я вот знаю - потому и пишу тут обращаясь к неведомому в целом Вам ;)



Вот теперь анонс: скоро мы узнаем, как же обеспечивает доступную среду Нью-Йоркский транспорт. Что и как в нем сделано, чтобы это было просто, и что нужно инвалиду, и только ли инвалиду это нужно?

Рекомендации:

Я очень призываю распространять этот пост. Его нужно распространять, чтобы любой и каждый точно и наглядно мог узнать ответ на вопрос, кому же именно нужна доступная среда в городе. Потому что правильный ответ на него не знают у нас даже чиновники. Они по сейчас могут поставить ограничения на пользование лифтами на переходах или в метро, так что не инвалида туда не пустят. Но чуть подробней об этой теме в следующем посте.

А мы тут придумали забавную штуку, вам понравится - работает еще веселее чем у Навального - стоит попробовать ;) Я же знаю, КАК может работать муниципальное управление. Так что знаю КАК, можно там передавать приветы некоторым негодяям.

жизнь, ответственность, простые механизмы

Previous post Next post
Up