В этот раз хочу поведать о спорте. Вернее, об одном из представителей приднестровского велоспорта - Георгии Ромашкану. Он бывший спортсмен, на общественных началах ведет в Бендерах секцию велоспорта. О том, как вырастить чемпиона или стать им, как молодежь привлечь в спорт и удержать ее в нем, а также о многом другом.
Георгий Георгиевич, Вы помните свой первый велосипед?
Мой брат старше меня на пять лет. У него был велосипед. Я все время маму просил, чтобы она мне тоже купила. Но мы жили небогато, возможностей было не так много. На мои вопрошания к маме, что она мне обещала купить, она всегда отвечала, что обещанного три года ждут. Я хоть и был маленький, но понимал, что три года, это очень долго.
Был год где-то 74-й. Я как-то заболел, лежал в больнице, отец пришел ко мне и говорит, что у бабушки меня ждет сюрприз. Я сразу понял, что это велосипед, потому что на тот момент, кроме него, больше ни о чем не мечтал. Когда я пришел к бабушке, то сразу залез в гараж, потом в сарай, но нигде ничего не было. Спросил у нее, где сюрприз. Она сказала, чтобы я шел с папой в магазин, и он купит. Мы пошли с папой, и, когда я понял, что мы идем по направлению к вело-мотомагазину, я на радостях побежал вперед. В магазине стояли «Орлёнки», такие новенькие, красивые, еще с никелированными крыльями появились. Я стоял и ждал, когда папа придет, уже выбрал свой, хоть они все одинаковые были. Мне в магазине накачали колеса, и я поехал на велосипеде домой.
Click to view
Но Вы уже умели тогда ездить?
Да, во дворе у мальчишек уже почти у всех были. Они давали погонять.
И вот в этот день, когда мне купили велосипед, я катался во дворе с друзьями, а мама с балкона кричит, чтоб я отдал мальчику велосипед и шел домой. Я понял, что она ничего не знает. И я тащил его на четвертый этаж. Она возмутилась, зачем я с чужим велосипедом поднялся. Я сказал, ей, что велосипед мой. А она - руки в боки и говорит: «Я же сказала: три года ждать!». Потом пришел отец и все ей рассказал.
Расскажите, пожалуйста, где вы родились и выросли?
Я бендерчанин, вырос в семье простых рабочих: мама - швея, папа - электрик.
Сколько вам было лет, когда вы начали заниматься спортом?
Довольно рано. Был очень подвижным ребенком. Вообще, в детстве я попробовал много видов спорта. Чем бы я ни занялся, у меня всегда были хорошие результаты, все получалось. В школе я почувствовал, что у меня высокая выносливость, в беге, например.
А как попали в велоспорт?
У меня брат занимался этим видом спорта. Рассказывал много, мне было интересно. С ранних лет очень хотел пойти заниматься, но еще возраст не позволял. Где-то в девять лет я все-таки пришел в школу велоспорта, и меня взяли. Но у меня ничего не получалось. Вот везде все получалось, а тут нет. Меня очень сильно это зацепило, и я начал фанатично тренироваться, старался не пропускать тренировки, но время шло, а особенных результатов не было. Год, второй тренируюсь, а мальчишки приходят новые и через два-три месяца начинают лучше меня ездить.
Вас это не остановило?
Нет, меня это очень злило, и я продолжал тренироваться, потому что характер у меня упорный, я очень упрямый. И только года через четыре как-то резко вверх пошло, прорвало, так сказать. Пошли результаты по республике. Тогда Молдавия была еще в составе Советского союза, я попал в сборную, уехал в спортивный интернат в Кишинев. Потом, когда появился интернат в Тирасполе, переехал поближе к дому. Выполнил норматив мастера спорта.
А как решили стать тренером?
Всю свою спортивную жизнь я ставил себе цели, не все всегда получалось достичь, но, занимаясь, я параллельно мечтал стать тренером. Это очень захватывающий вид спорта, вот он меня столько лет уже не отпускает.
Расскажите о велоспорте, почему он вам так интересен?
Велосипедный спорт - это спорт интеллекта. В шахматах - 32 фигуры, а здесь ты выходишь на старт и с тобой еще 200 человек, и ты должен стать королём - прийти к финишу первым.
К тому же это достаточно романтичный вид спорта (смеётся). Когда мы приезжаем на соревнования (а все они происходят за городом), мы видим окружающую природу, любуемся ею, знакомимся с новыми людьми.
Но и в тоже время это динамичный и очень тяжелый вид спорта, если не самый тяжелый из всех существующих.
Почему вы так считаете?
Люди, которые много лет занимаются велоспортом, можно сказать, железные, потому что выдержать такие серьезные нагрузки, которые выполняют велосипедисты, нужна серьезная подготовка и тренироваться нужно очень долго, много, для того, чтобы выдерживать. Я, к примеру, могу сказать, что летние Олимпийские игры длятся 20 дней (а в велосипедном спорте есть соревнования, которые тоже 20 дней длятся!), и на олимпийских играх в разных видах спортсмены выступили, и у них есть несколько дней на отдых. А у велосипедистов есть три великих гонки, такие как Тур де Франс, Джиро де Италия и Вуэльто - каждый день велосипедисты проезжают не меньше 150 километров, по 5-6 часов постоянно в работе, постоянно на скорости, это очень тяжело.
Дети, когда приходят заниматься, конечно, еще не представляют, что их ждет впереди. Я все время им говорю, что первые три года очень тяжело, а потом все тяжелее и тяжелее. Я их настраиваю сразу на тяжелую работу. Не все, конечно, выдерживают, а только сильнейшие и те, которые чего-то хотят, ставят себе цель. Конечно, многое зависит от тренера, который должен ставить перед ребенком какие-то задачи, стимулировать, поддерживать.
А как вы стимулируете, мотивируете ребят, как их удерживаете в спорте?
Мотивации как таковой нет. Сейчас очень сложное время, время компьютеров, приходится конкурировать и с этой современной техникой. Каждого, кто придет, стараешься удержать. Еще сейчас детей стало очень мало, не то, что в советское время.
Основной упор, конечно, идет на психологическую работу. Постоянный настрой. Если видишь, что ребенок хочет, постоянно говоришь ему, что он сильный, что он может, так сказать, настраиваешь его на психологию победителя.
А много талантливых детей сейчас?
У меня нет неталантливых детей. Иногда встречаются такие, которые еле ходят, а потом начинают тренироваться и потихоньку приходят в себя. Когда начинаешь работать с детьми, общаться с ними, объясняешь, для чего им это надо, когда они видят, что тренер заинтересован в них, что он видит в них личность, тогда они охотно начинают заниматься, и, естественно, у них начинает получаться. Все исходит «из головы», все зависит от настроя, если человек психологически готов выдержать нагрузки, он их выдержит, ведь фактически организм человека не имеет пределов.
Я поэтому и пожелал стать тренером, чтобы доказать, что любой ребенок, абсолютно любой, может добиться высоких результатов.
То есть, можно сказать, что вы любите свою работу?
Я не считаю сейчас свою тренерскую деятельность работой. Изначально - да, работа, теперь - это хобби. Я начал этим заниматься в 80-х годах, потом война в Приднестровье, потом разруха. У меня был клуб, в клубе - 30 велосипедов, велостанки - все, что необходимо для тренировок. Все было разворовано, остались мы без техники, после этого я уволился. Все эти годы надо было выживать и много чем приходилось заниматься. Но всегда я мечтал вернуться на тренерскую работу. Но подвернулся случай, и я вернулся. Работаю уже четыре года, пока успешно.
Есть, чем похвастаться?
Да, три моих воспитанника в России. Один из них уже в сборной России. Все трое - чемпионы России. За полтора года они уже более 30 медалей выиграли. Такого за всю историю советской Молдавии и постсоветской не было. Свои первые результаты эти парни показали уже в течение первого года. Это меня очень радует, как их бывшего тренера.
Ну и здесь у меня есть ребята хорошие. В прошлом году по республике мы выиграли практически все соревнования - 60 медалей.
У вас был кумир - спортсмен, на которого вы хотели быть похожим?
Мне брат запрещал тренироваться. Тогда он уже был кандидатом в мастера спорта и понимал, какой это опасный и тяжелый спорт, он переживал за меня и хотел уберечь. Прятал туфли или майку, чтоб я только на тренировку не шёл. А я очень хотел заниматься велоспортом, и мы с братом на эту тему постоянно спорили. У брата был друг - Вова Луценко, тоже велоспортсмен, и он мне помогал и поддерживал. Вот однажды Володя выиграл очень важную всесоюзную гонку. Тренеры начали подходить к Володе, спрашивать у него данные, чтобы его пригласить в сборную Советского союза. В те времена попасть в команду СССР было очень сложно. И по воле судьбы в тот день, когда пришло приглашение на сбор, он на физкультуре сломал ногу, берцовую кость. Ему сделали операцию, вставили в ногу штырь длинный очень. Он очень долго лежал в больнице, потом ходил на костылях, сильно хромал. Но что меня очень тогда удивило, он сел на велосипед и начал тренироваться. Так он тренировался почти год и со штырем в ноге выиграл ещё Чемпионат республики. Его мужество меня очень поразило. Так вот мне очень повезло - мой кумир был рядом все время.
А вот вы говорили, что любой ребенок может добиться высоких результатов? А есть ли такое понятие в велоспорте, как способность, предрасположенность?
Видите ли, как получилось, у Володи есть сын Иван. И, будучи уже тренером, я понимал, что гены очень много значат, и дети спортсменов еще талантливее своих родителей. Но Ваня ни в какую не хотел заниматься велоспортом. Однажды мы встретились, уговаривали с Вовой его, уговаривали, потом я вынес велосипед, форму, и он, когда это увидел, сказал, что подумает. И вроде как нехотя начал заниматься. Это о нем я говорил, что мой ученик попал в сборную России. Я очень рад его успехам.
А каково состояние приднестровского велоспорта в настоящее время?
В нашей республике сейчас весь спорт в удручающем состоянии. Ну, кроме одной футбольной команды. Остальной спорт загнан в угол. Тренеры ПМР с той зарплатой, что они получают - энтузиасты и фанаты своего дела. Они как-то сплачивают детей, забирают их с подворотен, стараются отвлечь спортом от вредных привычек. Большой государственной политики в ПМР нет. Государство бедное, и сейчас, может быть, не до спорта, не до детей. Хотя дети - это самое главное. Развитие государства надо начинать именно с детей, потому что дети - это будущее.
Велосипедный вид спорта дорогой?
Да, очень.
Сколько стоит велосипед?
В Советском союзе, как сейчас помню, шоссейный велосипед, на которых мы тренировались, стоил 103 рубля. А сейчас более или менее подходящий для местных соревнований алюминиевый велосипед - 1000 долларов. Одна цепь на велосипед стоит только 100 долларов. Комплект формы - 70 наименований, для велосипедиста до 2000 долларов.
Сильно изменились современные велосипеды от тех, на которых ездили вы?
Когда я вернулся на тренерскую работу, у меня сложилось впечатление, что я из каменного века попал в индустриальный. Все изменилось. Геометрия велосипеда осталась, а материалы, переключения - все совсем другое, мне пришлось заново со всем знакомиться, изучать разновидности велосипедов, ведь раньше их было три вида, а сейчас - тысячи.
А где вы берете велосипеды для своих воспитанников?
Я покупаю за свои деньги. Тут вот что хочу отметить. Дети богатых детей, которым родители смогли бы покупать снаряжение и велосипед, задерживаются очень редко в нашем виде спорта. Они обычно разбалованы и ленивы, и, когда понимают, что необходимо трудиться, сталкиваются с первыми трудностями, сразу уходят. А задерживаются в основном мальчишки, у кого родители на заработках и есть только бабушка. Я им объясняю, что спорт им может дать шанс «пробиться» в жизнь, тем более, если в школе нет особых успехов. Хотя я с двоечниками тоже стараюсь дела не иметь. Я слежу за учебой своих воспитанников, контролирую этот процесс, так как велоспорт - интеллектуальный вид спорта, как я уже говорил.
Федерация по велоспорту помогает?
Ну вот, когда трое моих мальчишек перед отъездом в Москву выиграли в Приднестровье много гонок, Федерация решила мне помочь и дала мне три велосипеда для них. А когда они узнали, что мальчишки в Москве, захотели забрать велосипеды. Я обещал вернуть при условии, что ни один гонщик больше никогда не будет выступать за сборную Молдовы. Это же не последние сильные ребята, будут еще, а на чем им тренироваться? Потом этот вопрос был сглажен.
Ваша семья поддерживает ваше пристрастие?
С женой были достаточно серьёзные разногласия. Как любая женщина, она мне говорила, что вместо того, чтобы нести деньги домой, я трачу их на своих спортсменов. Я ей объясняю, что это хобби. У каждого мужчины должно быть хобби - кто-то на рыбалку ездит, моторную лодку себе за пять тысяч долларов покупает, удочки по 200 долларов, кто-то охотничьи ружья себе покупает, они тоже очень дорогие. Ну, я тоже чем-то должен заниматься. Подготовил хорошего спортсмена, выиграл соревнования - и на душе приятно. Жена понимает, что это хорошее дело, благородное. Сложности возникают, конечно, но, несмотря на это, мы уже 25 лет вместе прожили.
А дети есть у вас?
Да, дочка, Ирина. Она живет и работает в Москве. Она характером в меня. Тоже амбициозна, если ставит цели, их добивается.
Позвольте перейти к блиц-опросу
Что вас может обрадовать?
Результат
А огорчить?
Поражение
Какая черта характера главная в человеке?
Совесть
Ваша положительная и отрицательная черты?
Затрудняюсь ответить на счёт положительной черты, я достаточно самокритичный человек, а из отрицательных - я очень вспыльчивый. Если мне что-то не нравится, я могу взорваться, как ядерная бомба.
О чем вы сейчас мечтаете?
Судя по последней политической обстановке, я хочу, чтоб на нашей земле был мир, ну и конечно, чтобы было здоровье у близких, друзей. Чтобы люди, которых я люблю, всегда улыбались.
Спасибо большое за беседу!
И вам спасибо!
Фото: Евгений Кузьмин