Издревле музыка сопровождает человека. Она, как и язык, служит средством коммуникации. Недаром за запоминание информации как в языке, так и в музыке отвечают
височные доли мозга: запоминание значений слов в языке и мелодий в музыке происходит по одному принципу. А лобные доли мозга помогают подсознательно запоминать и в дальнейшем использовать правила, на которых базируются и язык и музыка, например, синтаксические правила для языка или музыкальные гармонии.
И естественно, для лучшей передачи информации человечеством были изобретены знаковые системы, которые бы помогали сохранять исходную информацию. Для языка - различные письмена, а для музыки - не менее многообразные ноты и табулатуры. И музыкальная и языковая нотации прошли множество трансформаций, прежде чем организовались в современном виде. Истории письменности я в этом посте касаться не буду, а вот необычные нотные обозначения всё-таки покажу.
Одна из шести страниц коптского манускрипта, содержащего запись музыки, бытовавшей при фараонах V-VII вв. Цветные кружки трудно классифицировать по местоположению и размеру, однако надписи на листе означают настроение, которым наполнены звуки.
Тибетские «ноты» XIX в. Религиозные песнопения записывались с мощью причудливых линий, передававших плавные переходы голоса по тонам, а надписи указывали на то, как следует петь те или иные звуки (например, плавно, как река, или легко, как птицы). Такие песнопения часто исполнялись в сопровождении труб, цимбал, барабанов. Подобные записи уходят корнями примерно в VI век.
Крюки, они же знамена - такие близкие русскому человеку, и такие малопонятные. Примерно с X-XII вв. с их помощью записывали богослужебные песнопения. Эта музыкальная тайнопись не только показывает звуковысотность и ритм, но также сообщает характер пения. Претерпев изменения и реформы, система дошла до наших дней и действует до сих пор.
Вот те из немногих причудливых нотных систем, которые предшествовали понятной современному человеку системе обозначений. Прочесть больше об эволюции нотных записей можно
ЗДЕСЬ.
Всегда рада конструктивной критике и толковым дополнениям,
ваша Т.
Оригинал:
http://ethnonow.ru/2015/muzyka/religioznoj-muzyki-post/ u