Текст о ритуалах и институтах

Mar 29, 2017 09:35

Поскольку наша игра во многом посвящена легитимизации нарративов, в этом тексте мы постараемся уделить некоторое внимание тому, как эти нарративы легитимизируются, встраиваются в жизнь через повседневные ритуалы, а в конце разберем два описания персонажей, которые, как мы надеемся, помогут вам в заполнении полей заявки и расширении границ игры.

Мы рассчитываем, что наше описание поможет каждой группе, как социальной, так и идеологической, создать свои собственные ритуалы и институты, которые станут для них важной частью игры.

Ритуалы
Социальное конструирование реальности заключается в том, что мы определяем понятие “нормы” поведения и знания как повторение того, что уже делали до нас люди, которых мы не знаем, но которые наверняка придумали это не просто так. Помимо знания о нравственности, то есть о том, что правильно, а что нет, существует и передается из поколения в поколение знание о том, что “нормально” делать, а что будет отклоняющимся поведением в рамках той или иной общности.

Эта норма закрепляется через повторяющиеся действия, совершая которые индвид подтверждает свою идентичность. Такие действия могут носить как исключительный характер (например, религиозные или мистические ритуалы), так и совершенно повседневный (например, ритуал проверки вещей перед выходом: ключи, деньги, автомат, талит…).

Ритуал - это исключительное пространство, имеющее особые границы, благодаря которым можно сказать, что еще будет частью ритуала, а что уже нет. Внутри этих границ действуют особые правила, понятные только участвующим, снаружи всегда видно, что происходит что-то необычное. Если эти правила не соблюдаются, то это не ритуал, а черт знает что.

Положим, группа керберов проводит инициационный ритуал “убей жида”. У него есть определенные правила: в нем участвуют только те, кто еще не вступил в группу керберов, они могут убивать только евреев и только ритуальным ножом. Тот из них, кто убил не еврея или не ритуальным ножом, то есть тот, кто вышел за рамки ритуала, наказывается группой - например, ему самому перерезают глотку. Такие вещи нельзя спускать на тормозах.

Как правило, но не обязательно, ритуал включает в себя символическую жертву. Это может быть символическое жертвование статусом, именем, какой-то функцией (символический обет молчания), повседневной формой (белая полоса на лице как обозначение траура, локон волос на могиле); жертва может быть и вполне реальной: уничтоженная материя (сожженные бедра тельцов в гекатомбе; сожженные книги иудеев во время сатурналиев); лишение части тела (оскопление, вырванный глаз), лишение социальной функции (уход из семьи), убийство и самоубийство.

В ритуале нам важна прежде всего его символичность и играбельность, а не пышность и длина.

Важное значение приобретают и символические объекты: аквилы, талиты, храмы и т.п. Это вещи, знаки и места, подтверждающие легитимность ритуала и, как следствие, связанного с ним нарратива, на котором строится групповая или личная идентичность. Символический или физический вред такому объекту равноценен атаке на саму идентичность, а потому вызывает бурную и страстную реакцию.

В процессе игры ритуал, как и остальные части пространства мифа, может расширяться, углубляться и требовать от участников все больше жертв. Более того, истинность, действенность ритуала и связанного с ним нарратива во многом зависят от того, на какие жертвы уже шли ради него.

«Сотни солдат погибли, защищая орла легиона! Мы умрем, но не отдадим его варварам!»
«Твоего дедушку убили за то, что он соблюдал день субботний! Если ты не будешь соблюдать, ты предашь его память!»

Для удобства воспроизведения мы разделим ритуалы на несколько условных групп:
Ритуалы инициации
Для обретения в какой-либо группе нового статуса человек проходит через испытание, заканчивающееся перформативным актом.

Перформативный акт - это именование, которое одновременно будет и изменением, то есть слово, изменяющее реальность. Примером перформативного акта могут быть слова: “Объявляю вас мужем и женой” или даже простой светофор, где изображение красного человечка решает судьбы людей.
К таким актам относятся клятвы, именования, обещания и т.п.

Как правило, инициация связана с посвящением в тайны и получением прав. Примерами инициационного ритуала могут быть как бар мицва у евреев, так и посвящение в триарии у легионеров, а также: брак, получение новой должности, награды и так далее. Всякое обновление следует закрепить в инициационном ритуале. Человек, прошедший через такой ритуал, получает и новый статус, то есть, никакое поведение, которое было адекватно его предыдущему статусу, теперь неприемлемо и наказуемо (так, нельзя называть детским именем того, кто стал взрослым, нельзя издеваться над принципом так, как когда он был гастатом, неприлично строить глазки замужней даме и т.п.)

Ритуал инициации имеет структуру: потеря статуса - испытание и жертва - открытие тайн - перформативный акт
Поддерживающие ритуалы
Для поддержания групповой идентичности разные группы проводят свои ритуалы, благодаря которым каждый член группы может сказать “Я - это тот, кто участвовал в ритуале”. Это могут быть как воскресные чтения молитв, так и, например, спортивные игры, дружеские пьянки, посиделки за вышиванием или совместное убийство врага.

Поддерживающий ритуал проводится регулярно и может касаться любого количества людей определенной идентичности. В принципе, к поддерживающим ритуалам можно отнести любую деятельность, о которой можно сказать “Ты не делаешь это? Тогда какой ты нахер наш?!” Таких ритуалов у каждой группы может быть любое количество.
поддерживающий ритуал имеет любую структуру, важно, что в нем участвует все и он повторяется регулярно.

Важная часть поддерживающих ритуалов - ритуалы поминовения, припоминания павших. На игре с БЖЗИ, где смертей будет много, а похорон не будет, мы не видим смысла делать такие ритуалы долгими, нам бы хотелось, чтобы они были скорее красочными и яркими, включающими, возможно, рассказывание историй о тех, кто погиб. Как правило, во время этих ритуалов в мартиролог вносятся новые имена: свежие мученики встают рядом с теми, кто погиб за веру давно.

Сюда же стоит отнести заменяющие ритуалы, то есть те, которые выполняют, когда не хватает слов. Например: убийство римской весталки карается ужасающими пытками и непременной смертью того, кто совершил это злодеяние против богов. Поскольку никто из римских солдат не знает, какие чувства нужно испытывать в этой ситуации, личную реакцию они подменяют ритуалом, то есть выбирают как можно более жестокую и мучительную казнь, не вкладывая в это никаких особенных размышлений. Просто так надо.
Очищающие и изгоняющие ритуалы
Тот, кто нарушил законы жизни в группе, теряет в ней свой статус и для его возвращения вынужден проходить особый ритуал очищения. Такие ритуалы могут проходить как предатели, которые раскаялись, так и, в некоторых ретроградских сообществах, женщины после периода менструации. Ритуал очищения имеет схожую структуру с ритуалом инициации, но не включают в себя открытие тайн.

Изгоняющие ритуалы, наоборот, показывают, что кто-то больше не может считаться членом группы и теряет свой статус и все связанные с ним привилегии. Это может быть как срывание погон, сжигание талита так и обливание помоями или ритуальное групповое изнасилование. Его структура обратна ритуалу очищения: перформативный акт изгнания-испытание и жертва-потеря статуса
Экстатические ритуалы
В редких случаях в рамках групповой мифологии человек понимает, что становится героем, то есть идет на смерть, и в этой ситуации обретает сверхсилы для того, чтобы исполнить свое предназначение. Примером такой ситуации может быть фраза “идите, я их задержу!”, когда солдат жертвует собой ради других.

В разных идеологиях экстатические ритуалы отличаются, т.к. предназначение человека понимается по-разному, но всегда это значимое, показательное событие, которое не дает никакого дополнительного могущества с точки зрения игровых правил, но заслуживает уважения хотя бы потому, что это конец долгой дороги, последняя гастроль, последняя настоящая роль и т.п.

Впрочем, не всегда такой ритуал заканчивается смертью, но, как водится, тот, кто прошел дорогой героя и не умер, чувствует себя чрезвычайно глупо и неловко. Тот же, кто дошел до конца, становится иконой для своих сподвижников, а его имя сохраняется в веках.

Структура такого ритуала: явное указание на готовность совершить последний жест-заметность жеста-крутизна жеста.
Личные ритуалы
Помимо ритуалов, закрепляющих групповую идентичность, у каждого человека может быть огромное количество ритуалов личных, связанных с его прошлым или настоящим. Такой ритуал - это ряд действий, сопровождающих проблематичную ситуацию, который помогает отчуждению от проблемы и сосредоточению. Например, хороши ритуалы на случай “когда я боюсь”, “когда мне надо принять решение”, “когда я влюблен и неуверен в себе” и так далее.

Мы надеемся, что эти ритуалы помогут показать глубину личности, поскольку очень просто играть человека, который ничего не боится, но куда интереснее играть человека, который от страха начинает напевать еретические песенки, человека, который от похоти повторяет одну и ту же глупую шутку, человека, который бичует сам себя на площади в наказание за грехи, о которых знает лишь он один.
Институты
Ритуалы, закрепленные в структуре всего общества, ставшие формой социальной жизни, мы называем институтами. Они - важный способ установления диктата идеи, потому, разумеется, именно институционализация ритуала будет действенным способом победы.

Может быть важно, каково ритуальное и обрядовое наполнение того или иного института. Например, институт брака существует повсеместно, но римская матрона с точки зрения радикального иудея - незамужняя дама, поскольку обряд, по которому ее принимали в семью, нелегитимен в Иудее.

И наоборот, может быть важна форма функциональной институционализации обрядового наполнения. Например, для того же иудея весь римский институт бюрократии - это странные и непонятные обряды по перекладыванию бумажек, в котором нет никакого смысла.

Интересно было бы поговорить и о разрушении институтов, поскольку речь у нас идет о местности, разрушенной войной, и о людях, потерявших все. Институты брака, торговли, выборов вождя и все прочие могут порастерять свой флер под воздействием станковых пулеметов. А потому важный для каждого персонажа вопрос - это не только “кому я верю?”, но и “какие действия кажутся мне вызывающими доверие?”. В конце концов, золото нельзя есть, а потому голодному человеку институт обмена покажется бессмыслицей, усложняющей все. На нашей игре таких голодных людей будет достаточно.


Ссылка на документ в папке

материалы, мастерское

Previous post Next post
Up