Развитие ВПФ

Apr 14, 2015 16:03

Оригинал статьи здесь : http://glundalklich.livejournal.com/14018.html?view=79042#t79042

Я сейчас попробую вкратце изложить наш разговор и плавно подвести к теме подготовительного этапа в логопедической работе. А вообще он (подготовительный этап) нужен по-любому и для развития речи, и для звуковки, и для лексики-грамматики, и для… Ну, для всего логопедического, в общем.

Итак, впервые этот термин - высшие психические функции (ВПФ) ввел в научный обиход Вильгельм Вундт, еще в середине XIX века, а в России эту теорию активно развивал наше все (не только в дефектологии) Лев Семенович Выготский, правда, называл их немного по-другому. А позже и его соратники - А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин. Ну, и еще много кто.
Так вот.
Собственно ВПФ:
· Восприятие (зрительно, слуховое, тактильное)
· Память (всякая, в том числе и слуховая, и зрительная)
· Мышление (анализ, синтез, обобщение, классификация, сериация, сравнение, абстрагирование)
· Речь (сюда же входит письменная речь, а именно чтение и письмо)

И все эти ВПФ, такие разные на первый взгляд, обладают схожими свойствами:
1. Развитие высших психических функций обусловлены социальным окружением ребенка (вспомним детей-маугли, которые вырастали в джунглях, у них не было ни малейшего шанса научиться говорить, читать, абстрагировать или обобщать);
2. Развитие высших психических функций возможно только при правильном функционировании (зрелости, неповрежденности) мозговых структур, обеспечивающих их работу;
3. Высшие психические функции развиваются по одинаковому принципу;
4. Высшие психические функции системны.

Вот последний пункт нас, с точки зрения логопедии, особенно волнует. Что значит, что функции системны? Это значит, что они взаимосвязаны между собой, и если какая-то из них не дотягивает до нужного уровня, немножко ломается, нарушаются в той или иной мере и остальные.

Например, не удается ребенку никак звук [Ш] в речь ввести, а у него, оказывается, память никакая, он просто запомнить не может, в какую сторону язык повернуть, чтобы правильно получилось, вот и продолжает делать как привык уже. Или отказывается детеныш категорически читать. А он не глупый, и не вредный, у него зрительное восприятие нарушено, и ему вообще фиолетово, где там у вас П, где Н, а где вообще Ц.

Именно поэтому каждый логопед начинает с подготовительного этапа.
И нередко бывает так, что наладив «захромавшую» ВПФ, логопедические проблемы «вдруг» исчезают или сильно бледнеют относительно первоначального варианта. Или наоборот, логопед видит, что он, как логопед, в этом лазарете нарушенных ВПФ бессилен и отправляет ребенка с мамой в сад к нейропсихологу.

А вообще любая детская игра - это развитие ВПФ. Заметьте, любая, а не только те, которые принято сейчас называть «развивающими». К примеру - жмурки, прятки замечательно развивают слуховое и зрительное восприятие. Игра в куклы - способность к абстрагированию. Собирание камешков (шишек, ракушек…) - сортировка, сериация и просто зрительное восприятие.

Сейчас я попробую коротко описать, какую из ВПФ как можно «вытянуть» попытаться.
Восприятие - слуховое - ищем на слух маму с колокольчиком, спрятанную поющую игрушку, кто из стоящих за спиной позвал и так далее. А еще замечательная игра - наперсток. Только нужный «наперсток» должен звучать и никак не отличаться внешне от остальных; зрительное - также ищем нужную картинку из разбросанных на полу, отличающийся предмет среди одинаковых или наоборот два одинаковых; тактильное - точно также узнаем, чем погладили, даем ребенку возможность самому погладить разные материалы, сравнить чем наждачка, к примеру, от норки на ощупь отличается, определить, что только что гладил с закрытыми глазами, или какую игрушку с закрытыми глазами взял в руки.
Память - самый простой и распространенный способ - заучивание стихотворений, но не все детки согласны на такие упражнения :). Любые вариации на тему «посмотреть/послушать что-то и повторить» - выполняются практически на ходу, в любой момент бодрствования ребенка.

Синтез - абсолютно любые паззлы, составные картинки, конструктор. То есть то, где из кусочков надо собрать что-то целое.
Анализ - здесь наоборот, в целом нужно увидеть детали. Например, на большой картинке найти что-то маленькое, картинки из серии «небылицы», где следует отыскать то, чего не бывает, найти сколько-то отличий в двух картинках и т.д.
Абстрагирование - любые сюжетно-ролевые игры.
Классификация, сериация - 4-й лишний, найди такой же и т.д.

Кроме правильных ВПФ логопеду нужные еще развитые мелкая и крупная моторика (тут все всё знают - пластилин, карандаши, пальчиковые игры, любые движения под музыку и рифмовки) и сильный, правильный речевой выдох (всевозможные вертушки, задувание свечи, выдувание пены).

Подготовительная работа по идее должна занимать до полутора месяцев. Но лично у меня не хватает ни времени, ни терпения столько эти заниматься, поэтому чистая работа над ВПФ, выдохом и моторикой проходит у меня только на этапе знакомства с ребенком, привыкания друг к другу. Дальше я совмещаю ее с различными логопедическими упражнениями. Да и вообще, не бывает так - развивали-развивали мы ВПФ и вот наконец-то развили. Это труд на всю жизнь. Тяга к самосовершенствованию также отличает нас от животных.

метод замещающего онтогенеза, логопед, нейропсихологический блок, русский язык, наука о СДВ, развитие речи

Previous post Next post
Up