"Гений места" с Петром Вайлем

Jan 23, 2008 16:01

«Я не больна:
Я... знаешь, няня... влюблена».
(с) А.С. Пушкин. "Евгений Онегин"



Уже несколько вечеров подряд я влюблена в этого человека - Петр Вайль, в его рассказы, в его голос. Когда начинался цикл передач, естественно, я посмотрела первую про Париж и Дюма и подумала, что больше ничто не сможет удивить меня. Вторая передача про Осло и Мунка заворожила меня, а после третьей передачи крыши домов, построенных Гауди в Барселоне, снились мне ночью. Я не видела ни одной передачи путешествий, в которой ведущий нравился мне едва ли не больше тех мест, о которых он рассказывал.
После этих передач хочется перечитать всего Джека Лондона, пересмотреть все фильмы с Чарли Чаплиным, обязательно прослушать Кольцо Нибелунгов Вагнера и так далее ...

Документальный цикл (Россия, 2005), 23 серии.
Автор и ведущий Петр Вайль.
Режиссер Екатерина Вещева.
Оператор Павел Трубников.

«Связь человека с местом его обитания - загадочна, но очевидна. Ведает ею genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой. Для человека нового времени главные точки приложения и проявляения культурных сил - города. Их облик определяется гением места, и представление об этом - сугубо субъективно… ». Так начинается книга «Гений места» известного писателя, журналиста и путешественника Петра Вайля.

25 ноября 2005 года на телеканале «Культура» состоялась премьера: первый фильм 23-серийного цикла «Гений места с Петром Вайлем», в основе проекта - книга, а сам писатель выступил в роли ведущего.

По словам Петра Вайля, когда ему предложили превратить книгу в телесериал, он сначала растерялся и даже испугался. «То, что уже вышло в свет - отрывается от тебя и существует само по себе: ему до тебя нет дела, да и тебе до него, - размышляет Вайль. - Мне никогда не хотелось перечитывать своих уже напечатанных книг. А тут предлагалось на основе книги о разных городах мира, воспринятых через разные культурные фигуры, создать цикл получасовых телепередач. То есть все начать сначала - проехать по тем же местам, воскрешая забытые уже чувства и мысли. Короче, пресловутая река, в которую надо вступить еще раз, что, как учат мудрые древние, невозможно. Это и вызвало растерянность, а напугала перспектива превращать слова в картинки. В книге мне было интересно рассуждать о том, как голландский художник Питер де Хоох всю жизнь соперничал с Вермеером, что произошло с ним, когда он из Дельфта перебрался в Амстердам, и почему в маленькой Голландии XVII века мог быть такой грандиозный перепад: в часе езды от провинциальной патриархальности - космополитическая всемирность. Но как все это показать через три с половиной столетия? Города меняются по-разному. В современных Афинах можно выловить острова античности с подлинным ощущением двадцатипятивековой старины и поместить туда комедии древнегреческого драматурга Аристофана. Но в нынешнем Мадриде, по сути, ничего не осталось от тех времен, когда в новую тогда столицу Испании переехал двор, и здесь работал назначенный в 1623 году придворным живописцем Диего Веласкес. Поэтому "Гений места" мы снимали скорее "по мотивам" книги - иначе и быть не могло. Во время съемок я вдруг понял, что это только кажется, будто ты был тут и раньше, в ту самую реку вступаешь и вступаешь многократно, радостно понимая, как меняется все вокруг, и ты вместе с окружающим: все знакомо, но все заново, сначала. Двадцать три города мира: Европа, Азия, Северная и Южная Америка. И главное - сколько можно узнать: нет, не о мире, а о себе, путешествуя вокруг света».

1-й выпуск. Густав Малер. Вена.

2-й выпуск. Кобо Абэ. Токио.

3-й выпуск. Александр Дюма. Париж.

4-й выпуск. Эдвард Мунк. Осло.

5-й выпуск. Мериме. Севилья.

6-й выпуск. Витторе Карпаччо. Венеция.

7-й выпуск. Рихард Вагнер. Мюнхен.

8-й выпуск. Марио Пьюзо. Палермо.

9-й выпуск. Ганс Христиан Андерсен. Копенгаген.

10-й выпуск. Аристофан. Афины.

11-й выпуск. Антонио Гауди. Барселона.

12-й выпуск. Федерико Филлини. Рим и Римини.

13-й выпуск. Хорхе Луис Борхес. Буэнос-Айрес.

14-й выпуск. Байрон. Стамбул.

15-й выпуск. Джек Лондон. Сан-Франциско и Окленд.

16-й выпуск. О.Генри. Нью-Йорк.

17-й выпуск. Юкио Мисима. Киото.

18-й выпуск. Ганс Сакс. Нюрнберг.

19-й выпуск. Ярослав Гашек. Прага.

20-й выпуск. Ривера. Мехико.

21 выпуск. Конан-Дойл. Лондон.

22-й выпуск. Джеймс Джойс. Дублин.

23-й выпуск. Чарлз Спенсер Чаплин. Лос-Анджелес.

Сейчас я начала читать одноименную книгу - не могу оторваться. Мой любимый авторский стиль строгой хронологии и документальности вместе с ярковыраженной позицией автора к описываемым событиям и долей юмора.



Вот выдержка из главы о Лос-Анджелесе и Чарли Чаплине. Автор рассуждает о правильном голливудском фильме, его основе.

" Симпатичен и друг героя, снабжающий его транспортом, оружием и навыками рукопашного боя ... Друг обладает яркой индивидуальностью - чувство юмора, чудаковатость, необычное хобби, - чтобы оплакивание было искреннее: он погибнет во славу катарсиса. В эпоху мультикультурализма может быть негром или китайцем.
Вероятность гибели других помощников .. прямо пропорциональна их привлекательности. Заведомо обречены те, у кого рожает жена, завтра свадьба, вечером свидание. Упоминание об этом - смертный приговор.
Не доживают до финала женщины героя. Женщина - разновидность помощника, слабо компенсирующая неумелость преданностью. Главное назначение женщины - вызвать дополнительный гнев в герое, склонившимся над ее трупом."

Читать книгу - http://lib.aldebaran.ru/author/vail_petr/vail_petr_genii_mesta/

книжное настроение, кино, Вайль

Previous post Next post
Up