Борис Акунин "Нефритовые чётки" Мои любимые цитаты-моменты-отрывки!

Mar 04, 2008 22:53

Борис Акунин
Нефритовые чётки
Приключения Эраста Фандорина в XIX веке



Потрясающая книга!!! Действительно потрясающая!!!

Её нельзя просто читать, её хочется просто проглатывать! Она захватывает с самого первого рассказа и не отпускает до последней истории!

Поражает насколько господин Григорий Чхартишвили разносторонняя личность!!! Сколько же он всего знает, уму непостижимо! Все истории разные, про разные страны, разные нравы, обычаи и столько в них жизни, настоящести (вот какое слово придумала), эмоций!!!

Рекомендую от души!!!

Акунин - Фандорин - БРАВО!!!

Цитат накопилось не так уж и много из этой книги, это даже не цитаты, это избранные кусочки, моменты, которые понравились настолько, что мне хотелось перечитывать их снова и снова!!!
Вообще то там не только цитаты, но и некоторые мои комментарии, которые я давно собиралась в письменном виде выразить!!! Особо затронувшие моменты!

Итак:

TABLE‑TALK 1882 года

Когда барышня упорхнула, в комнате снова будто потемнело. Тоскливо заскрипели перья, залязгал «ремингтон», камердинер накрылся «Московскими ведомостями» и уснул.

А Эраст Петрович пришёл к новому философическому умозаключению: хорошенькие, резвые девушки - чудо Господне, нисколько не меньшее, чем неопалимая купина или расступившиеся воды Чермного моря. Как изменяются мужчины и самое жизнь, когда рядом окажется такая вот Мавра Лукинишна! А нет её - и сидят все будто в сумерках.

ДОЛИНА МЕЧТЫ



Вечное бахвальство - вот черта, которую Фандорин находил в американцах наиболее утомительной. Всё у них непременно most, greatest или, на худой конец, просто great. Будто сами хотят убедить себя в собственном величии.

Самое рискованное приключение в жизни Эраста Фандорина

- Женись на мне, - сказала смелая барышня и взяла его за руки. - Лучше тебя я все равно никого не найду. А тебе на всём белом свете не сыскать такой, как я. Посмотри на меня как следует. Только не глазами ума, а глазами сердца. Именно я тебе нужна. Каждый день твоей жизни будет боем и праздником. Со мной ты никогда не заскучаешь. А какие у нас получатся дети! Мальчики - львы, девочки - пантеры.

Всё‑таки американцы - мастера рекламы, умеют подать товар лицом, ещё пытался мысленно иронизировать Эраст Петрович, но дело было швах. Например, он очень желал бы, из инстинкта самосохранения, отвести глаза, но это было невозможно. Её взгляд цепко держал его и не выпускал из своего изумрудного плена.

В самом деле, каково это: иметь жену, от которой родятся львы и пантеры? Он представил себя дрессировщиком, который каждый день входит в клетку, держа в руках хлыст и кусок сырого мяса.

- Кроме всего прочего, я ещё и очень состоятельная невеста, - проворковала соблазнительница. - Триста тысяч приданого!

- Меня бы устроило и десять. Больше твоя д‑долина не стоит, - несколько охрипшим голосом ответил он, думая, что такой девушке приданое вообще ни к чему.

Она резко отстранилась.

- Зато меня не устраивает жених, которого устроили бы десять тысяч! Выбирай: я и триста тысяч или пошёл к чёрту!

Втягиваясь в роль дрессировщика, Эраст Петрович щёлкнул воображаемым хлыстом:

- Это ты выбирай. Я и честная сделка - или п‑пошла к чёрту.

Львица с рычанием (не фигуральным, а самым что ни на есть настоящим) бросилась на него, норовя впиться ногтями в лицо - он едва успел перехватить её запястья.

Заизвивавшись в его сильных руках, мисс Каллиган хотела лягнуть обидчика коленом в пах и даже подняла ногу, но удара так и не получилось. Стройная нога замедлила движение, высоко поднялась, до отказа натянув шёлковую юбку, и обхватила Фандорина сзади.

Никогда ещё барышни в шёлковых платьях не вели себя с Эрастом Петровичем подобным образом. От неожиданности он расцепил пальцы.

Воспользовавшись свободой, Эшлин крепко обняла его и впилась в губы то ли поцелуем, то ли укусом - разобрать было трудно, но без крови не обошлось. Этот привкус лишь придал лобзанию остроты.

- Нет? - шепнула она, на миг отстранившись.

- Нет, - ответил он. - Или честно, или никак.

- Идиот!

Последовал новый поцелуй, неистовей и продолжительней первого.

Прервавшись, чтобы глотнуть воздуха, мисс Каллиган сказала:

- Неплохо. Такого растяпы в мужья мне не надо, но для «стоянки на одну ночь» сгодишься.

Фандорин не сразу понял, что означает one night stand, а когда догадался, скосил глаза на каминные часы.

Пять минут одиннадцатого. У Стара и Корка Каллигана встреча назначена на три. Успеть можно - спасибо телеграфу.

Ты что?! - взвился Разум. Уходи, пока цел! Эта хищница в самый разгар объятий перегрызёт тебе горло. За триста‑то тысяч?

Второй Поводырь, Дух, отмалчивался. Госпожа Каллиган для него интереса не представляла.

Эраст Петрович попробовал возразить Первому Поводырю: если объятья будут качественными, не перегрызёт.

Но такого оппонента разве переспоришь? Значит, она сделает это, когда объятья закончатся, парировал Разум и, конечно, был на сто процентов прав.

Надо уносить ноги, сказал себе Фандорин.

Но Эшлин припала к нему, от её упругого тела исходили жар и трепет. На эту волшебную вибрацию немедленно отозвался третий из Поводырей, растолкавший и заслонивший двух остальных. В голове мелькнула истинно российская, абсолютно неконфуцианская максима «эх, была не была!», и Фандорин бесстрашно ринулся навстречу самому рискованному приключению всей своей жизни.

ПЕРЕД КОНЦОМ СВЕТА

Самое страшное произведение в этой книге. Для меня самое-самое. Потому как про вечные ценности, про смысл жизни, про людские страхи. Я ведь ничего этого не знала, ни про раскольников, ни про коллективные самоубийства, ни про то, что Антихритса ждали ещё в 19 веке. Видимо его ждут постоянно... Я недавно читала интересную статью про этому поводу, что приход Антихриста давным-давно состоялся, ещё во времена императора Нерона, была приятно удивлена, так как в современно православии Антихриста тоже ждут буквально со дня на день. И тоже находят массу признаков скорого его прихода. И это всё абсолютно серьёзно. И это так страшно, страшно про это слушать. Оказывается что в 19 веке было ТОЖЕ САМОЕ!!! Я была в шоке, в настоящем шоке и это несколько успокаивает, видимо это традиция такая у официальной религии ждать регулярно Антихриста... Только я не понимаю ЗАЧЕМ??? Зачем запугивать людей??? Не заметила, чтобы люди от этой новости становились счастливее... Это я всё на собственном опыте говорю, у меня одна близкая родственница регулярно мне про Антихриста рассказывает...

- Меня интересуют раскольники и п-перепись, - вежливо, но твёрдо прервал исторический экскурс Фандорин.

- Извольте. В среде старообрядства уже два с лишним века витает идея о скором приходе Антихриста. Эта группа людей, можно сказать, постоянно пребывает в ожидании неминуемого конца света. Вот вам фон заболевания. С Антихристом у староверов ассоциируется государственная власть - ещё со времён патриарха Никона и царя Петра. Вот вам объект патологического страха. Известно, что внушению особенно подвержены субъекты с низким уровнем образования и неразвитой индивидуальностью. Таковы большинство здешних лесных жителей: минимальная сумма знаний о внешнем мире, максимальная зависимость от общины. Всё это, так сказать, состав взрывной смеси. Для того чтобы сей порох воспламенился, не хватает малости - горящей искры. Роль искры периодически берут на себя пророки и проповедники, обладающие незаурядным даром внушения. Я специально изучил историю раскола. В этой среде время от времени появляются индивиды, объявляющие, что Антихрист уже грядёт. Немедленно срабатывает психологическая цепочка: фон - объект - внушаемость, и люди совершают чудовищные поступки. Бросаются целыми семьями в огонь, топятся или, как здесь, заживо ложатся в могилу. В 1679 году близ Тобольска безумный поп Дометиан уговорил сжечься 1700 человек. Несколькими годами позднее Семён-пророк согнал в огонь население целого города на Ярославщине - 4000 душ. Последний по времени случай самоубийственной эпидемии произошёл 36 лет назад в Олонецкой губернии. Там добровольно сожглись пятнадцать человек, в том числе женщины с маленькими детьми. Причина психоза та же - эсхатологические ожидания.

- Прощения просим. Какие-какие ожидания?

Увлечённый лекцией Фандорин не заметил, как к числу слушателей присоединились остальные: пришедший в себя Кохановский, Крыжов, Маса, священник с дьяконом и даже урядник Одинцов. Именно полицейский и спросил про непонятное слово.

- Конца света, - пояснил доктор.

Теологический спор Масы (слуги-друга Фандорина) и Варнавы (молодого священника).

- Отец Викентий? Жабой? - ахнул Варнава и закис со смеху. Потом смеяться перестал и задумался. - Что ж, и ваша вера тож неплохая, а наша православная всё-таки лучше.

- Тем рутьсе? Тем рутьсе? - загорячился Маса.

- А милосерднее. Больше человеку помощи от Бога, особенно если кто слабый. По-вашему как выходит? Коли душой хил и сердцем робок, так до пиявки поганой доперерождаешься. И никто тебя не укрепит, не поддержит - ни Иисус Христос, ни Матушка-Богородица, ни добросклонные ангелы? Страшно так-то, одному. Иисус Христос потеплее Будды вашего будет, с Ним и жить легче, и на душе светлее. Надежды больше.

Японец запыхтел, кажется, не найдясь, что на это ответить. В теологии бывший якудза был не силён.

Моя самая любимая сцена в этом рассказе, я рыдала когда это читала! Здесь нужно было Фандорину уговорить маленьких детей не умирать, а доказать им, что жизнь стоит того, чтобы жить дальше!!! А противница у него была сильная, очень сильная, с такой сложно спорить... Пророчица...

- А как в песне твоей, помнишь? Про сизую и чёрную голубицу. Там-то ты девушке выбор даёшь. Что ж детей-то к святости силком гонишь? Нечестно это. Богу такая жертва не в радость.

Пророчица задумалась.

- Что ж, твоя правда. Пускай вдругорядь сердечки свои послушают. Ты говори за сизую голубь, а я за чёрную.

Такого поворота Эраст Петрович не ждал. С одной стороны, ни в коем случае нельзя было упускать шанс на спасение хоть кого-то из детей. С другой - как состязаться с искусной сказительницей её же оружием? У неё и навык, и проникновенный голос, и магнетический взгляд. А у него что? Он и с детьми-то разговаривать толком не умеет.

- Молчишь? Ну, тогда я первая.

Кирилла опустила голову и тяжко вздохнула. Все смотрели на неё затаив дыхание.

- Я не сказку, я быль расскажу, - тихо-тихо, почти шёпотом начала она. - Про то как злые никонианцы пришли в некую деревню свою веру сажать, а истинную в корень сводить. Мужики, бабы, старики со старухами на посулы не польстились, угроз не убоялися, и пёс-воевода повелел всех их в сарай запереть, да сжечь. «Не они, сказал, мне надобны. Детей малых едино отберём, по-своему их окрутим, и будут царю верные слуги». И забрали всех детей, как вы, таких же, и посадили в темницу, и стали голодом морить, плетьми стегать, руки-ноги огнём прижигать и ещё всяко мучили…

Лицо сказительницы было по-прежнему опущено. Шёпот постепенно делался все пронзительней, он будто шёл из самой земли. Даже Фандорину стало не по себе, а маленькие слушатели и подавно задрожали. Дело было не в рассказе и не в словах - в самом этом протяжном, зловещем шипении.

- Один отрок, десяти годов, не смог вынести, когда ему плёткой-семихвосткой, ржавыми гвоздями утыканной, зачали спину рвать да ещё солёной водой поливать. Заплакал, кукишем трёхперстным перекрестился, и выпустил его воевода. А прочих детишек, какие не поддались, приказал собаками потравить. Накинулись на бедняжек псищи зубастые, да сей же час на куски изорвали. Вот что никонианцы с твердоверными-то творят. А отрок, кто Бога предал, ещё долго на свете жил. Только не было ему доли, так всю жизнь до старости стыдом и промучился. А как помер, схватили его черти железными крючьями, да под рёбра. Допрежь того как в геенну сбросить, подкинули до неба. И увидел он, одним только глазочком, как мальчики и девочки, которых собаки загрызли, сидят на шёлковом облаке, под ясным солнышком. То-то светлые, то-то радостные. С ними и Христос, и Богоматерь. И упал оттуда отступник в пропасть чёрную, глубокую, да прямо на острые колья. Как заорёт! - закричала вдруг Кирилла страшным голосом, вскинула голову и обвела пещеру неистово горящим взглядом. Дети испуганно заверещали. - А его черти за ухо, да на сковородку! Потом в паутину липкую, к мохнатым паукам, кажный в сажень! Потом в яму, гадюками кишащу! И так до скончания времён! Потому что, - спокойно и наставительно закончила она, - кто короткую муку честно снёс, тому вечное блаженство. А кто себе чёрной изменой гибель отсрочил, тот заплатит вечной мукою… Ну, голубь сизый, теперь твой черёд. Сказывай.

Глядя, как жмутся друг к другу впечатленные жутким рассказом дети, Фандорин был близок к отчаянию. Что он мог противопоставить этому нагнетанию ужасов, да ещё столь мастерски исполненному?

Как объяснишь маленьким обитателям этой лесной глухомани, что мир широк и прекрасен? Слов, которые знает Фандорин, они не поймут. А доступной им речью не владеет он… Эх, Масу бы сюда. Японец отлично умеет разговаривать с ребятишками…

Дышать было уже почти нечем, по спине и по груди струйками стекал пот.

- А… а вот в городе Москве есть к-колокол большой-пребольшой, - неуверенно начал Эраст Петрович. - С избу величиной. Царь-Колокол называется. И ещё Царь-пушка. Её д-двадцать лошадей с места не сдвинут. Вот…

Он замолчал, чувствуя себя полным идиотом.

- Чай, колокол громко гудит? - спросила конопатая соседка, глядя на него снизу вверх ещё мокрыми от слёз глазами.

- Он не гудит. Он расколотый. С к-колокольни упал..

- А пушка далеко палит? - спросил кто-то из мальчишек.

-Из неё не с-стреляли никогда…

Других вопросов не было.

Хорош «сизый голубь», нечего сказать, разозлился на себя Фандорин.

- А в стране Африке живёт зверь жираф. Сам на четырёх ногах, жёлтый, в чёрный горох. И шея у него длинная-предлинная. Подойдёт к дереву и с любой ветки что хочешь достаёт.

- И яблоки? - спросили из темноты.

- И яблоки, и груши, и сливы, - подтвердил Эраст Петрович. - А ещё там живёт огромная-преогромная свинья, называется бегемот. Целый день в болоте лежит, грязью сама себя поливает. А другая свинья, ещё больше, называется слон. Вот с такими ушами, и нос как труба. Наберёт воды, плюнет - все с ног валятся.

Кто-то неуверенно хихикнул. Ободрённый Фандорин продолжил:

- В другой стране, Австралии, проживают мишки, лучше которых нет зверей на свете. Маленькие, пушистые. Едят одни только листья. Пожуют-пожуют, обнимут ветку и давай спать. Зовётся этот мишка «коала». Я раз подошёл, на руки его сонного взял. А ему всё равно - меня точно так же обнял и знай дальше спит. Мягкий!

Они слушали, ей-богу слушали!

Он заговорил ещё быстрее, смахивая со лба пот:

- А в стране Японии есть борьба такая. Толстяки борются. Каждый, будто шар. Выйдут на круг и животами толкаются. Кто ловчей пихнется, тот и победил.

Все вокруг засмеялись, а соседка в красных варежках сказала:

- Ну про толштяков это ты брешешь.

- Я б-брешу? - обиделся Эраст Петрович. - На, сама гляди!

Вынул подарок Масы, платок с борцами сумо. Развернул, показал. Дети, кто на четвереньках, кто пригнувшись, сползлись со всех сторон, разглядывая диковину.

Свечи начинали гаснуть - не хватало кислорода, и Фандорин подсветил фонариком.

- Ух ты! - зашумели мальчишки. - Дяденька, дай мне пожать!

- И мне!

- И мне!

Кажется, дело шло на лад.

Вдруг Фандорин вновь почувствовал, что на него накатывает странное оцепенение. Язык сделался неповоротлив, все члены словно онемели. Кирилла смотрела на него неподвижным взглядом, и он физически ощущал неописуемое словами, но явственное воздействие этой месмеризующей силы.

Он заставил себя отвернуться от пророчицы, глядеть только на склонённые детские головки, и наваждение отступило.

- На белом свете м-много чего есть, - громко сказал он. - Высокие горы, синие моря, зелёные острова. И люди на свете все разные. Есть злые, но много и добрых. Есть г-грустные, а есть и весёлые. С одними хорошо говорить, с другими хорошо дело делать. Сколько всего Господь для вас напридумывал! Как же уйти, ничего толком не посмотрев, не попробовав? Разве Господу не обидно?

Эраст Петрович умолк, ибо не знал, что ещё сказать. Белобрысый мальчонка, что сидел слева, спросил:

- А вот ещё сказывали, врут ай нет, будто есть такой сахар чёрный - щикалат. Сладкий - жуть.

- Есть, - встрепенулся Фандорин, благодарный за подсказку. - А ещё м-мармелад - это как сок, только его жевать можно. Вафли…

- Вафлю я ел, тятька из города привозил. - Белобрысый повернулся к Кирилле и твёрдо объявил. - Матушка, я домой хочу.

- Я тоже. Ныне суббота, мамка пирогов напечёт.

- И меня отпусти!

- И меня!

Полуобернувшись к пророчице, но избегая смотреть ей в глаза, Эраст Петрович как можно спокойнее сказал:

- Пускай идут, кто хочет. А мы останемся.

В пещере стало шумно. Ребятишки заспорили между собой. Одни убеждали остаться, другие уходить. Кто-то из мальчишек, разгорячившись, полез драться. Поднялся гвалт: крики, плач, ругань.

Детей спасли, Фандорин выжил, пророчица погибла!
Но слова Фандорина такие простые и такие проникновенные и они самые правильные!!! МИР ЖЕ ТАК ПРЕКРАСЕН, всегда поражалсь как некоторые умудряютс это не замечать??? КАК??? Только в окно посмотреть стоит и там уже начинаются чудеса!!! Настоящие чудеса!!! Почему люди этого не видят??? А ведь это в НАШЕМ городе Царь-пушка и Царь-колокол, и они действительно прекрасны, я видела их в январе и искренне восхитилась!!! Да мало ли прекрасного в мире?!
Жизнь прекрасна!!! Наверное это самое жизнеутверждающее произвение Акунина, которое я читала, а Фандорина я прочитала всего... К сожалению... Ну может ещё продолжение будет?!
Любите жизнь, наш мир, родных и близких и будет Вас счастье!!!

Мой рецепт!!!
Проверено временем!!!

И никакой Антихрист не страшен будет, если помнить про любовь, радость и счастье, которое внутри, в самом человеке!!!

личное, книги

Previous post Next post
Up