14.04.09 Московские концерты
Про «точку невозврата»
Есть такое понятие - «точка невозврата», пройдя которую, ты уже не можешь повернуть назад, нужно только идти вперед. Мне вот всегда было интересно, когда для Пугачевой начинается концерт и есть ли у него «точка невозврата». Может быть, концерт начинается за месяц, когда только рождается его идея? Может быть, за несколько дней, когда понимаешь, что он уже необратим… А, может быть, за ночь до концерта, когда засыпаешь с мыслью, что завтра предстоит тяжелая работа? А может быть только на сцене, перед самым открытием занавеса?
На этот вопрос ответить сложно… А вот на второй вопрос (про точку невозврата) ответ, мне кажется я знаю. Я его видел за кулисами кремлевских концертов, когда до начала представления оставалось всего несколько минут. Алла Борисовна вышла из гримерки в артистическое фойе. Маленькая, ранимая, испуганная даже… С опаской оглянулась по сторонам. Увидела на стене огромное зеркало. Подошла к нему. Критически осмотрела себя. Поправила волосы, платье… Еще один долгий взгляд… Ухмыльнулась. И вдруг зажегся огонек в глазах… Завелась. Вся подобралась. И за секунду превратилась из хрупкой женщины в пышущий энергией сгусток, готовый по мановению руки завести многотысячный зал и продержаться несколько часов на сцене. Повернулась в сторону сцены и не пошла, а именно двинулась (на пролом!) туда. «Точка невозврата» пройдена. Назад уже не повернешь…
Про отзывы
Я специально не сразу написал свое мнение о прошедших концертах, а выждал некоторое время. Хотел просто почитать, что о них напишут в Итернете и в СМИ. Ну что можно сказать? В стране с 140 миллионным населением поголовно все музыкальные критики и искусствоведы.
А разве хоть один ее концерт обошелся без критики? Может «Монологи»? или «Пришла и говорю»? или «Избранное»? Там не устраивало, что слишком много декораций, там не устраивало то, что декораций нет вовсе, там, что песни слабые, там, что не пела, а декламировала, там, что на сцену легла, там, что балахон ужасный. Ну все плохо! Все плохо! А на нее идут, не смотря ни на что (и первые, кто в очереди за билетами - эти самые критики!) А песни ее крутятся и их знает вся страна. А она ежегодно занимает второе после президента место в рейтинге «элита». И только ее именем названа радиостанция, которая имеет такие высокие рейтинги.
Про форму
Можно сколько угодно критиковать, ворчать, брюзжать, но я видел людей, покидающий зал после концерта; на глазах у них были слезы. Я спросил некоторых о том впечатлении, которое на них произвела встреча с Пугачевой. Они отвечали - грандиозное! Простые люди (не «критики», не «искусствоведы», не снобы) концерт восприняли на «ура»! А именно это - мерило успеха! Это говорит о том, что Пугачева все еще «сечет фишку» и находится в прекрасной (в том числе и вокальной) форме. Чтобы понять, что у нее сохраняется и большой диапазон, и мощный тембр и сила голоса, достаточно просто послушать ее распевки. Сидя в гримерке, выводя рулады, она спокойно пробивала стены. В фойе тут же все почтительно смолкали, слушали, а были и такие, кто обсуждал и комментировал: «вверху было «до»»… А зачем ей вверху «до», когда и от шепота бегут мурашки? А как она исполнила «Свечу», «Любовь», «Зону», «Примадонну»? Тут вообще, как говорится, без комментариев!
Про декорации
Настоящих декораций, в полном смысле этого слова, у Пугачевой не было, наверно, с программы «Пришла и говорю». Для многих уже стал привычным темный кабинет, в котором так много лет она исповедовалась перед зрителями. И казалось, что любые декорации будут лишними, будут только отвлекать… Поэтому, когда в прессе появились слухи, что декорации будут, и будет их делать Краснов, многие засомневались, нужны ли они? Не потеряется ли в них АБ? И что это вообще будут за декорации? Что-то грандиозное, или, наоборот, простое и незаметное? Домыслов было много.
Тем не менее, Борис Краснов сделал очень достойные декорации, представляющие собой лежачий под определенным углом к сцене круг (который уже прозвали «блином» и «айсбергом»), а также огромный экран, на котором проецировались различные видео- изображения.
Про концерт
Зрительный зал набит под завязку. Такое обычно называют «переаншлагами». Перед первым рядом даже добавили еще несколько рядов обычных стульев. То же само сделано и в середине партера. Мест свободных нет. По Кремлю разливается музыка из «Болеро» и потихоньку начинает гаснуть свет…
Гаснет в зале свет и снова… на помост выходит Пугачева!
И не просто на «помост», а на главную сцену страны - Кремлевский Дворец! Кто бы мог подумать, но за 40 с лишним лет на эстраде Пугачева ни разу не давала сольных концертов в Кремле! А для того, чтобы в нем все-таки выступить понадобились не только десятилетия, но и серьезный повод - уход со сцены.
В Москве Пугачева не давала сольных концертов боле 11 лет. Как не зазывали ее в российскую столицу, Алла была непреклонна. И вот, впервые, не только в новом столетии, но и тысячелетии Аллы вышла к московскому зрителю… В этом есть что то символическое: правительства, строи, года, столетия, тысячелетия меняются, а Пугачева остается.
А свет все гаснет… С усилением музыки он становится все мягче, а когда классическая партия вступает в свою завершающею фазу - гаснет вовсе. Занавес раскрывается. Перед зрителями - космос… мы летим через вселенную, мимо звезд и галактик… Через мгновение по залу прокатывается волна оваций, криков и аплодисментов - появляется Пугачева и знакомые аккорды песни «Я пою»… концерт начался!
Алла спела искушенной московской публике самое лучшее из того, что было в уже обкатанной программе : «Я пою», «Не сгорю», «Звезда» и др., добавив новые песни («Я улетаю», «Сады вишневые») и разбавив все это бессмертными хитами, такими как «Айсберг», «Без меня» и «Зачем».
Отдельно хочется отметить римейк песни «Люди, люди». Алла пела ее стоя на коленях, как на исповеди. Особо сильное впечатление произвело то, что песня начиналась с людских голосов осуждающих Пугачеву - «О душе пора подумать! А что на ней надето! В ее-то возрасте»… АБ закрыла уши руками, давая понять, насколько ей надоело это все слушать… Сейчас эта песня приобретает особый смысл, откройте любою газету или журнал, подчас, кажется, что нет других персон и тем, кроме Пугачевой. Все так и норовят обсудить, осудить и т.д. и т.п.
Во время концерта декорации меняли свою форму в соответствии с песней: во время «Примадонны» на сцену опускалась конструкция, превращая декорации в греческую залу, а на песне «Зона» глазам зрителей представало огромное дерево, которое в начале было сухим и безжизненным, а потом на песне «Зачем» расцветало всевозможными цветами. С каждой такой трансформации сцены зал охал и ахал от изумления, так это было неожиданно и ярко. Всего описывать не буду. Лучше сами посмотрите в телевизионной трансляции.
Пугачева никогда не боялась спускаться в зал, к людям. У нее даже сложилась такая традиция - на две песни спускаться со сцены и, как она говорит, «пособирать цветочки и заглянуть в наши прекрасные глаза». Не нарушена была эта традиция и в Кремле.
Если на первом концерте спуск стал для многих неожиданным, то на третьем, народ так окружил АБ, что не дал ей пройти и половины своего обычного пути по залу.
Когда в конце концерта весь зал встал что бы приветствовать АБ, строгая охрана Кремля уже не могла сдерживать толпу, а партер из сидячего превращался в танцующий. Люди, размахивая цветами, подпевали АБ, кричали «Браво, Примадонна!», и с замиранием сердца в глубокой тишине наблюдали как она на песне «Я улетаю» удалялась от нас все выше и выше…
Послесловие
В зал дали свет, занавес еще закрывался и за ним потихоньку пропадала грандиозная сцена, на которой еще недавно происходило действо со смехом, слезами, радостью и болью, любовью и ненавистью, криком и шепотом… Обернувшись к выходу замечаю - на глазах у зрителей слезы, слезы грусти и восторга… уходит эпоха…
P.S.
Телеверсию кремлевских концертов смотрите 15 апреля на телеканале «Россия» в 21-00