Oct 31, 2010 01:36
Вот уже который год нам наши преподы пытаются донести мысль, что автор любого текста, порождая этот самый текст, должен ориентироваться на реципиента. Если хочешь объяснить, что такое кредитно-дефолтные свопы, какому-нибудь высокообразованному товарищу, который не пропускает ни 1 номера the economist, то можешь смело сыпать еще более заумными терминами, он все равно поймет, ведь скорее всего он и так уже знает, что такое эти свопы и чем они плохи в кризис. Если же хочешь донести эту мысль какому-нибудь среднестатистическому студенту иняза (типа меня), то тут не обойтись без красочной метафоры про горящий дом и страховку. А вот какой-нибудь глупой блондинке вообще не стоит пытаться это объяснять, пусть рассматривает красивые картинки в космополитене и не парится.
Что же произойдет, если текст, предназначавшийся экономисту, попадется, скажем, мне? Википедия, конечно, всегда рэди ту хелп, но, по большому счету, прагматический эффект будет в этом случае провальным. Короче. Всегда надо точно знать, кто твой адресат и ориентироваться на него. И это касается не только кредитно-дефолтных свопов,да и вообще не только текстов. Когда общаешься с человеком, всегда надо иметь в виду, кто перед тобой. Если это простой знакомый, нужно быть посдержанней, по возможности воздержаться от пересказа истории типа "ой,как я вчера повеселилась в ателье,охохохо". Если это хороший друг, то можно не париться и не краситься, да и футболку не гладить, если не успеваешь. Друг тебя и такой любит ведь. Проблема тут в том, что так называемый реципиент твоей модели поведения всегда может оказаться совсем не тем, кем ты его считаешь. Вот так приходишь ненакрашенная и ничего не подозревающая на дружескую встречу со старым знакомым,а он,до этого даже не пытавшийся никогда тебя поцеловать или сказать комплимент, вдруг зовет к себе на романтический вечер,плавно перетекающий в ночь. О_о Но гораздо обиднее бывает, когда приходишь вся такая неземная на свидание, а получаешь дружеский поцелуй в щеку и "ну ладно,побежал я на работу".