Desiderii Marginis

Jan 29, 2012 01:31

Некоторый особенно мрачный и замогильно ужасный дарк-эмбиент стоит слушать понемногу, несколько раз в году, когда накатывает совсем подходящее настроение (слава яйцам, оно накатывает редко), но это ничуть не противоречит тому, что эти произведения весьма глубоки и наполнены смыслом. Слушать их в наушниках имеет определенное преимущество - благодаря возможности дозировки, кроме того в уединении можно сконцентрироваться. Но для полного восприятия нужен правильный звук и соответствующая внешняя атмосфера - не только концентрация. И самый правильный звук, а так же самое глубокое погружение, достигается, конечно, на концерте - в отличие от блэк-метала (блэкерские концерты 80-х и начало 90-х не в счет). На концерте, где вокруг люди, есть и другие способы вспомнить, что вокруг реальность... И этот самый концерт настал!

Дарк-эмбиент-артисты нечасто балуют своими выступлениями (у Lustmord их вообще пересчитать по пальцам рук за тридцать лет), и поэтому когда концерт был заявлен, стоило пойти на него и окунуться в чернейшие глубины бездонных бездн с головой.


Вечер дарк-эмбиента, пришедшийся на самую холодную неделю зимы, состоял из трех групп - Lamia Vox, собственно Desiderii Marginis и Svartsinn.

Эмбиент - более спокойный стиль, поэтому никакого танцпола не было - только ряды кресел, относительно уютный балкон и сцена с электронным звуковым оборудованием, и экран, на который проектировался видеоряд - он очень дополняет восприятие. В эмбиенте сложно целиком исполнять все вживую, хотя кое-кто из выступавших это опроверг. Первыми были некие Lamia Vox, представленные хрупкой девушкой, впрочем, выглядящей очень по-ведьмински.

Первая часть оказалась достаточно прямолинейной и доступной восприятию - запомнились почти все треки и их видеоряд. Последовательность, видимо, была ритуальной - Тьма (космос, Земля сверху), спуск в атмосферу, под облаками готичные пейзажи и люди - Свет (более светлые и просторные пейзажи) - призвание Дракона (или Змея?), изобилие оккультной сиволики - снова тьма, но уже внутренняя - что-то тёмно-эротическое - затем на редкость мрачно и демонично раскрашенные кадры из каких-то исторических фильмов - пожары, горящие и рушащиеся церкви - следующий ролик показывал всю мощь вызванной силы, разрушающей церкви (или высвобожденной при этом?) - безмолвные и неподвижные зимние леса и горы, в которых затем обрушиваются ледники и сходят лавины, а под конец полярное сияние - компонент извне, Музыка здесь из готических хоров стала очень холодной и немного потусторонней, (начало песни Immortal - At The Heart Of Winter) что к моменту начала движения сменилось настоящей стеной звука. В завершение - интенсивно раскрашенные закаты и снова огонь, из которого поднимается черная фигура. В целом, по ощущениям, тот же весьма высокого уровня первичный симфо-блэк, только в эмбиент-подаче. Видеоряд - насыщенный и очень в тему.

Первичный - это, если можно так выразиться, неметаморфный. В геологии метаморфными называются породы, прошедшие обработку давлением и температурой, и имхо, этот термин сполна можно применять к мировоззрению. Метаморфно мировоззрение, носитель которого, к примеру, отходил от него, а затем вернулся, рассмотрев со стороны, что оно - все-таки лучшее. Первично - в частности, мировоззрение готов и блэкеров, только начинающих увлекаться этим. Впрочем, мировоззрение может быть первичным и развиваться по прямой линии, и при этом достигать большой глубины и осмысленности. Провда осмелюсь утверждать, что наиболее осмысленным и прокачанным может быть только метаморфное.

Причем в данном случае мне так показалось из-за слитности и однозначности картины - (даже некоторой синкретичности?) - тьма, огонь, разрушение, одержимость, везде намек на оккультизм, щепотка язычества; церковь - зло, а тьма и дьявольские начала - движение и сила, никаких намеков на то, что не бывает абсолютного зла или абсолютного добра. В какой-то мере даже наивность, хотя в плохом или в хорошем смысле - я не знаю.

Потом была Тьма - настал черед Desiderii Marginis.
Тут уж тьма-тьмущая сгустилась до чернильной темени. Впрочем, к.Л. утверждает, что наоборот, это была квинтессенция Света - Lux Aeterna, не меньше. Не знаю, но оно зияло и сверкало с экрана и из динамиков, как огонь из паяльной лампы, смотрящей прямо в тебя, особенно если это пламя снять в темноте, сделать негатив, убрать цвета и полученное видео замедлить во много раз. Впрочем, это основы и выводы у всех одинаковые, а восприятие у каждого свое, так что, если попытаться несколько раз с разными людьми детально сопоставить восприятия, после этого ничего не останется, как увидеть всё во всём, просто пропорции и количества ингредиентов разные.

Так или иначе, а музыка DM гораздо абстрактнее, и круг ассоциаций, соответственно, шире. Кто-то говорил, что они вдохновлялись ранним христианством периода катакомб и сопутствующей мистикой - трансцендентным Единым, его эманацией-светом. У меня стойко ассоциируется с этим композиция Solemn Descent с первого альбома. Кто-то другой говорил, что ранние альбомы вдохновлены смертью и человеческими переживаниями в связи с ней - впрочем, остальные вещи на первом альбоме действительно об этом - тут мое восприятие совпадает - и тот же человек говорил про квинтэссенцию света на поздних альбомах...

Черные своды, черные стены, странные картины, похожие на витражи, черно-белые орудия убийства, черепа и кости, черно-белые фотографии капель дождя и кругов на воде, ручка контраста, выкрученная до шизофренических искажений, шум и зернистость - то, что можно увидеть, если минут десять неподвижно вглядываться в одну точку окружающей обстановки, как можно больше концентрируясь на визуальном потоке и выбросив все остальные мысли. Обволакивающая, атмосферная музыка, потусторонне звучащий орган и еще какие-то духовые, вместе с синтезаторными клавишными, временами нарастающая до мощнейшей стены звука, как дневной пейзаж под атропином в глазах, или, скорее, ослепительное сияние бездонной Ночи. Внезапно вступающая звонкая акустическая гитара, которая нарастающим дисторшеном переводится в теплые электрические тона.

Картина с с высохшими зонтичными соцветиями на фоне неба и садящееся сквозь них бледное солнце на заднем плане. Почти черно-белое, но не совсем. Тот же пейзаж глазами - вряд ли очень мрачен. Конец сентября, заходящее солнце, высохшая трава на поле, прохладно. Но как же мрачно и безнадежно до исступления он смотрится в такой обработке!!! И тут приходит понимание, что дисторшеном пропитано все вокруг, мир искажен тяжеленной призмой восприятия до холодной и блеклой, открытой всем ветрам, безнадежной и замершей картины. Фортепьяно, искаженное дисторшеном до хруста, только подтверждает это. При этом свет там тоже был, ближе к концу, в других композициях. Была и внутренняя Тьма, из таких уголков, куда не проникает ни один луч света, в которых все холодно и застыло, настоящая пещера Горлума

В общем, полный вынос мозга.

white light - black rain
behold the morbid saint's last parade!
cascades of ash and swift decay,
screaming whispers of the funeral dawn...

Последними были Svartsinn - медленный, холодный и отрешенный эмбиент, под который в видеоряде была адаптированная запись прохождения игры Limbo. Атмосферой напоминает дум-металлическую Katatonia. Сюжет - как в одном из типов ночных кошмаров, когда идешь куда-то, ищешь что-то без конца и края, мосты рушатся под ногами, земля превращается в трясину, монстры пытаются убить тебя, у них ничего не получается - либо получается, но ты неведомым образом оживаешь, и ничто, вообще ничто, включая тебя, брошенные тобой снаряды, и монстров - не достигает своей цели. А когда приближаешься - идти все труднее, ноги становятся ватными, и сон кончается до того, как узнал, что же искал. Но музыка и видеоряд менее интенсивный, чем на DM.

Ваааагх, бррр!

музло, концерты

Previous post Next post
Up