Сегодня наткнулся на
статью некоего Эфраима Пендельшванца под заголовком Теоретическая и прикладная демонология, в котором дается такое определение слову "Демон": Демон - это сгусток жизненной энергии, обладающий единственной целью существования.
Далее, он более подробно раскрывает эту тему, и выходит (я перефразирую), что демон это некоторый вектор в определенной, отдельно взятой системе (как он говорит - "магическом мире"), который имеет (как мы знаем из математики) величину и направленность (как он говорит - два полюса - потенция и цель), но совершенно не обладает никаким разумом, а лишь возникает при создании благоприятных условий (при появлении в магическом мире потенции и цели) и исчезает вместе с исчезновением их.
Так же Э.П. утверждает, что полюс "цель" должен быть достаточно удален от полюса "потенция", иначе Демон слишком быстро самореализуется. (ну или, если перефразировать, получается вырожденый вектор, т.е. точка)
Утверждается, что т.н. Демон может иметь абсолютно любую цель, лишь бы она была и был второй полюс - энергия для ее реализации.
В качестве борьбы с демонами предлагается, в качестве единственного варианта, борьба не с самим демоном, а с полюсами, т.к. если исчезнет хотя бы один полюс, то, согласно теории Э.П., демон так-же исчезнет.
С одной стороны все сходится - различные мифологии описывают демонов как неких духов которые могут полностью завладеть человеком.
Но с другой стороны, если мы разделяем три начала - демоническое, человеческое и животное, то с человеческим и животным и с их целями вроде как все понятно. Демоническое - же начало для меня всегда олицетворяло разумность и стремление к наиболее объективному видению мира.
Тогда выходит Э.П. рассматривает демонов только в ключе человеческого мировосприятия?
Вот с одной стороны и кажется мне его теория довольно неплохой, но одновременно и какой-то чуть извращенной и неполной, по этому даже как-то напрашивается назвать то, что он описал не Демонами, а векторами.