Про художников, кураторов и брокеров

Apr 04, 2008 19:12

Наткнулась на любопытный текст, этакий приговор современной культуре:
Игорь Шнуренко. Стратегии культурного сопротивления (о том, как выжить между поп-культурой и топ-культурой). Это первая часть манифеста, вторая, где предлагаются "стратегии", оказалась, по моему мнению, несколько мутной.
Эссе где-то спорное, горячее, но есть достаточно меткие замечания.
Некоторые выдержки:

"Людей-Doors заменили люди-Windows".

"Брокер стал частью современного искусства настолько, что само восприятие произведений уже невозможно без полного осознания его роли в художественном процессе. Вернее сказать, все наоборот: это у художника пока еще остается скромная роль в жреческом действе, где ритуал ведет брокер. Откинувшись в кресле с тем, чтобы насладиться раскрашенной картонной коробкой, мусорной кучей или иным шедевром, перед которым склоняют головы седые эксперты, подлинный любитель концептуального искусства должен пропустить перед мысленным взором сцены, где только и разрешено проявиться настоящей творческой свободе: утверждения галереей бизнес-плана, совещания дилеров, трансатлантических переговоров владельцев... Гурманы концептуализма должны получать удовольствие от подсчета процентов на проценты от размещения ценных бумаг, полученных от реализации продукта на художественном рынке. Конечный итог - неразобранная постель или акула в формальдегиде - неважны, они лишь по необходимости венчают жестко разработанную коммерческую конструкцию".

"Система культурной гегемонии сегодня, безусловно, обслуживает господствующую идеологию «невидимой руки рынка». Логические основания системы противоречивы до абсурда. С одной стороны, идеологический пафос новой догмы основан на вере в прогресс в виде некоей перманентной революции. Мировая революция, подгоняющая прогресс, осуществляется почти по Троцкому, с той разницей, что передовым общественным строем признается капитализм, в борьбе за построение которого хороши все средства, включая экспорт революции, то есть подрывную работу, организацию мятежей и восстаний, гражданских войн и прямых интервенций «передовых», революционных стран в «отсталые», контрреволюционные.
С другой стороны - и в этом заключается парадокс - позднекапиталистический статус-кво признается священным и неприкосновенным. Чтобы стала ясна безнадежность любых усилий по изменению существующего положения вещей, жрецы системы вещают о конце истории, идеологии, политики, гражданства, религии, самого поиска истины, и, следовательно - литературы, живописи, культуры - то есть всех тех областей на карте человеческого духа, откуда следует ждать вызова системе".

"Искусство сегодня непобедимо, ибо стало бюрократической, административной машиной, а бюрократия непобедима, ибо всегда умеет прикинуться если не полезной, то неизбежной".

капитализм, искусство

Previous post Next post
Up