Jan 22, 2012 01:59
Итак, закончился второй семестр моего преподавания. Буду подводить итоги, и описывать впечатления.
Во первых, и самое главное. Эта параллель несопоставимо слабее, чем прошлая. Определяется это искусственным демографическим провалом, или же прямое проявление общей тенденции развала - судить сложно. Поживем увидим. Устойчивое ощущение что хуже некуда противостоит устойчивому же хуже может быть всегда.
Во вторых - в принципе научить людей кое-чему удалось. Не в том смысле, чтобы они стали сколь-нибудь специалистами, сколько в том плане, что они стали умнее и взрослее, что тоже немаловажно. В целом, я замечаю, что слабых студентов учить проще чем сильных, в том смысле, что результат более заметен. С другой стороны, хотелось бы таки работать на более высоком уровне.
В третьих - мне наконец-то удалось сменить в глазах начальства свой образ ярого правдолюба на более соответствующий реальности образ рационального договороспособного человека. Что привело к тому, что меня допустили в святая святых образовательного процесса - комиссии.
Комиссия - это можно сказать последний форпост в обороне традиционной системы образования против болонской системы. Фокус в том, что "болонская" система предполагает на тройку получение 60% рейтинга, что с неизбежностью требует освоения 60% материала курса. Советская тройка соответствует примерно 30-40% материала курса, соответственно последовательное применение болонской системы приводит к получению двойки и вылету всех имеющихся троечников, что не очень-то устраивает систему с административной точки зрения. Бороться с этим можно завышением болонских балов, что позволяет вытянуть классических твердых троечников на тройку болонскую. Те же, кто тройку должен получить с натяжкой по болонской системе тройку получить шансов не имеют вообще. Тут и приходит на помощь "комиссия".
Исторически, комиссия в советских ВУЗах существовала для борьбы с тем, что сейчас принято называть confirmation bias. То есть, если студент после экзамена продолжает учебу, то его способности оцениваются многократно на экзаменах по разным предметам. Если же он выгоняется после экзамена, то последующих оценок не будет. Это означает что оценка "неудовлетворительно" должна анализироваться тщательнее, нежели положительная оценка. Соответственно последняя пересдача сдается не одному преподавателю, а группе из наиболее компетентных преподавателей.
Попутно комиссия боролась с явлением "личной неприязни", но это отдельный разговор.
В современных реалиях комиссия помимо изначальной роли, призвана еще и исправлять ошибки болонской системы. Соответственно, рейтинг на комиссии игнорируется, что дает шанс людям, чей семестровый рейтинг ниже чем #тройка-#максимумзаэкзамен.
Исторически попадание человека на комиссию - случай, по построению исключительный. К сожалению в современной практике попадание на комиссию становится рядовым событием, многие люди существенную часть экзаменов сдают через комиссию. Что снижает живительную ценность психологического воздействия комиссии ближе к старшим курсам. В этом году нам удалось нанести существенный удар по этой проблеме, поставив двойку четверокурснику, который до конца был уверен, что это все шуточки, и тройку мы ему обязаны натянуть. К сожалению на младших курсах удалось поставить двойку только одному человеку, при чем маргинальному - ухитрившемуся прийти на околонулевое число пар, и обладавшему существенно отрицательными знаниями. С моей точки зрения неплохо бы поставить еще хотя бы одну двойку кому-то из тех, кто на пары ходил но имеет околонулевые знания, однако к сожалению остальных членов комиссии убедить в этом не удалось, и тройки пришлось откровенно натянуть.
К очевидным плюсам сегодняшней комиссии можно отнести пожалуй то, что людей, которые в принципе способны работать удалось заставить хоть немного поработать, а главное - поверить в то, что работать они способны. В общем, можно будет посмотреть на результаты воздействия в следующем семестре, возможно я его переоцениваю.
Ну и напоследок - фокусы личного характера. Я с ужасом обнаружил, что совершенно отвык работать с бумажными документами в которые нельзя вносить исправления. Соответственно, запортил пару бланков, пока пришел в чувство. Болезнь компьютерного века.