Обратная дорога была тоже вполне благополучной. Мы снова воспользовались услугами такси Ивана и на этот раз имели возможность рассмотреть дорогу при свете дня. Оказалось, что например, мост через Днестр перед Бендерами окрашен в российский триколор.
А еще только перед этим мостом мы наконец поняли, что забыли. Еще до поездки была идея посетить древнюю крепость в Бендерах, там из Тирасполя троллейбус ходит. В крепости действующий музей. Но почему-то на месте эта идея у всех дружно вылетела из памяти и у меня тоже. Вот только мобилофото удалось сделать в движении.
Возможно это намек, что сюда еще стоит вернуться когда-нибудь снова.
Ну а наш путь снова лежал дальше через Бендеры, через пост миротворцев рядом с мостом - они там даже стоят с автоматами - и дальше до границы. При свете дня там было чуть более людно. Приднестровских таможенников я не увидел и днем, проехали сразу до пограничного пункта. На обратном пути мы даже не выходили из машины, просто поравнявшись с будочкой, подали через окно документы приднестровскому пограничнику, который забрал миграционные квиточки и просмотрев вернул паспорта. Снова пост миротворцев, снова стоят с автоматами с серьезным выражением лица. Служба такая. В процесс прохождения границы не вмешиваются. Дальше молдавский пост, на этот раз он оказался обитаем таможенниками в количестве двух персон. Молодые парни в форме и со специфическими выражениями лиц, изображающими из себя что-то важное. Просьба - "откройте багажник". Пауза в пару секунд. "Закройте багажник". Поехали. Это уже какой-то фарс, похоже что они просто имитируют деятельность и им реально пофиг на то, что я везу в чемодане. Для контраста фрагмент из украинского досмотра в Кучургане в 2009 году: "Сколько у вас с собой денег? В какой валюте? Достаньте и пересчитайте при мне. Откройте сумку. Откройте все ее карманы, покажите их содержимое. Там толстые стенки, в них точно ничего нет?"
Дальше, чем ближе к Кишиневу, тем пейзажи за окном такси все больше походили на южноевропейские наподобие Италии или Югославии. Даже то, как располагаются деревушки, заползая на холмы, выдавало влияние Европы. Вывески и указатели на латинице. Но и советское наследие очень заметно по разным признакам.
Аэропорт Кишинева находится на реконструкции, терминал существенно расширяют, но при этом он функционирует. Даже в зале ожидания стерильной зоны идут какие-то работы.
Наличие таможни на вылет из Кишинева я не заметил. Или она как-то совмещена с предполетным досмотром, но это явно не обозначено. Паспортный пограничный контроль поставил мне штамп на вылет. В зале ожидания вылета людно - четыре рейса один за другим. Уральцы, "Сибирь", турки и Аэрофлот. В этот раз нам попался эйрбас с шарклетами. Но окна в зале ожидания очень сильно грязные в дополнение к тому, что еще и тонированные, кадр делать было тяжело. Возможно виной тому ремонт.
Еще из впечатлений об аэропорте. Там идет стройка не только в терминале, но и где-то на газоне в районе рулежек. В кадр с эйрбасом в правой части она как раз попала. Экскаватор что-то копает, камазы возят грунт. Ковш как раз видно. На самом деле вы там видите и камаз. Меня это повеселило. Видите там флаг в шахматную бело-красную клетку? Вот это и есть самосвал. Поясняю. В аэропорту техника, перемещающаяся по летному полю должна иметь спецсигналы. Я уже как-то привык по опыту даже провинциального в общем-то Емельяново, что даже на грузовиках и водовозах стоят проблесковые маячки, а если какое-то авто их не имеет, то его сопровождает другое, которое имеет. А тут были довольно старые, возможно еще советского выпуска камазы и к ним были приторочены вот такие вот флаги. Смотрелось это презабавно. Хотя днем заметность это и дает, но вот в сумерках уже сомневаюсь. Так что отсутствие инфраструктуры для обслуживания багажных контейнеров после такого воспринимается логично.
Наш рейс был последним в этом разлете и аэропорт практически опустел.
Дальше я уже ничего не снимал даже на телефон. По прилету в Шереметьево довольно долго ждали получение багажа. Возможно погрузка "навалом" сказывается. Таможня российская была пройдена насквозь, мимо скучающей сотрудницы. Где-то до поездки видел новость про изъятие санкционных продуктов из ручной клади. Где все это происходит?? Или молдавские рейсы под это не подпадают? Но ведь вроде запрещали их фрукты... Может быть смягчение произошло не столь публично? Не знаю. Осталось личное впечатление "вези что угодно и сколько угодно".
Хотя в этом году привезти домой настоящие персики не вышло бы в любом случае. Лето выдалось везде очень жаркое и даже донеся их в Тирасполе с рынка до дома, обнаруживал расквашенные в процессе. А тут сутки пути... Пюре бы привезли.
Теперь несколько общих житейских впечатлений о Приднестровье сегодня.
Первое, что сильно удивило. Курс валют. В моей голове это никак не укладывается, но приднестровский рубль оказался стабильнейшей валютой. Если шесть лет назад один приднестровский рубль стоил три российских, то теперь примерно шесть. В обменниках за российский рубль дают 15 местных копеек. По отношению к доллару за эти годы приднестровский рубль просел на один рубль - с 10 до 11 приднестровских рублей за доллар. КАК это может быть в республике, сильно зависящей от России, я не могу понять. Этот фактор делает уже менее выгодным практиковавшееся раньше затаривание всем подряд среди уезжающих в Россию. Тащили, в частности, местный коньяк завода Квинт коробками. Сейчас по деньгам это большого смысла не имеет, смысл только в покупке в фирменных заводских магазинах с гарантией что настоящий. Я традиционно привозил молдавские конфеты, взял и в этот раз, хоть и не дешево получается.
Еще про деньги. В Приднестровье имеет хождение своя система пластиковых карт, некая "Радуга". Большинство банкоматов обслуживают только эти карты. Но при желании можно найти и банкомат для visa/mastercard. Я такой нашел, но он оказался не заправлен наличностью. Те, кому очень нужно снять деньги с карты, могут обратиться в офис любого местного банка - там с небольшой бюрократией и комиссией обналичат деньги с visa/mastercard.
Цены на продукты на местном рынке и сами продукты продолжают радовать. Многие фрукты-овощи стоят от трех до шести рублей и это не китайские "пластиковые", это натуральные местные. В пересчете на российские рубли, допустим килограмм средних персиков стоит примерно 30 рублей, самых лучших где-то 42. И это такие персики, которых я и в Греции не ел. В молочный павильон рынка я не заходил, а в мясном цены даже в пересчете на российские рубли ниже наших. Опять же при отличном качестве, брал копчености поэтому сужу по собственному опыту. Хлеб стоит теперь примерно как у нас, качество как в пекарне гипермаркета Аллея на Свободном, то есть высокое. Местный колорит - в торговых комплексах все мелкие отделы и магазинчики зовут бутиками. Очень трудно удержаться от улыбки глядя на эти "бутики".
Проезд на троллейбусе два рубля на большинстве маршрутов и три на некоторых, где ходят новые троллейбусы. Связано это с тем, что они новые, или с тем что маршрут длиннее я не выяснил.
Бензин стоит 10 с копейками местных рублей за литр 92-го. То есть более 60 российских... Недостатка в автомобилях на улицах не заметно. По сравнению с 2009 годом стало меньше автомобилей советских годов выпуска и больше вполне современных и даже дорогих моделей. Разве что люкс класс не встречается, кроме единичных экземпляров, как правило с молдавскими номерами. Номерные знаки в Приднестровье свои собственные. Самая популярная модель авто в городе - Пассат третьего поколения (1988-1993) в кузове универсал. Пробок в городе нет, масштабы не те. Занятная особенность - местные автовладельцы достаточно вежливы и друг к другу, и к пешеходам, на нерегулируемых перекрестках порой случаются тупняки, когда все пытаются друг другу уступить дорогу; но при этом все очень любят пользоваться звуковым сигналом и постоянно оббибикивают друг друга прямо таки с южным темпераментом. На нескольких перекрестках заметил новые светодиодные светофоры.
Люди в военной форме армии ПМР или российские военные встречаются на улицах систематически, но не в тех количествах, которые бы могли дать повод называть регион милитаризованным. Просто они тут есть и их можно заметить. Один раз за все дни видел грузовик с солдатами в кузове - это вся встреченная военная техника. С аэродрома похоже ничего не летает, тишина.
Поезд до Москвы стал ходить только раз в два дня и стал еще более неудобным - отходит в 2:45 ночи. Но он хотя бы ходит, а то мелькала информация будто бы его совсем отменили.
Все местные жители дружно ругают нынешнее руководство республики нехорошими словами. Из причин, что я узнал - урезали пенсии и зарплаты бюджетникам.
В целом можно сказать, что жизнь там хоть и небогатая, но вполне пристойная и ни про какие ужасы и нищету речь не идет. И для существующей уже четверть века непризнанной республики сам факт такого выживания уже можно записать в достижения.