Интересно порой жизнь сюжет закручивает. В детстве мне достался один том старого издания "Детской энциклопедии". Было там про геологию, динозавров... и Тунгусский метеорит. Названия "Ванавара", или "тропа Кулика" были мне поэтому давно знакомы. Но я никак не думал, что сам когда-нибудь окажусь там. И вот в рамках выполнения одного проекта по работе я пять дней погостил в этих отдаленных от привычной цивилизации местах.
01. На месте меня принимали работники государственного природного заповедника "Тунгусский". В одном из кабинетов дирекции заповедника была карта с обозначением всех кордонов. Увы, все сделанные на телефон дубли вышли со смазом. Внизу карты слабо угадывается надпись "Чамба" - это цель моей поездки.
02. Первые шаги по эвенкийской земле - аэропорт Ванавара. На перроне никто не делал замечания о запрете съемки. Возможно с фото на мобильники смирились.
03. На этом ATR 42-500 я прилетел. Процесс разгрузки багажа.
И с первых же минут пребывания в Ванаваре оказалось, что меня дезинформировали - тут нет связи от Билайна. А в рамках национального роуминга доступны только экстренные вызовы. Это доставило некоторые неудобства.
04. Сразу же в первый день выехали на кордон. Меня определили в компанию к трем инспекторам заповедника - Олегу, Илье и Николаю, которые должны были помочь выполнению моей научной миссии.
05. В опускающиеся неспеша сумерки выехали караваном из трех "буранов" с санями. В первые сани погрузили рюкзаки и меня. Во вторых санях были ящики под планировавшийся груз, а в третьих - канистры с топливом.
06. Отъехав совсем немного от Ванавары, Илья вдруг вспомнил, что не взяли GPS-навигаторы, в которые была забита конечная точка, на которую нужно было попасть потом с кордона. Пришлось ждать пока он смотается обратно. Пока ждали я сделал несколько кадров на камеру - с нее легче вытягивать кадры с нехваткой света. Николай и Олег на тех самых ящиках. Я был укутан еще сильнее. Потому что в честь моего приезда подморозило за -30, а сани продуваются сильнее бурана - на них нет стекла впереди.
До кордона добрались уже в темноте, пять вечера там это уже практически ночь. Кордон это бревенчатая изба, на постоянной основе там никто не живет. На двери навесной замок. За два дня до моего приезда было тепло, шел дождь со снегом и подморозило резко. Замок замерз от попавшей влаги. Темнота. Тайга. На километры вокруг ни души. Хороший морозец. Надо отогревать замок. Берется газовая горелка... Газ в баллончике тоже замерз пока ехали. Горелки не работают...
Замок отогрели руками и отстучали, он все-таки открылся и мы попали в избу. Растопили печь-буржуйку, разобрали вещи... Стало тепло. Отогрели и завели бензогенератор, появился свет. Чай, нарезанное сало, жареный налим... От водки я отказался, так как непьющий. И тут мужики меня удивили - это была первая в моей жизни застольная компания, в которой после моего отказа от спиртного никто даже не пытался все-таки уговорить меня выпить.
07. На следующий день начиналась работа. Вообще изначально предполагалось, что к моему приезду уже должны были пробить заранее дорогу в лесу от кордона до точки, где я должен был брать пробы. Но что-то пошло не так. До конечных исполнителей эта информация дошла буквально перед моим приездом. Дороги не было.
08. Поэтому мужики на трех буранах уехали пробивать дорогу а я остался один на кордоне. Кордон называется "Чамба" по имени речки, которая в этом месте впадает в Подкаменную Тунгуску.
09. Взял в руки камеру, оделся и походил вокруг. Вот такая изба.
10. На улице морозно.
11. Но стоит открыть эту дверь...
12. И попадаешь в натопленную комнату с нехитрым убранством в спартанском стиле.
13. Печку временами раскочегаривали до красна. Она реально была красная, металл светился.
14. Умывальник, зеркало, современные моющие средства. Обычное мыло тоже есть, но его жрут мыши.
15. Вид из окна на восток.
У меня этот пейзаж за окном немедленно вызвал из памяти песню:
Click to view
16. Баня, которую не топили. Времени не было.
17. Буквально рядом с избой наткнулся на какие-то продухи в снегу.
18. Как будто кто-то там под снегом дышит теплом.
19. Но когда нашел их размером побольше, то стало понятно, что никого живого там нет.
20. Оказывается "дышит" скала, на которой располагается кордон. Камни отдают накопленное за летний сезон тепло и его хватает, чтобы пересилить даже морозы в -30. Это был предупредительный "звоночек", который я не сразу понял.
21. Если я не ошибаюсь, это можжевельник.
22. Вид на восток, вверх по течению Подкаменной Тунгуски. Чуть левее направление на Ванавару.
23. Далее пейзажи, снятые примерно за час прогулки.
24. По времени это между 13 и 14 часами. А света совсем мало.
25.
26.
27. Вид на речку Чамба, это практически ее устье.
28. Такой "вечер" там в два часа дня.
29. Немного прогулялся в глубь леса.
30. Большие сосны только на обрыве у кордона, дальше вот такой чахоточный лес.
31.
32. Троп нет, местами заросли просто стоят стеной. Которая тем не менее смотрится чем-то весьма чахлым.
33. Противоположный берег Подкаменной Тунгуски тоже не блещет красивым лесом, он тут везде старый. И за рекой уже не заповедник.
34. Прогулялся по льду реки.
35. Так выглядит кордон с реки.
36. Ходил я только по следам от снегоходов. Лед на реке еще не вполне крепкий и гулять где попало откровенно опасно.
37. Это наверное странно, но мне нравится гулять вот так черте где в глухом месте и вокруг ни души.
38.
39. Потом я полазил по курумнику под скалой, на которой стоит изба.
40. Тут местами был живописный иней. В принципе этим часом прогулки мои съемки на камеру и ограничились.
41. После фотосессии я немного размялся, наколов дрова на вечер. И стал коротать время музыкой и видео в своем телефоне, дожидаясь мужиков.
Мужики вернулись уже по темноте. Измотанные и голодные. Ругаясь на то, что переломали свои бураны, они доели пельмени, допили остатки водки и рухнули спать. Несколько часов они проспали. А потом рассказали - проложить дорогу через лес до нужной точки невозможно. Совсем невозможно. Чудом вернулись без травм и на буранах. Запросто там их можно было оставить. Лес стеной, валежник и ямы под снегом по пояс глубиной - никакая техника не справится. Попутно выяснился второй "звоночек" - под снегом и тонким слоем замерзшей почвы лыжа бурана при движении задним ходом пропахивала мягкую грязь.
Вторая попытка, она же и последняя, предстояла на следующий день. На самом деле по прямой от кордона до точки - 4 км. Вроде как смешное расстояние. Но точку ставили по теплу, добрались на лодке по Чамбе. Вот по Чамбе и предстояло попытаться. Но это не большая Подкаменная Тунгуска, а куда как меньшая речка. На ней во-первых шивера, а во-вторых она еще плохо замерзла. Короче большой привет планировавшим эту мою поездку.
Первая половина следующего дня ушла на ремонт буранов. Сшивали проволокой разбитое оргстекло, разбирали ходовую - меняли лопнувшие пружины в каретках. Ну и отогревали их после ночи. Потому что просто так буран при -30 не заводится. Потом все-таки уехали по льду Чамбы. Я опять наколол дров - больше там делать в одиночестве было решительно нечего. Но очень скоро вернулся Николай с известием, что до точки добрались и теперь там нужен я. Собираюсь, выезжаем.
На пути до точки обратил внимание на странный звук, с которым сани двигались за снегоходом. Приехали на точку...
Ёкарный бабай!
42. Это оказался высоченный обрыв на берегу. И на нем растет лес. А нам то болото нужно было.
43. Ровная поверхность внизу - это лед Чамбы. Высота обрыва едва ли не больше двухэтажного дома. Мне сверху бросили веревку, чтобы подняться. Как они забрались сами я что-то не спросил. На снимках тут уже процесс спуска.
44. Вот и наши датчики. Но взять пробы невозможно.
45. Пробитый рядом шурф показывает, что почва промерзла от силы на 10 см, а дальше теплая и рассыпающаяся в руках. А нужно было вырезать монолитный "брикет" мерзлого грунта на определенную глубину. Не говоря уже о неподходящих факторах - обилие живых корней и отсутствие анаэробных условий. Посылаю еще более пламенный привет планировщикам проекта.
Констатирую фиаско миссии. Едем обратно на кордон. И тут до меня доходит что не так со звуком от саней. Сани, в которых я сижу, проламывают лед под собой! Снегоход еще пролетает, а сани уже идут по речке ледоколом. Только скорость не дает им погружаться. Страшно почему-то не было. Потом выяснилось, что по пути туда в первый раз Николай, спрыгнув с бурана, провалился под лед, благо было мелко, не больше чем по колено. И начавший крениться в полынью буран успели отвести. А если бы в санях был груз в ящиках?
В оставшееся время Николай с Ильей смотались с инспекцией на соседний кордон. От запущенного генератора вечером смотрели фильмы на портативном плеере.
46. В последний целый день без спешки вернулись в Ванавару и я на ночь поселился в гостинице. Вот она на мобилофото.
47. На улицах поселка. В деревянном коробе вдоль улицы - теплотрасса, в Ванаваре работает центральное отопление.
48. Благополучно переночевав и наконец побрившись, мне предстоял обратный перелет в Красноярск. Уютный терминал местного аэропорта.
Меня слегка шокировали тамошние порядки. Я по обыкновению, подойдя к стойке регистрации, протягиваю девушке распечатку электронного билета и паспорт. А в ответ слышу: "Не надо. Назовите свою фамилию." Посадочный талон выписывается просто по фамилии на слух - девушка находит ее в компьютере в списке купивших билет на рейс. Паспорт смотрят только при досмотре багажа. Весь багаж таскаешь по терминалу сам и сам же его подаешь грузчикам в подъехавший перонный уазик.
49. Из окна подобия "стерильной зоны" - внутренняя территория аэропорта и инверсионный след от эшелонника. Единственное место, где попросили не снимать даже на телефон. Правда к тому моменту я уже наснимал с полдюжины кадров, поздно заметили.
50. И вот прилетел наш Ан-24 Красавиа с бортовым номером 46466. На улице на территории порта снимать не запрещают.
51. Среди багажа была чья-то собачка, сильно похожая на лису. Экипаж при погрузке в самолет распорядился забрать ее в салон, багажник видимо не отапливается.
52. Место на регистрации выбрать было нельзя и достался первый ряд у плоскости вращения винтов. Некомфортно конечно. После взлета левым разворотом в иллюминатор разглядел место, где я провел трое с лишним суток - кордон "Чамба" отметил синей точкой.
53. Внутри Ан-24, который старше меня, выглядит очень по-советски и очень "тракторно". Все такое грубовато-надежное. Долго раскочегаривается подогрев салона - взлетаем с температурой в салоне как на улице. Но где-то через час полета уже откровенно жарко.
54. Для наглядности скрин спутникового снимка с точками моего пребывания.
55. А здесь для масштаба указал место, где находятся избы Кулика, это примерно эпицентр взрыва Тунгусского метеорита.
То есть хотя формально я и побывал в этом заповеднике, но до собственно места "падения" еще было далеко. Впрочем по словам инспекторов за все сто лет в заповеднике не было найдено ни одной частички метеорита.
Ну а невыполненную часть работы - взятие проб - теперь будут делать сами работники заповедника. Там еще много что можно рассказать про сам проект, но для широкой аудитории думаю это будет скучновато.