Тема новой архитектуры, а особенно сакральной, давно меня интересует. В нашей стране кардинальных новаторских решений я пока не встречала - все-таки православная культура очень традиционалистская. На западе же модернистские церковные постройки появились уже давно. Наверно специфика католических и протестантских соборов с залами, похожими на концертные, отсутствием иконостасов и т.д., дает больше свободы для поисков. Для меня, как для человека, связанного с церковной архитектурой, эти поиски очень интересны.
Швейцарский архитектор Марио Ботта (род. 1943) спроектировал своё первое здание в 16 лет, после этого учился в Милане и Венеции. Тогда же он познакомился с Ле Корбюзье и Луисом Каном, оказавшими на него боьшое влияние. После выхода из университета Ботта открыл архитектурное бюро. Расцвет творчества Ботты приходится на рубеж ХХ и ХХI веков. В это время он создаёт многие культовые и культурные сооружения, свободно смешивая традиции античной и средневековой архитектуры с находками современности.
1.
Первой культовой постройкой Марио Ботта стала церковь Св.Иоанна Крестителя в Маньо (Швейцария) - 1986-1998гг.
25 апреля 1986 года снежная лавина стерла с лица земли деревушку Моньо в южной Швейцарии. Ее мэр Джован Луиджи Дацио обратился к Марио Ботта с просьбой создать поминальный храм. Проект вызвал тогда жесткую профессиональную критику, задержавшую его реализацию.
2.
В этой постройке архитектор впервые применил форму срезанного цилиндра, в последствии не раз им использованную. Храм сложен из местного камня, белого мрамора и серого гранита, и покрыт плоской стеклянной крышей.
3.
Если снаружи здание производит противоречивое впечатление, оно больше походит на индустриальную постройку, то внутри это впечатление рассеивается.
4.
Это очень маленькое пространство, оно скорее соответствует часовне, чем церкви. Чередование полос из светлого и темного камня продолжается и в интерьере (следствие увлечения автора романской архитектурой). Здесь видна одна из ярких особенностей архитектуры Ботта - игра со светом. Полосы света из витража на крыше перекликаются со стеной.
5.
Цетральной деталью интерьера стал перспективный портал.
6.
С 1986 года в течение семи лет раскритикованный проект церкви Ботта в Моньо дожидался реализации. Кроме критиков, у Ботта были и поклонники. Один из них, Эджидио Каттанео, владелец подъемников на горнолыжном курорте на Монте Тамаро, был поражен проектом и заказал Ботта часовню в память о своей жене. Часовня стоит на высоте 2000 метров, над долиной Лугано. Это одно из самых зрелищных произведений современной европейской архитектуры.
7.
Часовня Санта Мария дельи Анджели в Монте Тамаро (Швейцария) - 1990-1996гг.
Здесь снова использован срезанный цилиндр, к которому пристроены длинный пандус и лестница. Здание напоминает скорее средневековый замок или римский акведук.
8.
Свет в интерьере также играет важную сакральную роль - он выхватывает из мрака отдельные детали. Например, фреску с руками Спасителя (художник Энцо Кукки), освещенную из скрытого источника в алтаре.
9.
Фрески в верхних откосах окон.
10.
Продолжением темы скошенного цилиндра стал собор Воскресения в Эври (Франция) 1988-1992гг. Здесь он обыгран по-новому - с помощью зеленых насаждений по его периметру.
11.
Четкие геометичные формы - цилиндр с врезающимися в него острыми углами. Связь с традицией - перспективный портал.
12.
Интерьер уже сильно отличается от предыдущих построек - это открытое осещенное пространство. Основной декоративный акцент - это стены и витраж.
13.
Церковь в Sartirana di Merate (Италия) - 1987-1995гг.
14.
Интерьер перекликается с собором в Эври.
15.
Церковь в Порденоне (Италия) - 1987/1990-1992гг.
16.
Интерьер. Главный выразительный элемент - подобие пирамидального свода, заканчивающегося световым фонарем.
17.
Церковь Santo Volto в Турине (Италия) - 1993/2000гг.
Эта церковь была построена в бывшем промышленном районе Турина, что подчеркнуто в ее архитектуре.
18.
Здание напоминает промышленный трубы, торчащие из земли. Они являются световыми колодцами.
19.
Макет.
20.
Внутри пространство перекрыто подобием шатра, который выглядит воздушным за счет игры света.
21.
Среди самых ярких построек Ботта последних лет - церковь Блаженного Иоанна XXIII в Сериате близ Бергамо (Италия) - 1994-2004гг.
22.
Стены облицованы красным природным камнем, мощный объем с подчеркнутыми углами скрывает внутреннее пространство.
23.
Внутри основную роль играет свет.
24.
Потолок.
Пожалуй, Марио Ботта - один из немногих современных архитекторов, интересных своими сакральными постройками. Если вы знаете еще подобные примеры, сообщите. Спасибо!:)