Каноны на Плач Пресвятой Богородицы

Apr 30, 2021 10:00

После вечерни Великой пятницы во многих храмах звучит канон на Плач Пресвятой Богородицы. В Триоди он приписывается Симеону Логофету, однако эта атрибуция неверна и заимствована из другого канона на Плач.
Когда-то в византийской монашеской среде возникли традиции читать некоторые каноны, настраивающие на тот или иной лад, в составе келейного правила. Эти каноны изначально создавались не для пространства храма, а для медитативных рассуждений в уединенной келье. Канон на Плач Пресвятой Богородицы - один из них. Его предполагалось читать по еженедельно по пятницам, размышляя о Кресте Христовом и о скорби, какую испытывала Предстоявшая у Креста. (Вообще, тема Плача Богоматери занимает немалое место в византийской и поствизантийской народной литературе, что отразилось и в русском духовном стихе). Этот еженедельный келейный канон - и есть тот, что содержится в современной Триоди.
Но для Великой пятницы Симеоном Логофетом (если верить атрибуции) был написан иной канон. Его в современной Триоди нет - при том, что его атрибуция усвоена еженедельному канону, - но он есть в дониконовской, где установлен, правда, не на Великую пятницу (там тот же канон, что и в пореформенных изданиях), а на Великую субботу. Впрочем, в Триоди ни того, ни другого канона не должно было бы быть вовсе, так как это тексты для келейного, уединенного размышления. В храме после вечерни должен был бы звучать четверопеснец прп. Андрея Критского - так же, как всю Страстную седмицу на повечериях звучали его же трипеснцы. Но этого четверопеснца в печатной Триоди совсем нет, он вытеснен каноном на Плач.
Четверопеснец прп. Андрея сохранился в рукописях, как греческих, так и славянских. Надо только доработать имеющиеся на славянском тексты: перепроверить по греческим, привести язык в соответствие более привычным современным читателям образцам. Но все что-то никак.
Также давно пора издать критический текст канона Симеона Логофета на Плач, о чем уже много лет назад договорились с Виталием Пермяковым. Он свою часть работы сделал, а я - нет. Буду исправляться.
В приложении к посту помещаю некритический - по стандартным изданиям (в том числе, дониконовскому, но с небольшой правкой) текст двух канонов на Плач Пресвятой Богородицы:
https://drive.google.com/file/d/1DziFfNod3Rnhv8o754Mp22gHnSXFXRWu/
Previous post
Up