Как человеческие существа мы состоим из двух видов деятельности. Первый вид называется абсолютным Я, в котором вы забываете или не узнаете себя, как это случается в момент, когда по-настоящему обнимаете своего возлюбленного или свою возлюбленную. Когда мужчина и женщина обнимают друг друга, разве женщина думает о том, что она женщина, разве мужчина думает о том, что он мужчина? Проверьте это. Ваша возлюбленная, вероятно, оттолкнула бы вас, если бы вы во время объятий думали о чем-то другом. Лишь после объятий и разъединения мужчина говорит женщине: "Ты - самая прелестная женщина в мире!", а женщина говорит мужчине: "Ты силен, как Геркулес!" Второй вид деятельности - это деятельность индивидуального "я", которая объективизирует мир и самого себя, которая занята этими проблемами. В жизни необходимы оба фактора.
Если бы, например, вам пришлось все время оставаться в объятиях своей возлюбленной, вы никогда не смогли бы вести творческую индивидуальную жизнь. Мужчина и женщина должны разъединяться, чтобы выполнять свою работу в этом мире. Если двое любовников проводят все время в постели, через три или четыре дня простыни начнут неприятно пахнуть. Вам придется встать, попросить возлюбленную выйти на воздух, проветрить комнату, заняться работой, игрой, а затем можно будет возвратиться в кровать. Каждый из нас живет, проявляя себя двояко - как абсолютное Я и как индивидуальное "я". Человеческая жизнь в основе своей является бесконечным циклом повторений забвения "я" и его утверждения.
Когда "я", утраченное в объятиях, вновь возвращается к жизни и двое любовников отделяются друг от друга, обнаруживается, что друг на друга смотрят два пупка. И в этом разделении вы утверждаете свое "я", а затем возникает конфликт: один хвалит чужой пупок, а другой критикует. Когда вы утверждаете себя как "я", "меня", "мое", вы укрепляете свой центр тяжести. Каждый человек обладает тем, что я называю центром тяжести; им обладают также этот стол, эта чашка. Когда вы утверждаете себя как "я", в то же самое время утверждает себя птица, а также сосна, москит, скала. Каждое существо утверждает себя; у каждого есть собственный пупок.
Любая реальность в мире имеет свой собственный центр тяжести. Но центр тяжести - это не такой объект, на который вы можете указать. Это интегративная сила, функция, объединяющая вас, как именно вас самих.
Учение Будды говорит, что вам необходимо прийти к постижению этой функции, составляющей существенное свойство вашей личности, увидеть, как вы собраны в одно целое, увидеть, что удерживает вас в собранном состоянии. На более обычном языке это означает познание себя. Вы можете понимать или не понимать эту функцию "я"; однако даже без ее понимания вы уже проявляете эту функцию точно так же, как в своем естественном состоянии москит, сосна или скала проявляют объединяющую интегративную функцию, не осознавая ее. Мужчина имеет собственный центр тяжести, а женщина свой. В то время как сосна, камень или птица, возможно, не должны думать об этой функции, не имеют осознаваемого "я", человек являет собой мыслящее существо. Когда вы утверждаете себя, говоря "я", или утверждаете нечто для себя, вы отличаетесь от камня или сосны, которые ничего не утверждают. Вы обладаете индивидуальным "я")". Поскольку вы имеете это "я", вам нужно вполне осознавать объединяющую интегративную функцию центра тяжести. Мужчина, глядя на женщину, должен достичь осознания того факта, что он проявляет себя как объединяющая интегративная функция вместе с этой женщиной; он должен пережить Абсолютное Я совместно с ней. Не растворив индивидуальное "я", вы не можете пережить абсолютного; и если вы будете просто утверждать себя как "я", без абсолютного переживания, неизбежно возникнут конфликты.
С осознанием природы "я" вы почувствуете уважение к себе; вы сможете также уважать и других людей. Мужчина относится с уважением к женщине, а женщина - к мужчине. Если вы не обладаете этим видом осознания, тогда, увидев красивый цветок, вы срываете его, нюхаете, а затем выбрасываете. Здесь налицо полное неуважение к этому цветку, который также обладает своим собственным объединяющим интегративным центром, при помощи которого он проявляет себя как цветок. Когда вы, как индивид, обладаете осознанием того, что вы такое, того, как вы составлены, когда вы обладаете осознанием глубинной функции своего существа, вы оказываетесь настоящим человеком. С этим осознанием взаимоотношения между людьми, будь то другие мужчины или женщины, протекают гладко, потому что при них наличествует основа уважения. С буддийской точки зрения на жизнь, вы должны научиться в равной мере уважать даже самую малую вещь, даже камень, как и других людей, потому что каждая вещь проявляет такой же самый центр тяжести, что и ваш. То самое сознание, которое понимает природу "я", является основанием уважения к жизни.
И вот когда вы обнимаете свою возлюбленную или держите в руках любимую собаку, куда уходит это "я"? Куда исчезает пупок? Когда я глажу поверхность этого стола, чтобы ощутить, какая она гладкая, какая прекрасная, куда уходит мое "я"? Нет необходимости объяснять это; нам ясно и так, что мой центр тяжести и центр тяжести стола стали одним. Мое индивидуальное "я" полностью отдано индивидуальному "я" этого стола, и у меня более нет необходимости утверждать какое-то отдельное "я". Когда двое заключают друг друга в объятья, дело не в том, что "я" оказывается утраченным просто нет нужды утверждать это "я"; нет нужды оспаривать его. Как раз это состояние и подразумевается под абсолютным Я в буддизме; а я называю его абсолютным центром тяжести. Истинная любовь есть осуществление такого абсолютного центра тяжести. Когда вы любите цветок, когда вы обнимаете любимого человека, когда играете с любимой собакой, вы проявляете абсолютный центр тяжести; однако вы не знаете этого, не узнаете, потому что индивидуальное "я", которое знает, при этом растворено.
Роси Дзесю Сасаки - настоятель центра дзэн в Симарроне и центра дзэн в Маунт Болди.
Фрагмент из книги "Будда - центр тяжести".