Наваратри - весенние девять ночей Богини Матери

Apr 11, 2013 22:46


Праздник Наваратри олицетворяет битву Дурги с демонами в течение 9 дней и ночей, в конце которых Божественная Мать одерживает победу.

Наваратри начинается в Новолуние и длится десять дней, важнейшими из которых, являются последние три - Махаштами (Великий Восьмой), Маханавами (Великий Девятый) и Виджая Дашами (Десятый День Победы). Восьмой и девятый лунные дни любого месяца сами по себе посвящены Богине и к ним приурочены особые обряды поклонения ей. Восьмерка обозначает равновесие мужского и женского начал,  это половина от числа шестнадцать, являющегося символом полноты проявления Шакти, как высшая фаза Луны. Число девять соотносится с числом девяти Дург, девятью месяцами беременности и играет огромную роль в индивидуальном мистическом опыте.




История сражения и победы над демонами изложена в священном тексте Деви Махатмья, которая, в свою очередь, является частью Маркандея Пураны. Текст состоит из трех разделов, именуемых чаритами. Считается,  что  в  первой  чарите  Богиня  выступает  в  своем проявлении  Маха-Кали,  во  второй -  Маха-Лакшми,     а  в  третьей - Маха - Сарасвати. Поэтому первые три дня Наваратри посвящают Маха-Кали, символизирующей крия-шакти (силу действия), вторые - Маха-Лакшми, символизирующей иччха-шакти (силу желания), а последние - Маха-Сарасвати, проявленной как джняна-шакти (сила знания). Эти  трое являются тремя  основными проявлениями  единой  высшей  Шакти.

Борьба Деви с демонами полна сложного символизма и  олицетворяет  дисгармоничное (асуры) и гармоничное (боги)  функционирование таттв  и  их  сочетаний  в  макро -  и  микрокосме,   а  также  правильное  или  неправильное  применение тантро-йогических  практик. Свами Шивананда пишет о Деви Махатмье: «Это - один из самых известных в Индии религиозных текстов.  Он почитается наравне с Гитой.  Там в аллегорической форме показано, что главными препятствиями на пути к спасению являются наши собственные желания, гнев, жадность и невежество, и что милостью Божественной Матери мы можем преодолеть их, если будем искренне поклоняться Ей».

Первые три дня Наваратри соотносятся  с  ментальным планом, таким образом, асуры  Мадху и Кайтабха,  олицетворяющие  ложь  и  коварство,  являются  демоническими силами  ментального плана.  В   ритуале панчамакара  тантристов  левой  руки  (вамачара) они  символизируются  соответственно вином (мадья)  и  мясом (мамса).  Убивающее  их проявление  Богини  - Маха - Кали - Махамайя  обозначает нисходящий  поток  вселенской  Махакундалини,    пронзающий  соответственно сахасрару,  аджню  и вишуддха-чакру,  т.е.  разрубающий узел  себялюбия  и  ложного  самоосознавания. Это есть проникновение Шакти в виджнянамайя-кошу (причинное тело) и маномайя-кошу (ментальное тело).

Вторые три дня Наваратри   - это борьба Богини с асуром Махишей. Шакти в проявлении Маха-Лакшми, олицетворяющей Йогамайю, мистическую силу всех богов, нисходит на план тонких энергий. Теперь Махакундалини проникает в пранамайя-кошу (энергетическое тело) и, пронзая Вишну-грантхи, очищает анахата-чакру. Махиша и связанные с ним асуры означают неправильное совершение пранаямы. В ритуале панчамакара Махиша символически представлен рыбой (матсья), поскольку это живущее в воде существо напоминает о таттве воды, которая ассоциируется в йоге с праной  и праномайя-кошей.

Последние три дня Праздника - это убиение Богиней Шумбхи и Нишумбхи и их соратников. Все они являются асурами проявленного, материального плана, а на уровне микрокосма - это грубые чувства, привязывающие к телу и ко всему материальному. Здесь Богиня в проявлении Маха-Сарасвати нисходит на план проявления, входит в  аннамайя-кошу (физическое тело) и как Махакундалини пронзает Брахма-грантхи, тем самым, очищая сферу грубых таттв. В ритуале панчамакара Шумбха и Нишумбха представлены зерном (мудра) и соитием (майтхуна).

Таким образом, пять главных асуров символизируют лики демонической силы, представленные таттвами (мамса, матсья, мадья, мудра, майтхуна) панчамакары. В ортодоксальном индуизме они считаются «нечистыми», «опорами греха», «средоточием пороков», поэтому ритуальное их принятие символизирует «поглощение» их Богиней и таким образом «обезвреживание».

Переводя все это на более простой язык можно сказать следующее: аспект Кали разрушает в человеке все  отжившее и ненужное: наши сомнения, неведение, стереотипы мышления и поведения, те качества, от которых мы страдаем и те, от которых мы хотели бы избавиться. Этот период связан с проявлениями нашей тамасичной природы и может сопровождаться далеко не самыми приятными ощущениями: люди могут болеть, могут плакать, могут впадать в депрессию, могут становиться раздражительными, грубыми, замкнутыми... Кали выводит все наши отрицательные качества на поверхность, и, выходя наружу через боль, слезы и страдания, сжигается наша отрицательная карма.
Когда вступает в силу аспект Лакшми, активизируется раджо гуна: возможны проявления чрезмерной суетливости, беспокойство мыслей и чувств, сильная привязка к материальным благам, жадность и себялюбие. Это период очищения сердечной чакры, что может проявляться как учащенное сердцебиение, или ощущение груза на сердце. Справиться с этим поможет чтение мантр и хвалебных гимнов  Богине, обращение к Ней за помощью и поддержкой. Она одна может принести облегчение и освобождение.

Проявление аспекта Сарасвати связано с саттва гуной, однако войти в состояние саттвы смогут лишь те, кто справился с тамасом и раджасом, то есть получил благословение Кали и Лакшми. В качестве награды мы получаем от Сарасвати мудрость и знания, радость и блаженство, новое видение и осознание себя и мира, новое восприятие людей и отношений с ними, новое восприятие Бога и Богини - Шивы и Шакти.



http://shivaparvata.od.ua/tantra/mahashivaratri/

Индия, символ, Богиня, праздник

Previous post Next post
Up