Праздник Наваратри олицетворяет битву Дурги с демонами в течение 9 дней и ночей, в конце которых Божественная Мать одерживает победу.
Наваратри начинается в Новолуние и длится десять дней, важнейшими из которых, являются последние три - Махаштами (Великий Восьмой), Маханавами (Великий Девятый) и Виджая Дашами (Десятый День Победы). Восьмой и девятый лунные дни любого месяца сами по себе посвящены Богине и к ним приурочены особые обряды поклонения ей. Восьмерка обозначает равновесие мужского и женского начал, это половина от числа шестнадцать, являющегося символом полноты проявления Шакти, как высшая фаза Луны. Число девять соотносится с числом девяти Дург, девятью месяцами беременности и играет огромную роль в индивидуальном мистическом опыте.
История сражения и победы над демонами изложена в священном тексте Деви Махатмья, которая, в свою очередь, является частью Маркандея Пураны. Текст состоит из трех разделов, именуемых чаритами. Считается, что в первой чарите Богиня выступает в своем проявлении Маха-Кали, во второй - Маха-Лакшми, а в третьей - Маха - Сарасвати. Поэтому первые три дня Наваратри посвящают Маха-Кали, символизирующей крия-шакти (силу действия), вторые - Маха-Лакшми, символизирующей иччха-шакти (силу желания), а последние - Маха-Сарасвати, проявленной как джняна-шакти (сила знания). Эти трое являются тремя основными проявлениями единой высшей Шакти.
Борьба Деви с демонами полна сложного символизма и олицетворяет дисгармоничное (асуры) и гармоничное (боги) функционирование таттв и их сочетаний в макро - и микрокосме, а также правильное или неправильное применение тантро-йогических практик. Свами Шивананда пишет о Деви Махатмье: «Это - один из самых известных в Индии религиозных текстов. Он почитается наравне с Гитой. Там в аллегорической форме показано, что главными препятствиями на пути к спасению являются наши собственные желания, гнев, жадность и невежество, и что милостью Божественной Матери мы можем преодолеть их, если будем искренне поклоняться Ей».
Первые три дня Наваратри соотносятся с ментальным планом, таким образом, асуры Мадху и Кайтабха, олицетворяющие ложь и коварство, являются демоническими силами ментального плана. В ритуале панчамакара тантристов левой руки (вамачара) они символизируются соответственно вином (мадья) и мясом (мамса). Убивающее их проявление Богини - Маха - Кали - Махамайя обозначает нисходящий поток вселенской Махакундалини, пронзающий соответственно сахасрару, аджню и вишуддха-чакру, т.е. разрубающий узел себялюбия и ложного самоосознавания. Это есть проникновение Шакти в виджнянамайя-кошу (причинное тело) и маномайя-кошу (ментальное тело).
Вторые три дня Наваратри - это борьба Богини с асуром Махишей. Шакти в проявлении Маха-Лакшми, олицетворяющей Йогамайю, мистическую силу всех богов, нисходит на план тонких энергий. Теперь Махакундалини проникает в пранамайя-кошу (энергетическое тело) и, пронзая Вишну-грантхи, очищает анахата-чакру. Махиша и связанные с ним асуры означают неправильное совершение пранаямы. В ритуале панчамакара Махиша символически представлен рыбой (матсья), поскольку это живущее в воде существо напоминает о таттве воды, которая ассоциируется в йоге с праной и праномайя-кошей.
Последние три дня Праздника - это убиение Богиней Шумбхи и Нишумбхи и их соратников. Все они являются асурами проявленного, материального плана, а на уровне микрокосма - это грубые чувства, привязывающие к телу и ко всему материальному. Здесь Богиня в проявлении Маха-Сарасвати нисходит на план проявления, входит в аннамайя-кошу (физическое тело) и как Махакундалини пронзает Брахма-грантхи, тем самым, очищая сферу грубых таттв. В ритуале панчамакара Шумбха и Нишумбха представлены зерном (мудра) и соитием (майтхуна).
Таким образом, пять главных асуров символизируют лики демонической силы, представленные таттвами (мамса, матсья, мадья, мудра, майтхуна) панчамакары. В ортодоксальном индуизме они считаются «нечистыми», «опорами греха», «средоточием пороков», поэтому ритуальное их принятие символизирует «поглощение» их Богиней и таким образом «обезвреживание».
Переводя все это на более простой язык можно сказать следующее: аспект Кали разрушает в человеке все отжившее и ненужное: наши сомнения, неведение, стереотипы мышления и поведения, те качества, от которых мы страдаем и те, от которых мы хотели бы избавиться. Этот период связан с проявлениями нашей тамасичной природы и может сопровождаться далеко не самыми приятными ощущениями: люди могут болеть, могут плакать, могут впадать в депрессию, могут становиться раздражительными, грубыми, замкнутыми... Кали выводит все наши отрицательные качества на поверхность, и, выходя наружу через боль, слезы и страдания, сжигается наша отрицательная карма.
Когда вступает в силу аспект Лакшми, активизируется раджо гуна: возможны проявления чрезмерной суетливости, беспокойство мыслей и чувств, сильная привязка к материальным благам, жадность и себялюбие. Это период очищения сердечной чакры, что может проявляться как учащенное сердцебиение, или ощущение груза на сердце. Справиться с этим поможет чтение мантр и хвалебных гимнов Богине, обращение к Ней за помощью и поддержкой. Она одна может принести облегчение и освобождение.
Проявление аспекта Сарасвати связано с саттва гуной, однако войти в состояние саттвы смогут лишь те, кто справился с тамасом и раджасом, то есть получил благословение Кали и Лакшми. В качестве награды мы получаем от Сарасвати мудрость и знания, радость и блаженство, новое видение и осознание себя и мира, новое восприятие людей и отношений с ними, новое восприятие Бога и Богини - Шивы и Шакти.
http://shivaparvata.od.ua/tantra/mahashivaratri/