Женские коллективы могут быть очень жестоки по отношению к тем, кто не вписывается в стандарты, которые считаются «нормой». Поэтому важно четко сформировать свою индивидуальность, ибо это может стать определяющим фактором при решении, к какой группе вы примкнете и примкнете ли вообще к какой-то. Это, несомненно, определило успех тех писательниц, которые специализировались на данном аспекте женской психологии. Из опыта жизни в женских сообществах я знаю, что в женских коллективах нужно занимать совершенно определенную позицию - болтаться где-то посередине не получится. Ты либо присоединяешься к ним, либо зарабатываешь их презрение или уважение за то, что остаешься независимой личностью, - но последнее является непростой задачей, ибо женщины реже оценивают друг друга по внешним проявлениям, чем мужчины.
Отправляясь в путешествие личностного самораскрытия, следует помнить в определении текущего архетипа о роли физиологии. Когда наши гормоны претерпевают радикальные изменения - например, в период полового созревания или менопаузы, - у нас нередко возникает конфликт между эмоциями и рассудком. Наши тела требуют limerant* experience, беременности или секса, а рассудок твердит, что это будет глупо, - данное действие может положить конец нашей карьере, обречь на жизнь в нищете и разочаровании. Однако, как указывает доктор Джин Шинода Болен, поведение определяется не только гормонами, но через взаимодействие этих гормонов с преобладающим в психике архетипом. Некоторые женщины очень рано проявляют не соответствующие их возрасту признаки духовной зрелости или мудрости, что дает им возможность перейти от* юности к зрелости и обрести свое место в обществе с легкостью, недоступной большинству их сестер. Существует много метафизических объяснений этого феномена, которые слишком разнообразны и сложны, чтобы включать их в данную книгу, - однако вполне возможно, что люди, поклоняющиеся Богине, уже с ними знакомы.
Женщины очень по-разному реагируют на всплески гормональной активности организма, и тут нужно принимать в расчет целый ряд факторов. Болен пишет:
Во время беременности в крови повышается уровень гормона прогестерона. Но, опять-таки, женщины реагируют на это по-разному. Некоторые из них по мере того, как растет их живот, ощущают все большее эмоциональное удовлетворение, они чувствуют себя воплощением Деметры, богини-матери. Другие, судя по всему, почти не замечают своей беременности и, занятые карьерой, работают чуть ли не до самого последнего момента.
Другой пример гормональных изменений - менопауза, то есть прекращение менструаций, вызванное сокращением производства гормонов эстрогена и прогестерона. И опять реакции женщины зависят от активности преобладающей богини. В то время как Деметра страдает от депрессии из-за «опустевшего гнезда», другие женщины испытывают прилив «постменопаузного жара». Этот прилив означает, что пришло время пробудиться другой богине.
Активность богинь также изменяется в течение женского месячного цикла. Женщины, чувствительные к таким изменениям, замечают, что в течение первой половины цикла в них больше проявляются независимые богини, особенно устремленные к внешнему миру Артемида и Афина. Затем, во второй половине цикла, вследствие повышения содержания прогестерона - гормона беременности, усиливается желание «вить гнездышко», и все больше заявляют о себе «домашние настроения» и чувство зависимости. Это значит, что преобладает влияние Деметры, Персефоны или Гестии*.
* Джин Шинода Болен. Богини в каждой женщине. К.: София, 2005. - С. 36.
Наблюдения Болен подтверждаются словами многих женщин, которых я консультировала за многие годы практики или с которыми просто беседовала. Мне особенно приятно, что Болен включила Гестию в число архетипических богинь, сориентированных на домашний очаг. Многие женщины полагают, что тяга к домашнему очагу может проявляться только через архетип Деметры, и получается, что если женщина не рожает, то и привязанности к дому у нее быть не может. Вероятно, эта ложная концепция происходит от мифического образа викторианской матери, хлопочущей вокруг своего выводка, словно беспокойная курица. Я видела прекрасные, с любовью обустроенные дома, где живут лесбиянки, старые девы и «женщины легкого поведения», а также грязные неряшливые норы, населенные типичными «мамочками», чей образ дополнен передничком, яблочным пирогом в духовке и целой оравой детишек.
На разных этапах жизни в психике также склонны преобладать разные архетипы, и ныне древняя классификация женских психотипов столь же актуальна, как и в прошлом. Давайте в качестве примера возьмем тройственную Богиню: дева, мать и старуха. Хотя не каждая женщина осуществляет переход от девственности к материнству, свойственный женской психике аспект плодородия может реализоваться и через другие каналы. Третий аспект Богини, старуха, или мудрая женщина, приходит не столько с возрастом, сколько с жизненной мудростью, приобретенной женщиной на двух предыдущих этапах. С наступлением стадии старухи многие общительные экстравертивные женщины вдруг отказываются от мирских ценностей в пользу медитации или духовного (метафизического) обучения.
Во всем этом у нас с Болен существует полное согласие. Но кроме того, я думаю, что, как у каждой из нас есть свой основной звук, или основной тон, так же у каждой женщины есть и основной архетип, резонирующий с этим основным тоном. Поэтому, сколько бы областей архетипического опыта мы ни исследовали на протяжении своей жизни, на них всех лежит отпечаток исходного архетипа, соответствующего природе нашей подлинной сущности. Скажем, Николь, Эмма и Джулия выражают себе через архетип Деметры, ибо такова норма коллектива, к которому все они принадлежат. Однако, если базовый архетип Николь - Гестия, она будет по натуре спокойной домоседкой и у нее не возникнет желания непрестанно мотаться по всему свету. У Эммы же за внешним обликом Деметры может скрываться порывистая Афродита, а поэтому, как только дети уйдут в школу и в доме будет убрано, через черный ход к ней проберется любовник! А Джулия вышла замуж и родила детей просто потому, что таковы были ожидания ее семьи. В душе же она мечтает сесть на реактивный самолет и умчаться в дальние страны, что вполне естественно, поскольку Джулия - Артемида.
Если человек уходит слишком далеко от своего базового архетипа, начинаются проблемы. Нами овладевает подсознательное разочарование, причины которого нам не понятны, а затем оно перерастает в соматические реакции - слабые, но вызывающие немалый дискомфорт и с трудом поддающиеся диагностике. Базовый архетип человека неразрывно связан с его кармой. Если игнорировать архетип, карма не отрабатывается. И наша главная задача состоит в том, чтобы раскрыть свое подлинное «я», а не в том, чтобы реализовать архетипический образ, позволяющий добиться определенного положения в обществе, успокоить разбушевавшиеся гормоны, занять удобное место у кормушки или заарканить мужчину, который все равно при первом удобном случае сбежит!
Мери Хоуп - Сущность женщины: Её Сила, тайна, архетипы. Её Богиня.