Десятый день в Тае был пасмурным. Наверное, это к лучшему, потому что в этот день мы с Беллом шатались по всему городу (на его машине, кхм-кхм).
Белл заехал за мной утром, и мы пустились во все тяжкие. В машине выбирали пляж, куда можно съездить, причем выбирали так, чтобы на этом пляже не бывал ни я, ни он. Ну, с ним-то проблем не было, а вот я поперебывал же на всех пляжах. Поэтому именно из-за меня мы до-о-олго не трогались с места, да. Наконец, пляж был выбран. Пасмурно не значит холодно, а вода круглогодично теплая. Но тут я ляпнул, что ужасно хотел бы побывать в настоящем буддийском храме. Мой боевой товарищ сказал, что может отвезти меня в храм Большого Будды (Big Buddha), да и сам там с удовольствием побывает. И мы тронулись туда, высоко в горную местность.
Я человек не особо религиозный, к конфессиям себя не отношу и во всем, что связано с вероисповеданием, являюсь жутким невеждой (я реально не знаю, Пасха и Рождество - что из них что?). Поэтому я спросил у Белла, можно ли небуддистам в буддийский храм, не сгорят ли они там на пороге как неверные и все такое. Он улыбнулся и сказал, что никаких негативных последствий от посещения буддийского храма я не испытаю, противопоказаний никаких не имеется.
Думал, что Большой Будда - это фигура Будды с меня ростом. Ну, ок, ок, не с меня, но метра под два. Такой золотой двухметровый исполин.
Сорок пять метров. И это далеко-о-о не самая крупная статуя Будды:
Здесь и далее я прошу прощения у представителей буддизма за то, что могу неверно преподносить какие-то детали. Английский - не родной ни для меня (я, считайте, пре-интермидиат), ни для Белла, поэтому не обессудьте. Я так понял, что на самом деле Будда должен быть золотым, но отлить такое изваяние… Сами понимаете, накладно. Но там есть и золотой Будда, вот:
Он небольшой по сравнению с Большим Буддой:
Вот, нашел на стороннем ресурсе фото золотого и Большого. Пропорции:
Источник заимствования
https://emmasbucketlist.com/2012/03/01/thailand-part-2-the-big-buddha-phuket/, Emma Bucket
Еще там есть золотой след Будды. На вид размер где-то 50-й:
На золотых листиках люди могут писать свои просьбы и делиться чаяниями. Отгадайте, на каком языке записей больше всего:
«Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не скажу» в разном порядке:
Нашел!
А еще можно было подползти к настоящему буддийскому монаху. Прием населения вели двое. Важный коммент. Ошибочно может показаться, что я пишу с издевкой. Это совершенно не так, просто стиль повествования такой (я вам не канал ТНТ, за свои шутки не извиняюсь - просто не шучу).
Спросил у Белла, можно ли мне тоже к монаху. Он разрешил. Я разулся, отстоял очередь из одного человека, и вскоре оказался возле монаха. Было немного страшно, хотя сам монах никакого ужаса не внушал. Если что - я справа.
Как видите, монахи восседают на некоем таком пьедестальчике, дорога к которому вымощена желтым кирпичом мягкими матами, по которым на коленях нужно добраться до монаха.
Золотые чаши - для пожертвований. Можно положить купюры, а можно монеты. Я положил монеты.
Монах о чем-то сказал мне, сбрызнул в меня такой смоченной в чаше с водой кистью (похожее я видел в православных процедурах) и повязал мне на запястье цветной плетеный браслетик, прямо рядом с моим кожаным браслетом.
Обожаю этот цветной браслет. До сих пор ношу его:
Потом мы спустились ниже. Красиво:
Локальная кошка пытается слиться с поверхностью своей кровати:
Вне всяких сомнений пасмурная погода прекрасно годится для фотографирования:
Пока я фотографировал себя, Белл фотографировал меня:
И у него это прекрасно получалось:
Дальше мы поехали на пляж. То-о-олько бросили на песок свои вещи, как начался дождь. Как сели, так и встали. Пошли к машине и поехали немного перекусить, а дальнейшие планы решили скорректировать по обстоятельствам.
В процессе езды я заметил, что огромное количество светофоров имеет циферблат обратного отсчета. Те, кто видел это, например, в нашей столице, может подтвердить, что это офигительно удобно. Как минимум, меньше нервничаешь. А еще тут на всех дополнительных секциях светофора горит стрелка, показывая, что тут эта секция есть. Так должно быть всегда и везде. Фоток нет, простите. Верьте на слово.
Город большой. Пробки в Пхукете бывают нехилые. По пути в закусочную (какой-то ресторанчик китайской кухни) мы простояли сорок минут на одном месте. Надо заметить, что Белл идеально знает город. Доползя в пробке до какого-то неразличимого съезда, мы туда свернули, как-то хитро развернулись и оказались на другой улице, по которой объехали пробку. Никакого навигатора у него не было. Я спросил его, насколько хорошо он знает город. Он ответил, что знает его «очень хорошо» и в любое место может проехать без карты, а навигатором вообще не пользуется. Пока мы ехали, Белл (который, напомню, работает старшим специалистом ресепшна какого-то пятизвездочного отеля) рассказал, что на работе бывают случаи, когда ты напоминаешь клиенту, что завтра у него самолет, и предлагаешь помочь с такси. Клиент недовольно отвечает: «Не надо мне ничего! Сам закажу, а то вы, небось, какую-нибудь свою комиссию туда заложите», не веря убеждениям сотрудников отеля, что они лишь хотят помочь. В итоге на следующий день за два часа до вылета этот гость ставит тебя (то есть Белла) перед фактом, что у него на носу самолет, а такси он не смог заказать. Тогда ты (ну, то есть бедняжка Белл) прыгаешь за руль и везешь клиента в аэропорт. У тебя ведь есть даже специальная лицензия на перевозку людей.
По дороге в закусочную мы заехали на заправку. Пока машина (Тойота, разумеется) заправлялась, мы пошли в туалет.
Как я уже говорил, все туалеты, которые я видел в Тае, снабжены подмывочным агрегатом:
Может не быть сливного бачка (как в этой конструкции), но агрегат наличествует везде. Да, по поводу отсутствия кнопки смыва: открываешь краник слева, наполняешь ванночку, ковшичком зачерпываешь и … работаешь бачком. Все в порядке.
Мне было не по себе каждый раз, когда Белл поворачивал или разворачивался через двойную сплошную. Я сказал, что у нас за такое могут отобрать права. Он ответил, что так делать можно, если никому не мешаешь. Я не стал уточнять, можно юридически или можно фактически. Кстати, тайского ДПСника я видел только один раз, за день до отъезда. Это свидетельствует в пользу правдоподобности версии Белла о том, что на дорогах фактически не осуществляется контроль. И там, где стоит знак «50 км/ч», все едут минимум 80.
Пока мы сидели и обедали, Белл рассказал, что родился на севере Таиланда, а потом его семья переехала сюда, в Пхукет. Сейчас ему 26 лет, и он гордость семьи. Нет, этого он не говорил, конечно, но это и так было ясно. Вообще, парень он скромный. Говорит, что благодарен жизни за то, что родился в бедной семье - работать начал рано, а в 19 пошел в гостиничный бизнес и работал в куче мест в этой сфере. Знает все отели, кондоминиумы, рестораны и бары города. Когда я, еще будучи в Краби, арендовал свою пхукетскую квартирку через Airbnb, написал Беллу название района и цену. Он сразу спросил: «Это, что ли, Zcape II?». Я ответил, что нет. Ну, а оказалось, конечно же, что да. Каждый раз, когда на глаза попадалась гостиница или ресторан, Белл рассказывал, какие там условия, ценники и пр. Удивительно. Белл полностью содержит себя и ни от кого не зависит. Помогает родителям и остальной семье. Он сам купил себе дом в Пхукете (показывал фотки - уютненький такой современный небольшой домик), машину, хорошие шмотки/Айфоны/ЭпплУотчи/колонки JBL и т.д. и т.п. Возможно, в этом ему помогают чаевые, хотя бывает, что их не бывает. Если ты разобьешься в лепешку перед клиентом и окрылишь его заботой и лаской, то шансы на хорошие чаевые возрастают. Ведь он работает в крутом отеле, и гости там соответствующие. Он рассказывал, как однажды за усердную работу и отзывчивость к требованиям гостя он получил чаевые в несколько десятков тысяч батов. Он назвал мне точную сумму, но я не стану ее разглашать, разумеется. Молодец. Люблю таких людей. А, да, он не взял ни копейки за то, что провел со мной целый день и за свой личный, собственный бензин возил по городу. Его объяснение было простым: у него все равно выходной, и он собирался проторчать дома без дела, а тут ему со мной, наивным глупым русским, вон как интересно. То есть мы с ним провели это время как два друга. Классно. Если он будет в Москве, с радостью сделаю то же самое.
После обеда мы поехали в один из самых красивых и почитаемых буддийских храмов Пхукета - Wat Chalong. Это было невероятно интересно.
Я запомнил Wat Chalong удивительно красивым местом. На территории храма насчитывается несколько зданий, одно другого краше. Естественно, я половину не помню, да и не запоминал, хотя Белл старательно рассказывал мне все про этот храм и его части.
Вот тут мы с Беллом по очереди загадали желание. Он так и сказал мне: «Можешь сесть и попросить, о чем угодно. Вдруг сбудется». И я попросил:
На этой фотке у меня ладонь какого-то странного размера… Со ступню. Как будто по ней каток проехался. Сделал бы себе facepalm - получил бы сотрясение.
А это восковая фигура покойного мастера этого храма (я не знаю, как правильно, но на английском Белл называл его “the master of this temple”). Наверное, типа настоятель.
Сейчас, как я понял, там другой мастер. Живой, конечно же. На выходе отсюда, прямо на крыльце, монах попросил меня сорвать ему плод розового яблока - ветви дерева свисали над крыльцом, но монах не мог дотянуться. Я потянулся и сначала сорвал целую ветку (чем вызвал усмешку у монаха), а затем таки дотянулся и до плода.
А еще мы зашли сюда, это одно из строений храма:
Здесь я поучаствовал в очень любопытном гадании. Происходит это прямо вот здесь, на красном полу:
Видите, на фотке в самом низу красная такая как бы баночка? Вот она покрупнее:
Берешь, короче, эту емкость с вставленными в нее палочками, наклоняешь ее горизонтально от себя и начинаешь легонько так потрясывать, стараясь, чтобы одна из палочек выпала на пол. Должна выпасть именно одна. Берешь выпавшую палочку - на ней написан номер. Мне выпало «11» вроде. Ненавижу это число. Затем идешь к стеллажу и берешь в окошке с соответствующим номером листочек с текстом. Там написано что-то типа предсказания.
Белл прочитал мое и сказал, что оно плохое. Я аж охренел. Он сказал, что это связано со здоровьем, но типа в конечном счете все будет хорошо (вот только я не уточнил, что в буддийском понимании означает «в конечном счете хорошо»). Мда. Конечно же, это чисто психосоматика, умноженная на акклиматизацию, но по возвращению в Москву здоровье действительно стало шалить. И не просто сопли какие-то там. Так что первая часть предсказания сбылась (надеюсь, что «уже» сбылась, потому что болячки набирать не хочется - горшочек, не вари). Теперь жду второй части, когда «все будет хорошо».
Посреди храма установлено Белое Древо Гондора дерево:
Также я видел там плакат, призывающий уважительно относиться к Будде. В качестве недопустимых случаев обращения с изображением Будды были приведены татуировки, а еще - использование головы Будды в качестве цветочного горшка. Я всегда уважаю законы и обычаи территории, где нахожусь, не забывая, что я в гостях. И к Будде относился уважительно. Надо заметить, что в буддийском храме я не испытал того угнетения, которое лично мной ощущается в обычных храмах. Я вышел из буддийского храма в невероятно хорошем настроении, да еще и Белл столько всего интересного мне рассказал. Да еще и монаху розовое яблоко сорвал, а он мне потом его же и отдал. Да еще другой монах мне что-то хорошее (надеюсь) пожелал и повязал цветной браслетик. Мне даже ближайшей ночью все это приснилось - вот как я был впечатлен.
Пока мы с Беллом прогуливались по территории храма, почему-то зашла речь про смерть. Действительно, с чего бы? Храм же, а не боулинг… Могу опять все напутать, но как я понял своего собеседника, после смерти тело помещается в некий ящик, и с ним очень долго прощаются. Чуть ли не неделю или дней десять (Белл вроде говорил, что нет какого-то железобетонного срока, который нужно неукоснительно соблюсти). А далее тело подлежит кремации. Белл говорил, что это критически важно - чтобы тело было непременно предано огню. В какой-то степени могу его понять. Мне почему-то всегда было спокойнее осознавать, что мое тело предадут огню, а не земле, где оно будет гнить. Фу. Хозяйке на заметку, если что.
Тем временем мы зашли еще в одну постройку, где можно было обратиться к Будде. Смотрите: сначала берется свеча, зажигается о другие свечи и вставляется вот в этот железный … что-то. Внимание - свеча берется. Не покупается. А просто бесплатно берется. Вон они, лежат для всеобщего доступа.
Затем берутся девять лучинок и опаляются. И начинают тлеть. Три из них вставляются вот в эту чашу с пеплом, а оставшиеся - по три в две другие чаши по бокам. Вот:
Но сначала - желание / молитва / обращение к Будде. Я не знаю, что из этого конкретно происходит в момент, когда человек к нему обращается. Я просил здоровья себе и близким, и вообще просто пытался сконцентрироваться на каких-то позитивных веяниях в голове. Наверное, и христианин не скажет точно, желает ли он чего-то в данный момент обращения к Богу или же молится. Всего помаленьку, наверное.
Кстати, это Белл. Я не знаю, как он отнесется к тому, что в моем фотоотчете появилось его фото. Поэтому размещу вот такое, на котором он непонятен:
В руках у Белла как раз три лучинки. Сейчас он закончит свои мысли и вставит лучинки в пепел.
На том плакате о Будде, про который я сказал ранее, содержался призыв не продавать фигурку Будды. Я спросил у Белла, где же тогда они берут фигурки. Он сказал, что это не считается «купил». Считается, что ты пожертвовал. И получил фигурку. Я сразу вспомнил, как в 2012 году в Москве общество защиты прав потребителей судилось с Храмом Христа Спасителя, утверждая, что храм нарушает законодательство о защите прав потребителей при продаже свечей, икон, крестиков и вообще всего того, что там продается. Суд встал на сторону храма и указал, что в храмах у нас вообще ничего не продается. Если что. А отдается прихожанам безвозмездно. И маленьким шрифтом приписал - «ну, как безвозмездно… Отдается за рекомендуемую сумму пожертвований, размер которой указывается на бумажечке для ценников и наклеивается на иконку»). А так - безвозмездно. Все знают, что у нас когда выгодно, то сразу ссылаются на зарубежный опыт в стиле «а вот в Мьянме, между прочим, тоже так делают, и ничего». Думаю, если бы судья знал, что фигурка Будды не продается, а тоже отдается за пожертвования, он был обязательно сослался на этом в своем решении.
Могу ошибаться, но мне кажется, что какая-то приятная беззаботность, какая-то всецелая «хорошесть», которую я чувствовал в тайцах, может в некоторой степени быть обусловлена буддийской религией, лишенной оттенка скорби и страдания. И это здорово.
А вот помещение, в котором тело усопшего предается огню. Белл говорит, что в буддийских храмах эти здания легко можно узнать по высокой трубе.
Вообще, разговаривал он со мной на потусторонние темы весьма неохотно. Оказалось, что три года назад он потерял близкого человека, который разбился на мотоцикле. Белл сказал, что в таких случаях тело очень долго не предается огню. Простите, могу все напутать и поставить с ног на голову, но почему-то я так понял, что тело жертвы аварии помещается в ящик, и то ли он затем погружается во временную могилу, то ли … не знаю … но в конечном счете тело предается огню. Это must. Было похоже на то, что коль скоро смерть слишком рано забрала человека, то, наверное, он должен какое-то время «дожить» еще, прежде чем его тело заберет огонь.
Когда мы проходили мимо этого здания крематория (какое-то неуместное слово для такой красоты), Белл сказал: «Каждый должен закончить свой путь здесь».
Я рассказал Беллу, что в США, Европе и у нас тоже кремация не является экзотикой. Он усмехнулся в стиле «Да ладно? Серьезно?», и тут в очередной раз я напомнил себе, что нахожусь не в Северной Корее, а в стране, где даже есть своя лицензионная версия шоу «Голос» (друзья Белла уговаривали его принять участие, но он отказался, хотя поет он совершенно волшебно - давал мне послушать какую-то фантастическую по своей красоте песню на тайском об их короле в его любительском исполнении). Я спросил, куда потом, после огня, девается прах. Белл сказал, что прах можно хранить дома, а можно в храме. И показал на типичные по своему внешнему виду захоронения праха, расположенные вдоль стен храма. Вот они:
Внезапно послышалась серия выстрелов, и я собрался было, как в кино, кинуться на Белла и сбить его с ног, спася от автоматной очереди, но он меня уверенно остановил. Это были петарды, которые в большом количестве закладывают вот в этот шалашик, поджигают, они там взрываются, и из шалашика выходит дымок:
Белл рассказал, что таким образом люди выражают благодарность Будде за то, что он помог им, выполнил желание и все такое.
Сейчас Белл подал заявление на Шенгенскую визу, чтобы съездить в Бельгию со своей тетей. Он сказал, что если ему дадут визу, то он обязательно купит много петард и подожжет их в этом шалашике. И уже делал так. Например, это было после случая, когда Белл не пошел в армию. Дело в том, что в 21 год молодой человек должен прийти в военкомат, где будет решаться его судьба - служить или не служить. Происходит реально лотерея - ты засовываешь руку в емкость с какими-то не то бумажками, не то дощечками. И если вытаскиваешь черную, то не идешь в армию. Вытащил красную - чувак, без обид. Офигеть, да? Потом, за ужином, Белл показывал мне видео в Ютьюбе (да там их много таких) с заседания этого «военкомата» - поддержать призывников приходят друзья и родные, это целое шоу. Даже офицеры, которые ведут это шоу, получают от него удовольствие, улыбаются, смеются (это было видно на видео). Белл вытащил черную. Я спросил, а как же всякие медицинские противопоказания? Он сказал, что такие случаи, конечно же, рассматриваются отдельно. Например, в армию не идут служить lady boys - парни, которые носят длинные волосы и инкрустированы женской грудью.
Вот, кстати, розовое яблоко, которое я сорвал по просьбе монаха:
На пляж мы в итоге попали. Шел ливень, но вода была теплая. Купались, наверное, минут сорок, уже даже темнеть начало. В Пхукете было чувство, что в воде тебя постоянно кто-то жалит или кусает. Хотя это можно было списать на какое-то покалывание под кожным покроем. Белл сказал, что это маленькие медузки, укусы которых неопасны. В море можно купаться круглый год, сказал он. Я удивился, а потом вспомнил, что на дворе, вообще-то, январь. Но если море опасно (например, высокие волны), выставляется красный флаг, призывая людей не заходить в воду. Как в Испании.
Было уже темно. Я спросил у Белла, есть ли в Пхукете нормальный кальян. Он сказал, что кальян тут не курят. То есть он есть, конечно, в определенных тусовочных местах, и что если я прям так уже сильно хочу, то мы можем поехать в клуб и заплатить за него много денег, но я отказался. Фу, клуб. Бе-е-е-е. Очень хотелось есть. Решили - быть японской кухне. Я рассказал Беллу, что вчера был в хорошем ресторане возле своего кондоминиума, и он ответил, что есть куда более вкусные места. В такое мы и поехали:
Там были нереально вкусные суши. И в Москве они стоили бы дороже. Это при том, что еду в Таиланде я так и не смог назвать дешевой.
За ужином я попросил Белла рассказать немного о своей работе. Он сказал, что ресепшионист - это не просто «здрасьте - до свиданья», но еще и своего рода интерфейс между внешним миром и внутренними службами. Ресепшн - единственная точка входа информации от гостя. От того, насколько грамотно и оперативно ты распределишь задачу по профильным департаментам своего отеля (или решишь ее сам, если это в твоей компетенции), зависит впечатление гостя от отеля, оценка на Букинге, ну и твои чаевые, if any. И твое продвижение по службе. Чем выше звездность и дороже отель, тем выпендрежнее клиенты. Жалуются постоянно и на все. Если гость не жалуется, его самое время потыкать палочкой. Был случай, говорит Белл, когда китаянка до слюней жаловалась на то, что после ливня за окнами квакают жабы. И просила Белла сделать что-то с этим. «Я с голливудской улыбкой отвечаю ей, что с радостью обсудил бы с жабой недовольство гостьи, но вряд ли жабе есть до этого дело». Бывает, говорил он, что и змея может заползти. И это не от недостатка усилий, прикладываемых службами отеля. Это потому что змея не спрашивает, сколько звезд у этого отеля и нравятся ли его гостям пресмыкающиеся. Она заползает без спросу туда, куда хочет. Это нельзя предотвратить.
От своего собеседника я узнал, что ежегодный отпуск в Таиланде составляет 12 дней. Так-то. И 17 праздничных нерабочих дней (плюс-минус как и у нас). Хорошо развита медицина. При этом при малейшей возможности люди предпочитают навещать частные клиники, а не государственные. Это у них в голове прям. И по этой причине при выборе нормального места работы будущий сотрудник поинтересуется условиями страховки и названием клиники, где его будут лечить в случае чего.
Белл был удивлен, когда я сказал, что наш вкуснейший ужин относится на мой счет. Убедить его убрать кошелек удалось фразой «Это меньшее, что я могу для тебя сегодня сделать».