...мы узнаём
Из выступлений членов Думы А. И. Шингарева и Я. С. Гарусевича о положении частей армии в тылу на заседаниях № 36 и № 40 Бюджетной комиссии Государственной Думы IV созыва, 4-й сессии при рассмотрении смет Главного управления квартирного довольствия и Военно-санитарного управления на 1916 г.
10 декабря 1915 г.
[...]
Шингарев: Меня в деятельности Главного управления по квартирному довольствию войск’ удивило вот какое обстоятельство, правда, обычное для российского управления, но тем не менее весьма тягостное для наших войск.
Усиленные призывы ратников 2-го разряда и досрочные призывы новобранцев в мобилизационном порядке не были тайной для наших главных военных управлений. Задолго, во всяком случае еще с середины лета об них можно было знать, а между тем распределить количество призванных ведомство оказалось не в состоянии, и иногда до глубокой осени люди помещались Бог знает как, в невообразимой тесноте, в отвратительных помещениях, иногда в палатках, либо вповалку, либо на нарах в три яруса. Условия помещения призванных нижних чинов оказывались в совершенно невозможном состоянии. Эта непредусмотрительность и неготовность помещений для весьма значительного количества призывных лиц отражает на себе главный и общий наш недостаток - неумение вовремя распорядиться, неумение согласовать действия одного управления с другим, а в результате получились усиленные заболевания среди призванных, и здесь, в Красном Селе, было бесконечное множество заболеваний нижних чинов, которых возили, возили без конца в госпитали со всякими тифозными и другими заболеваниями. Помещались они отвратительно, чуть ли не до средины октября в палатках, а затем теснота помещений не давала возможности, как следовало, в достаточном порядке установить расквартирование. Я знаю по Петрограду, что городскому управлению было предъявлено требование о постройке бараков, кажется, на 24 000 человек. Затем, такие помещения некоторых воинских частей по городам были совершенно раньше не предусмотрены, никакого расписания не было или, если оно было, то на местах оно оставалось неизвестным, ибо на местах к целому ряду городских управлений был предъявлен ряд требований, совершенно невыполнимых, и невозможно было поместить воинские части в большом количестве, назначенные на тот или другой пункт. Так как эти все новые формирования являются нашей надеждой, основой наших будущих успехов, то, казалось бы, по отношению к ним надо было бы быть особенно внимательными, а между тем - с этим делом военное ведомство не справилось, абсолютно не справилось, все оказалось недостаточным, вся эта маленькая одежда оказалась не по росту тому громадному числу людей, которое было призвано: не хватало пищи, не хватало оборудования, не успевали подвозить хлеба, иногда был мал объем котлов, иногда получалась плохая пища, вероятно, вследствие неприспособленности, неналаженности всего дела, словом, призыв значительно опередил подготовку помещений, возможность оборудования и обслуживания тех воинских частей, который были призваны. И я бы хотел знать, в чем же тут было дело: Генеральный ли Штаб оказался близоруким и не дал вам своевременно сведений, или вы оказались неспособными и не имеющими возможности справиться с той задачей, которая на вас упала. Резкое несоответствие с числом призванных лиц, с возможностью их размещения - оно вне всякого сомнения; я не знаю, как другие члены Думы, но по тем данным и фактам, которые мне приходилось слышать, оно было во многих местах отмечено.
Начальник Главного Управления по квартирному довольствию войск, ген. от арт. Гаусман*: Андрей Иванович, мы приступили к постройке бараков и другим мерам подготовки помещений тогда, когда получили на это приказание. Получили мы первое приказание 17 августа о том, что будут лишние нижние чины, которых нужно разместить.
Шингарев: Конечно, это очень поздно.
Ген. от арт. Гаусман: Затем нужно было сделать распоряжения, разработать чертежи этих бараков, работали мы день и ночь, рассылали по городам, куда нужно было, были оповещены соответственные городские управления, которые за это дело взялись очень охотно и пошли навстречу ведомству, не покладая рук работали, насколько железные дороги были приспособлены к массовым перевозкам строительных материалов, насколько было рабочих сил, после призыва 1-го и 2-го разряда. [...]
...*Гаусман Иосиф Карлович (1852 - после 1919) - генерал от артиллерии, с 1882 г. - управляющий делами Комиссии по устройству казарм и ее канцелярии; с 1912 г. - бессменный руководитель Главного управления по квартирному довольствию войск. После Октябрьской революции на Юге России принимал участие в Гражданской войне.
(Государственная Дума. Созыв IV. Сессия 4-я. Доклады Бюджетной комиссии по рассмотрению проекта государственной росписи доходов и расходов на 1916 г. Приложения к стенографическим отчетам. Вып. III (№ 34-74). Пг. 1915-1916. (Заседание № 36. С. 2-7. Заседание № 40. С. 1-4.)