Как умирают империи - Несанкционированное шествие в Туле 15 февраля 1918 г.

Apr 13, 2018 22:58

20 января 1918 г., когда в России действовал еще Юлианский календарь, был издан Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. Вполне соответствующий духу светского государства - "Каждый гражданин может исповедывааъ любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.", правда вот "Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью.". А как мы видели, с апреля 1917 г. шли стенания приходских и епархиальных святых отцов по поводу отжима у них землицы верными чадами.

Так что 20 января 1918 г. первое заседании второй сессии Поместного Собора Всероссийской Православной Церкви одобрило обращение патриарх Тихона по поводу практических действий большевиков: "Власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и, в частности, над святой церковью Православной. ... Зовем всех вас верующих и верных чад церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей. Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою..."

Так что 14 февраля 1918 г., первый день в России по Григорианскому календарю, г.Тула решением Военно-революционного комитета был переведен на военное положение; демонстрации, шествия, митинги запрещались (быстренько как-то забылись демократические свободы...). А вот духовенство и верующие собирались 15 февраля 1918 г. провести Крестный ход по поводу праздника Сретения Господня. И теплых чувств к большевикам не питали...

Тульская городская дума, где большинство было у эсеров и меньшевиков, пыталась избежать кровопролития. - Как писала "Тульская молва": «Вечером состоялось заседание городской думы, на котором была принята резолюция, протестующая против введения в Туле военного положения,причем думой поручено было товарищу председателя думы Потемкину вступить в переговоры с военно-революционным комитетом, предложив последнему не принимать никаких мер к недопущению крестного хода, причем в случае отказа, дума слагает с себя ответственность за могущие быть эксцессы».

Рабочий-меньшевик А.А. Потемкин, избранный 1 февраля 1918 г. председателем думы, в переговоры с главой ВРК Каулем вступил, но тщетно. Та же "Тульская молва" напишет - "переговоры эти не достигли цели, да и были запоздалыми, так как переговоры Потемкина с Каулем происходили чуть ли уже не тогда, когда начались выстрелы и остановить кровопролитие возможности не было".

Так что, в газете "Русские Ведомости", №25, 19 февраля 1918 года, появился материал

Расстрел крестного хода в Туле

Вчера на всероссийском поместном соборе было получено сообщение о расстреле крестного хода в Туле... Участие в нем приняло до 50 тысяч человек, - рабочих, интеллигенции, солдат, учащихся, - охваченных необычным религиозным подъемом в связи с гонениями на церковь. Накануне крестного хода большевики, не желающие допустить его, объявили Тулу на военном положении.
Епископ Ювеналий тульский узнал об этом только во время всенощной. Он послал в военно-революционный комитет ключаря, сказать, что о введении военного положения узнал слишком поздно и отменить крестного хода не может... Епископ просил содействия властей в поддержании порядка...
Крестные ходы из всех церквей двинулись на Кремлевскую площадь, куда в 12 часов утра, после литургии, прибыл крестный ход с епископами, из собора и Казанской церкви с чудотворной иконой Казанской Божьей Матери. Площадь была заполнена народом.
Началась стрельба из пулеметов. Стреляли вверх, в воздух, но боевыми патронами. Трескотня пулеметов не дала возможности совершить молебен. Народ запел "Да воскреснет Бог" и "Христос Воскресе". Толпа вела себя спокойно. Крестный ход двинулся через Одоевские ворота на Киевскую улицу.
Когда иконы уже были вынесены на Киевскую улицу, а духовенство уже выходило из Одоевских ворот, со стороны женского монастыря раздались пулеметные очереди. Несколько человек из крестного хода упали убитыми и ранеными. Около гостиницы "Артель" начали расстреливать молящихся из ружей. Был ранен двумя пулями преосвященный викарий... Какая-то старушка упала и выстрелом в упор была убита. Расстреливались все, кто обращался со словами увещевания или укора. Убиты были преимущественно рабочие.

Церковные ведомости были лаконичнее - "2/15 февр. Расстрел крестного хода в Туле. Ранен еп. Корнилий и много других лиц, убито 13 человек, в т.ч. 2 рабочих оружейного завода." Церк. Вед. 1918, № 5, С. 209.
13 убитых - это данные из официальной справки врача губернской земской больницы. Число раненых современные тульские историки оценивают в 60 человек (Захарова Л. Расстрел Крестного хода в Туле. Год 1918-й. Тульские Епархиальные Ведомости, 2000, № 1). Характерно, что и тогдашняя церковная пресса выделяла погибших рабочих ИТОЗ; значение единственного пулеметного завода понимали все...

Все посты цикла - здесь.

идиоты, история, Тула

Previous post Next post
Up