Как умирают империи-3-1 или О роли стукачей в крушении государств-1

Jan 23, 2018 20:26

Есть вопиющая несправедливость в том, что имена некоторых агентов-провокаторов, внесших весомый вклад в развал государств, вроде Азефа, Богрова и Малиновского, хорошо известны, а другие, действовавшие на местах, пребывают в забвении. В архивах при минимальном внимании можно найти немало забавного. Вот:

Рапорт
заведующего коробочной мастерской
начальнику ТОЗа
от 1 февраля 1917 года
о подстрекательстве рабочих к забастовке мастеровым И. Кудрявцевым

Доношу, что сего 1 февраля при проходе моём через проходной корпус приборной мастерской в 10 час. 30 мин. утра мною был замечен первый оратор на только что собравшемся сборище рабочих мастеровой контрольной мастерской Иван Кудрявцев, которого я знал раньше по своей мастерской как нетерпимого, в мастерской плохого работника, постоянно ссорившегося с рабочими и мастерами и расстраивавшего работу того перехода, на котором он был.
Заметив меня, он соскочил со станка, с которого он призывал рабочих бросить работу, крича: «Пусть нас раньше накормят, а тогда требуют от нас работы».
В 12 часов дня я увидал Кудрявцева у дверей 4-го корпуса вверенной мне мастерской, призывавшего рабочих бросать работу и идти «в ствольную на митинг». Так как толпа рабочих коробочной и других мастерских, хлынувшая за ним, запрудила часть коридора у дверей ствольной мастерской, то я предложил им разойтись по местам.
Толпа стала расходиться. В это время Кудрявцев бросился мимо меня наперерез и закричал: «Товарищи, не расходись, начальник коробочной меня знает. Не выдавайте. Поддержите. Я за вас пострадал в 1905 году».
Возбуждённая толпа подняла оглушительный угрожающий шум. Голос Кудрявцева, покрывая всё, выкрикивал: «Вся Россия в огне… Все поднимаются… Стойте крепко. Бейте крепко…» Оттиснутый старыми рабочими, окружившими меня, я прошел в Управление для доклада по начальству и, встретив начальника контрольной мастерской, сообщил ему о Кудрявцеве и его поведении.
К 3-м часам дня ко мне пришли две партии рабочих из ствольной мастерской с заявлением, что сходка просит меня к себе по поводу увольнения Кудрявцева. Я отказал им, прося успокоить рабочих, т. к. без разрешения своего начальства вести разговоры с рабочими в чужой мастерской я не имею права.

Подлинный подписал: прапорщик Мануйлов.
С подлинным верно:
правитель канцелярии, статский советник [Подпись]
Сверял: столоначальник, коллежский асессор [Подпись]

ГАТО. Ф. 1300. Оп. 1. Д. 824. Л. 3-3 об.

Итак, в этом документе впервые появляется рабочий Иван Кудрявцев, "пострадавший за рабочих в 1905 году", но, тем не менее, не пользовавшийся уважением старых рабочих.
Именно он начинает переводить конкретные экономические требования, "накормите нас", в призывы "Россия в огне". В продолжении мы узнаем об этом персонаже немало забавного.

Все посты из цикла здесь.

идиоты, оружие, история, Тула

Previous post Next post
Up