Костромские зарисовки. Городские детали

Sep 16, 2013 16:11


Костромские зарисовки
Городские детали

Есть у Костромы свое особенное звучание, это перекрестие -оро-, -омо-, и все подчинено этому звучанию, в архитектурной обволоке, в самой своей архитектонике это ор, это ом, костры-хоромы, взвивающиеся ор и расходящиеся по Волге омо.





Приехали уже в ночи, пристали к гостинице в бывшем здании причала.



Уютно пахло лакированной древесиной, волны стукались локтями в балкон, незримые сомы рябили где-то в сумраке.


 
 

В ресторане кому-то готовили праздник, зловеще ластились причальные коты.


 
 

В городе настал интернет, каковой в предыдущих деревнях являлся исключительно редко.



На завтрак забегала и лизала мне ногу непонятная собака.


 

Многие в городе куда-то без особого плана бежали, впрочем в целом оказалось довольно пустынно и прохладно.


 


 
 

Люди выгуливали черных пуделей, сидели на влажных лавочках...



...вывешивали в центре города сушиться белье или гуляли по снегурочным аллеям.


 
 


 
 


 

В средоточии костромского кремля задорный вождь пролетариата приветствовал народ с постамента бывшего памятника императорскому дому, отчего выглядел как Дворец советов. На улицах торговали медом и фотоаппаратами...

 
 

...разъезжали на паровозах.



Глумливо гуляли по "распущенному вееру" главной площади голуби, которые не успели уместиться в барельефах фронтона центральной каланчи.


 
 


 
 

И витал где-то в заасфальтированных мостовых и переулках, дух-призрак той "великой опрятности", что была некогда подмечена здесь любознательно-прогуливающимся Сумароковым. Впрочем, что-то от нее все же осталось.


 

Соседствовали с витиеватыми усадьбами плакатно-коммунистические кубы, с подоконниками - коты, с хоромами - заводы, и ничего, кажется, не наваливалось друга на друга, но было соединено в общем ритме оро-ольного настроения.


 
 


 
 


 
 

Окрестности центра стремились к монументальности...


 

...иные же части, как это в исторических городах принято, имели вид сущей деревни, и тут они как-то разделялись умышленной планировкой.


 

Стремилась и кружилась куда-то типичная школота.




 
 

Старое и новое сменялось синусоидально, островками-остовками, окновыми сгромождениями, лоточными переправами, одно старилось...


 
 

...иное тяготело к обновлению.


 


 
 

Потом, перед самым Ипатьевским монастырем, на противоположном берегу реки, раскинулся бывший, видимо, промышленный квартал.


 


 
 

Развалился он по всему берегу, оброс заброшенными кирпичными замками да металлическими коробками и загонами...



И носились вдоль него по мосту безучастные рыбаки да почтальоны на велосипедах, и молчали дымные трубы, все почти уклеено плакатами о сдачи в аренду, а то и вовсе бесхозно.

 


 
 

А тем временем возрос над рекой Костромой знаменитый Ипатьевский монастырь, обитель рода Годуновых и изначальных Романовых.


По нескольким основным версиям основан он то ли беглым из Орды татарином, узревшим откровение и исцелившимся от некоего недуга, то ли братом Александра Невского, то ли вообще неким князем по прозвищу Квашня, легендарно снявшим с дерева икону.
 

Крепость, говорят, выкрашена только с парадной стороны, а сзади потрескавшаяся и угрюмая.

 
 

Внутренне все благолепно и благовидно, истекает святым духом, полнится летом европейскими туристами, а осенью пребывает в молчании и сновидении. Впрочем, забредают и в пасмурном сентябре порою златокольцовые автобусы,


Продают шали и свитера, выдувают мелодии из хвостов свистульных русалок замерзлые женщины, стреляют из пистолетов и гремят антикварными колоколами мужчины.

 
 

Но мы уже возвращаемся в Москву.
Костромские зарисовки. О пролесях и зарослях (начало)

travel

Previous post Next post
Up