30 сентября - международный день права на богохульство.
Каин не был неверующим, наоборот: разве неверующий стал бы ради своей веры убивать человека?
Каин обладал исключительной силой духа: многие ли ныне живущие, да и признанные святые прошлых веков, говорили с Богом?
И наконец, Каин не был, в общем-то, наказан: Бог даже создаёт знамение, «чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.»
Благословение Каина и дары его роду не исчезают и у потомков: Каин был первым земледельцем, его потомки названы основателями искусств и наук (скотоводство, музыка, кузнечное дело - дети Ламеха отметились во всём). И даже когда Ламех становится убийцей, снова повторяется: «если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.»
Так, религиозный Каин, получив благословение от самого Бога, создаёт человеческую цивилизацию.
Но.
Каин верит в "своего Бога". Каин верит в действенность обряда - а не милосердия Бога (
ср.) или даже просто щедрость: он считает, что Авель ему противник в милостях (ср. сюжет о первородстве Исава), и от милости Авелю он что-то теряет.
Каин не раскаивается и даже пытается обмануть своего Творца и Господина: снова "мистическая", "языческая" вера, когда богов представляют лишь как себе подобных.
Каин добивается своим убийством благословения и получает всё, о чём просит: но он представляет лишь материальные кнуты и пряники, боится смерти и стремится к достатку, а не обратно в Эдем; это не Дисмас, перед смертью просивший лишь милости и признавший, что наказание его справедливо.
Каждому воздастся по вере его.Если кто-то по невнимательности счёл это размышление богохульным по существу, а также просто интересующимся, рекомендую обратиться к
комментарию на эту главу издания "Брюссельской Библии".