Всемирный день прав потребителей был установлен в 1985 году Организацией Объединенных Наций, чтобы ежегодно напоминать потребителям об их неотъемлемых правах, предпринимателям - об их обязанности соблюдать эти права, и правительствам - о необходимости обеспечить законодательные гарантии соблюдения прав потребителей. В России его отмечают с начала 1990-х гг., и к этому дню Союз потребителей РФ традиционно отчитывается о работе, проделанной за прошлый год, и отмечает ключевые направления своей работы в текущем году.
Региональные организации - члены СПРФ в 2022 году рассмотрели около 40 тыс. обращений потребителей, среди которых треть составили претензии к качеству непродовольственных товаров, по 8-9 % - к качеству финансовых и жилищно-коммунальных услуг, 4 % - к срокам исполнения работ и услуг, 3 % - о нарушении правил торговли и 2 % - к качеству продовольственных товаров. По всем обращениям были даны консультации, как правило бесплатные, подготовлено 3,3 тыс. претензий, три четверти которых были удовлетворены в досудебном порядке, а по остальным составлено 680 исковых заявлений. В судах велось свыше 700 дел, из которых половина - иски в защиту неопределенного круга потребителей. Из числа дел, завершенных судами, 90 % решений были приняты в пользу потребителя, однако исполнены пока только две трети таких решений. Возмещено потребителям около 150 млн. руб., в том числе около 20 млн. руб. по решениям судов.
За год ими было выполнено 1,8 тыс. потребительских экспертиз, в том числе 1,5 тыс. по обращениям потребителей, которые наиболее часто представляли на экспертизу некачественную обувь, одежду, бытовую технику, гаджеты, предметы мебели, кожгалантереи, жилищные и коммунальные услуги. Проведено 1,9 тыс. мероприятий общественного контроля за соблюдением прав потребителей, по результатам подавляющего большинства из них составлены акты о нарушениях, в которых чаще всего фиксировались ненадлежащее качество товаров, отсутствие или недостаточность информации, отсутствие сертификатов или чеков.
Представляя и защищая интересы потребителей, СПРФ продолжал участвовать в разработке и обсуждениях затрагивающих их проектов законов и иных нормативных правовых актов, в том числе в составе Рабочей группы по реализации механизма регуляторной гильотины в сфере торговли и защиты прав потребителей при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, Экспертного совета по торговле и защите прав потребителей при Комитете по промышленности и торговле Государственной Думы ФС РФ, Консультативного комитета по защите прав потребителей при Евразийской экономической комиссии, экспертных советов Банка России, РСПП и ТПП РФ, общественных советов при Роспотребнадзоре, Минтрансе, Службе Финансового уполномоченного.
Год назад, когда российский потребительский рынок оказался в беспрецедентной ситуации финансовых, логистических и торговых санкций многих зарубежных государств и ухода их компаний с российского потребительского рынка, СПРФ добивался от уходящих иностранных брендов публичных гарантий исполнения ими обязательств перед потребителями своей продукции, а от российского законодателя - полной легализации параллельного импорта путем возврата к международному принципу исчерпания прав владельцев товарных знаков, вносил предложения о корректировке закона о защите прав потребителей, которая обеспечила бы соблюдение их прав в условиях разрыва связей российских потребителей, продавцов и импортеров с зарубежными изготовителями и продавцами, обосновывал необходимость введения обязательной процедуры оценки проектов нормативных правовых актов с точки зрения их регулирующего воздействия на положение потребителей. Союз также обращался в федеральные органы власти с предложениями о восстановлении механизмов государственного контроля качества строительных материалов и изделий, о дополнении ценников на упакованные продовольственные товары информацией о цене единицы массы или объема упакованного товара, и др. Хотя все эти предложения до сих пор не реализованы, СПРФ продолжает считать их актуальными и будет добиваться их принятия.
В феврале сего года Коллегия Евразийской экономической комиссии рекомендовала государствам - членам ЕАЭС в качестве темы Всемирного дня прав потребителей 2023 года избрать девиз «Грамотный потребитель - ответственный бизнес». Этот девиз, с одной стороны, ориентирует учреждения образования, СМИ и гражданских активистов на усиление внимания к просвещению потребителей. А с другой, по нашему мнению, он должен ориентировать бизнес и потребительские объединения на совместную работу по профилактике нарушений прав потребителей. В качестве основного механизма такой профилактики законодательством о государственном контроле предусмотрено самообследование компаний по методикам Роспотребнадзора с участием общественных объединений потребителей. СПРФ предложил крупнейшим ассоциациям компаний - участников потребительского рынка сотрудничество в проведении ими самообследований, и мы рассчитываем в текущем году начать такую работу.
СПРФ также продолжит работу по продвижению наших предложений о защите потребителей от интернет-мошенничества, злоупотреблений в электронной торговле и жилищно-коммунальной сфере, внедрению разработанных нами онлайн-процедур внесудебного урегулирования потребительских споров, в том числе трансграничных, по развитию правовой базы защиты прав потребителей в ЕАЭС и укреплению связей с потребительскими организациями других государств - членов ЕАЭС.
В этот праздничный день мы желаем всем гражданам России повышать свою потребительскую грамотность, а предпринимателям - никогда не забывать о своей ответственности перед потребителями, от здоровья и благополучия которых зависит и процветание их бизнеса.
Оригинал
https://potrebinforms.ru/vse_novosti/novosti/vsemirnyj_den_prav_potrebitelej_15_marta_2023/