Как часто бывает, самые неожиданные темы вызывают живой отклик читающих меня друзей. Дней 5 назад в FB
поделилась тем, что иностранцы, работающие в России, массово покидают рабочие места и идут навстречу новым вызовам - но обязательно в России, а не возвращаясь домой, как раньше, и, как оказалось, очень многих эта тема зацепила. За эти дни уже раз пять мне напоминали - ну давай, рассказывай!
Рассказываю:
Возвращаясь к теме про иностранцев, которые заинтересованы в двух, еще несколько лет назад почти взаимоисключающих вещах,- увольнении из компаний, которые их сюда привезли работать, и поиске новой работы именно в России.
Итак - почему увольняются?
Увольняются из-за отношения. Начиналось все исключительно радужно (для самих иностранцев) и невесело для компаний, их нанимающих. В Россию за фантастические, неадекватные рынку деньги отправляли работать тех, кто согласится ехать в "дикую и необузданную восточную страну". Это были не разу не руководители, а люди, выдернутые с позиций "администратора / консультанта / специалиста" где-нибудь в Берлине, и превращенные в руководителей представительств одним росчерком пера. Им оплачивали переезд, многотысячные подъемные, 3-разовое питание в самых дорогих ресторанах, носки (это, кстати, не фигура речи - реально, носки, белье и все такое прочее официально компенсировались голодающему населению), квартиры за 400 - 500 тысяч (в самых шумных местах столицы) и что только не. Директорствовали такие персонажи вяло (в лучшем случае) или энергично и до полного провала (в худшем) и процент реально адекватных специалистов среди них не превышал 40, а уж адекватных руководителей... 5 - и это от силы. Наша функция была в том, чтобы "сделать из них директора" - то есть человек приезжал, попадал в наши цепкие лапы, проходил стартовое обучение и потом, по мере работы, получая постоянную консультационную поддержку, наращивал свой профессиональный уровень до уровня, на котором его уже можно считать руководителем регионального подразделения.
И тут наступил второй этап - сначала робко и отдельными компаниями, а потом - наступил, так наступил, лапой снежного человека пройдясь по всему рынку. У головных компаний, подсчитавших и прослезившихся, возник резонный вопрос "ачойта?!". Почему же мы тратим на филиал в Риме, например, икс денег, а на московский - 15х? Часть успокоилась тем, что филиал в Риме приносит игрек денег, а филиал в Москве (по причинам, далеко не всегда зависящим от руководителя, кстати) - 40y. Оставшиеся же возмутились и решили экономить (ну вы помните, я об этом уже писала). А экономить - это как? Правильно, надо выдернуть секретаря Мэри, которая только вчера плакалась, что ипотеку платить нечем, из кресла, и отправить руководить филиалом в России. Уж она-то за 4000 Евро зарплаты удавится!
Не успели мы, к счастью, вдоволь насладиться притоком новых кадров, как случился спасительный для нас и губительный для европейских профессионалов кризис. Мэри отправили обратно, потому что продажи российского филиала ее энергичными усилиями пробили пол бюджета и устремились к полу нижнего этажа (это был виноват кризис, да-да-да), а взамен начали присылать молодежь - с 4-5 иностранными языками, мастером за спиной и полным отсутствием управленческого опыта. Им предложили бешеные оклады в 2000 Евро "на все про все" ("квартиру снимете как-нибудь, зарплата позволяет!")
Молодежь, по большей части от безысходности (другую работу можно было искать годами и не найти), согласилась. Приехала, осмотрелась и решила действовать. Я сама наблюдала и наблюдаю этот процесс - это реальная стройка БАМа. Ребята пашут, как проклятые, днем и ночью, быстро переходя от привычного им темпа работы "а вечером мы идеи с друзьями побухать" и "зачем вы пишете мне письма в 7 вечера, я в это время давно ушел из офиса" в режим "звоните мне в любое время дня и ночи, как только появятся новости, мне кровь из носу нужно сделать так, чтобы поставка прошла идеально".
И все это закономерно начало приносить свои результаты - российские филиалы бьют рекорды по приросту выручки и по рентабельности, на каждом совещании звучит "а вот в России могут, а вы чего такие вялые?!", и ребята задают закономерный вопрос своим работодателям: "я вытащил компанию на своих жилах из того анабиоза, в который его загнала Мэри; а давайте вы мне зарплату поднимете хотя бы до 2000 плюс квартира, а не минус?".
Руководство думает-думает, а потом отвечает через месяцок: "ладно, поднимем, но только через полгода и только на 500 Евро".
А ребята уже почувствовали вкус (крови) победы. Поняли, что у нас в стране - не то, что дома,- если готов взять лопату и копать-копать-копать, днем и ночью,- есть шанс докопаться до клада. И все зависит, по большей части, от тебя самого. Для тех, кто этим чувством не так избалован, как мы, это очень дорогого стоит.
Вот эту фотографию, которую вы видели выше, я сделала, когда мы месяц назад ехали по La Mancha (по дороге из Мадрида в Валенсию) с одним из представителей описанного мною "нового поколения российских экспатов". 34-летний начинающий управленец с прекрасным высшим образованием и престижным MBA (семья оплатила), двумя успешными стажировками в европейских странах и знанием 5-ти языков,- приехал в Москву в командировку по семейному бизнесу и... остался. Снял квартиру, начал учить язык (сейчас говорит свободно, освоив не только "ван кофе и ту булочка", но и разговорный язык на уровне "Эй, Петрович, привет! Я опять приехал за товаром, как поживаешь?") и искать приложение кипевшим в нем силам и уму , потому что на родине, в Испании, он тщетно пытался найти работу, отличающуюся от "переложить бумажку слева направо" 4 года и в семейный бизнес пришел, скорее, от безысходности. Работать с родителями, как и ожидалось, оказалось совсем не так весело, а попытки реализовать свои таланты и задумки в "бумажкоперекладывательских" компаниях упирались в стену "Мальчик, мал ты еще для таких задач!".
Роберто осмотрелся по сторонам. Выбрал несколько испанских компаний, ниши для которых увидел в России. Отправил им первые комплекты писем и предложений. В ответ - тишина. Выбрал вторую группу - аналогично. Та же участь постигла третью и последующие выборки. В момент, когда он уже отчаялся и купил, практически на последние деньги билеты (родители, понятное дело, были против всей этой авантюры с Россией, и брать у них в условиях легкой семейной междоусобицы деньги он не хотел), чтобы возвращаться в Испанию (почти через год с момента приезда), его телефон зазвонил - одна из компаний потратила этот год на проверку полученной от него информации, убедилась, что все так, и пригласила его на собеседование - завтра, как раз в тот день, когда он должен был вернуться в родную Барселону. Собеседование, конечно же, ничего не гарантировало, но Роберто не полетел на том самолете, решив рискнуть.
Риск себя оправдал. Он получил ту работу и чуть более, чем за год превратил стартап в коммерчески успешное предприятие, не только уже генерирующее годовую прибыль с пятью нулями, но и, на самом деле, очень перспективное. И все это при зарплате в 1500 Евро net - да, вы не ослышались, и нет, он не пилит. На этапе собеседования обсуждалось, что это не совсем зарплата, это, скорее, пробная сумма "на поддержку штанов" - дескать, если все будет так радужно, как ты, мальчик, рассказываешь - получишь зарплату. Об этих обещаниях, конечно же, после утверждения результатов за год все как-то забыли.
Роберто подготовил все выкладки и обоснования и поехал общаться с руководством. Руководство укоризненно покачало головой и обещало подумать.
Подумали и согласились - с июля 2014 г. его зарплата составит аж 2.000 Евро. Правда, на этот раз уже gross. Аж 240 Евро прибавки.
Вот он и ответ на вопрос "почему". Ясное дело, обратных историй с экспатами топ-менеджерами, заливаемыми деньгами, пока еще не в пример больше, но описанная мной тенденция растет и ширится в кругах наших Клиентов. За последние пару месяцев я написала уже 3 письма в головные офисы с такими же выкладками по рынку и предупреждением, что они скоро лишатся своих руководителей, если не начнут справедливо оценивать их работу. К чести получателей, двое отреагировали удивленным "Вы так думаете? ОК, мы полностью полагаемся на Вашу оценку ситуации". А местные руководители даже и не в курсе того, что я так бесцеремонно вмешалась в их судьбу
Роберто так не повезло. Он честно объяснил ситуацию своему руководству и сказал, что может просто уволиться, а может работать параллельно над двумя проектами, отдавая им меньший приоритет. Руководство, конечно, недовольно "малолетним выскочкой", но пока очередь из желающих занять его место еще не выстроилась, терпит. А я не теряю надежду их переубедить на встрече на следующей неделе, потому что они реально очень много потеряют с уходом Роберто.
Конечно же, описанный мной случай - не совсем типичный, ибо Роберто сам нашел себе работодателя, его в Россию никто не привозил. Но вот алгоритм его действий по поиску новой работы как раз уже очень типичен. У меня таких историй (большую часть из которых я никогда не расскажу из соображений конфиденциальности) уйма, это не былинка в поле, это уже небольшой такой подлесок.
В общем, у нас, господа "опытные управленцы", в районе затылка чувствуется горячее дыхание тех, кого многие из вас и в грош не ставили до сих пор,- тех самых комнатных руководителей, которые, осознав потенциал страны, вдруг с легкостью отказываются от работы с 10 до 17 с понедельника по пятницу, от такси и бизнес-класса за счет компании, и пашут-пашут-пашут нашу бизнес-целину. В то время как мы спорим, нужны ли Москве (лыжные) велодорожки, планируем Новый Год и длинные майские - 2015, осваиваем террасы новых ресторанов и вообще всеми мыслями витаем в путешествиях.
Остерегайтесь!
P.S. И вот эту простыню я накатала за каких-то 10 минут. Графомания в фазе обострения. Доктор, что со мной?!