Итак, вопросы при создании бизнеса

Feb 11, 2010 18:13

Как и обещала, делюсь ответами на наиболее часто задаваемые начинающими предпринимателями вопросы. Давайте сразу определимся, что здесь все будет объяснено на примере ООО, ибо это самая распространенная организационно-правовая форма в России и с вероятностью 99,9% Вы будете регистрировать именно ее (про ИП в одном из следующих постов).

1. Где взять деньги?
Несмотря на то, что этот вопрос почти всегда задается первым, он должен стоять в самом конце. Искать деньги надо тогда, когда весь проект уже считан-пересчитан, бизнес-план (реальный, а не тот, который Вам хочется) готов и протестирован, а уверенность в том, что Вы готовы идти до конца - 100%-ная. Ибо иначе Вы сначала найдете деньги (если повезет), а потом или будете копаться полгода-год с организационными вопросами (а инвестор за это время разорится/сбежит), или вложите эти деньги в сырой проект в надежде "как-нибудь потом, на досуге, заняться...". Финал будет печален, что бы Вы там себе ни думали, проверено.

2. Что нужно для регистрации компании?
- Надежный юрист (не абы кто, и не по листовке в метро), а настоящий, уверенный (получилось почти как у belonika) юрист-регистратор, который будет готовить все документы для Вас, а не бацать все по готовым шаблонам (как-нибудь потом Вы узнаете, что Ваш основной вид деятельности - оптовая торговля продуктами питания, а вовсе не грузоперевозки, как Вам казалось).

- Определиться с тем, кто будет учредителем (-ями).
Учредители, упрощенно, хозяева компании. Они имеют право: принимать/увольнять гендиректора, распределять прибыль (если таковая появится) в долях, в которых они владеют компанией (80% уставного капитала = 80% прибыли после налогообложения и проч., если мы говорим об ООО).
Учредитель - не сотрудник компании! Это не должность. Равно как владение машиной не делает Вас директором автомобильного завода. С этим часто путаются.
Если учредителя 2 мы всегда рекомендуем делать владение 51% на 49%, а не 50 на 50, как все хотят изначально. Ибо так будет удобнее на первых порах заводить деньги в компанию - как беспроцентный займ учредителя (того, который 51% - в этом случае он имеет на это право).
Учредители ООО отвечают за компанию в пределах уставного капитала (УК, про него далее).
И главное - прежде чем становиться с кем-то из друзей соучредителем компании, определитесь - так ли сильно Вы хотите поссориться с этим человеком. Случаи, когда люди продолжали общаться по истечении хотя бы 1 года с момента открытия совместного бизнеса, единичны, обратные - измеряются тысячами. Даже если Вам кажется, что это не Ваш случай.

- Определиться с уставным капиталом.
Если Вы не планируете создавать конкурент ГАЗПРОМу, выбирайте минимально возможный - 10.000 руб. Эти деньги можно внести двумя частями: половина до государственной регистрации ООО, вторая половина - в течение года после регистрации (не забудьте! частенько случается). Вы можете внести УК как имуществом, так и наличными. Наличные, которые Вы внесете, после госрегистрации можно будет перевести на счет ООО и тратить их в тот же день на свое усмотрение (мертвым грузом они лежать не будут).

- Определиться с генеральным директором.
Тут несколько сложнее, ибо эта должность предполагает полную ответственность за все, что происходит с ООО, и практически полный контроль над операциями ООО (соседа или бабушку гендиром ставить не надо, даже если именно в Вашей схеме это кажется идеальным вариантом; многие, не имеющего российского гражданства, и принимающее зиц-председателей на такие должности, потом ищут по просторам России свои миллионы, да так и не находят).
Если директор-иностранец, не забывайте, что потребуется разрешение на работу (для всех) и разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (для дальнего зарубежья). Это, опять же, отдельная тема.

- Определиться с адресом.
Это может быть:
-- Реальный адрес Вашей компании (находите офис/склад/магазин - то, что Вам нужно, - получаете гарантийное письмо, идете в налоговую при регистрации с гарантийным письмом). Безусловно, это есть голубая мечта всех начинающих и действующих предпринимателей, но случается такое счастье не чаще 1 раза из 50.
-- Адрес ТАРП (Территориального агентства по развитию малого предпринимательства) с почтово-секретарским обслуживанием. Раньше были под эгидой властей, теперь сами по себе. Адрес у них взять можно, от остальных услуг советую держаться на расстоянии пушечного выстрела. Некоторые мои Клиенты делились опытом взаимодействия, им не особо показалось.
-- Домашний адрес учредителя-генерального директора. Подойдет такой вариант если учредитель и генеральный директор - одно лицо. Иногда возникают проблемы с налоговой (отказывают в регистрации, но редко) или банком при открытии счета (тоже достаточно редко).
-- Юридический адрес - буду кратка: не советую! Сколько бы мне ни говорили "да нет, это нормальная фирма, они заключают реальные договора аренды" и т.д. и т.п., столько через несколько месяцев нам приходилось разгребать проблем из-за адреса.

Адрес очень важен - это единственный способ связи с Вами налоговиков. Если они отправят Вам письмо, а оно вернется к ним по той или иной причине, - очень реально, что заблокируют счета с целью "познакомиться с директором лично". Оно Вам надо?

- Определиться с названием компании:
-- Полным (Общество с ограниченной ответственностью "Медведь")
-- Сокращенным (ООО "Медведь")
-- Полным на английском (другом иностранном) (Limited liability company "Bear")
-- Сокращенным на английском (другом иностранном) (LLC "Bear").

- Подписать договор с юристами и предоставить им копии основной страницы паспорта и страницы с адресом, а также ИНН учредителей и генерального директора, сведения по наименованию (см. выше), видами деятельности, размеру и разбивке УК. Они также зададут дополнительные вопросы (мы поступим проще и пришлем общую Анкету с вопросами).

Напомню еще раз - в нашем случае это тот процесс, на котором можно ощутимо сэкономить. Своих будущих Клиентов по бухучету мы регистрируем бесплатно (Вы оплачиваете только пошлины, УК, изготовление печати и коды статистики), услуги юристов в данном случае будут бесплатными. Обращайтесь, если что.

3. Где искать офис - везде посредники и комиссии.
Первоисточник - здесь. Сколько бы мы ни обращались к агентствам, все предлагали нам за наши же деньги выжимку из предложений на этом сайте.
Обращайте внимание на то, дают ли собственники использовать юридический адрес. Для официальной регистрации помещение должно быть нежилым. Крайне не рекомендую брать полуподвалы с окнами во двор с парковкой или вторые этажи над бутиками/ресторанами - шум, запахи и прочие неприятности гарантированны, что бы ни обещал собственник/агент.
Обращайте внимание также на провайдера телефонной связи/интернета, так как часто собственники навязывают своих провайдеров, которые невменяемо дороги. В плане интернета в Москве сейчас появился выход - Yota.

4. Что делать с бухучетом.
Опять же, есть варианты:
-- Брать штатного бухгалтера (своего, а не приходящего, на постоянную работу). Тут нужно быть очень сильно уверенным в его квалификации (самоуверенных бухгалтеров - 99,9%, профессионалов - максимум 10%). Также нужно иметь соответствующие объемы, так как иначе бухгалтер Вас или разорит, или завянет от скуки. В случае проблем штатный бухгалтер практически ни за что отвечать не будет - в 90% случаев мои российские Клиенты приходили ко мне после того, как бухгалтер, увидев требование о проверке, просто тихо покидала компанию, оставив директора наедине со своими проблемами.
-- Нанимать приходящего бухгалтера - НЕТ. Даже если Вам кажется, что тетя Маша, мамина подруга, отличный бухгалтер, а у друга жена - курсы закончила. НЕТ. Я практикую в качестве консультанта уже много лет, но ни разу видела хэппи-эндов с приходящими бухгалтерами. Таких, как Вы, у нее сто штук, она ни за что не отвечает и прекрасно отдает себе в этом отчет. Исключения, наверное, случаются, но, как водится, не с нами.
-- Отдавать на аутсорсинг. Как представитель аутсорсинговой компании, скажу ДА. В этом НО: очень тщательно выбирайте поставщика. Высокий ценник в нашей стране никогда ничего не значил, пример тому - "деятельность" некоторых компаний "Большой Четверки", которую нам периодически приходится разгребать. Про это напишу отдельно - вопрос непростой, ибо фирм-однодневок на этом рынке больше, чем нужно. Если интересно, обращайтесь ко мне, я Вас познакомлю со своей компанией. Мы невероятно хорошие, поверьте и проверьте.

5. Где взять деньги? (снова).
Единого рецепта нет. Если Вы не интересны Роснано, шансов найти стороннего инвестора сейчас практически нет.
Для начала ужмите свои аппетиты до минимума. Офис за миллион и 10 сотрудников Вам сейчас ни к чему. Придется хорошенько потрудиться самому и не в Москва-Сити.
Далее надо смотреть по бюджету. Кто-то берет потребительский кредит в банке (на кредит на создание бизнеса не рассчитывайте), кто-то просит у родственников или знакомых, кто-то находит "подельника по бизнесу" среди знакомых/коллег - одна сторона представляет мозги и ноги, вторая - деньги. Единого рецепта нет и быть не может. Лучше Вас Вашу ситуацию никто не знает.

Вот так, вкратце. Это чистая практика.

Вопросы приветствуются. :)

бизнес, стартап

Previous post Next post
Up