В Голландии с одним из Клиентов у нас вышел очень интересный диалог о семейном бизнесе. У нас же в России как - мне, например, говорят "Тань, не надо говорить на встречах, что 4BS - семейный (family run) бизнес, а? Ну местечковостью веет и отпугивает". У нас же как? Семейный бизнес - и сразу через знак равенства - кумовство, низкий уровень управления, поблажки для своих, отсутствие перспектив роста для чужих и далее везде. И ведь поголовная уверенность у всех, что оно именно так и никак иначе.
И я, человек, работающий в "правильном" семейном бизнесе, и рада бы обвинить тут "наших людей" в несовременности и недальновидности, но, на самом деле, все так - культуры семейного бизнеса у нас, к сожалению, пока толком нет. Но она уже явно зарождается. Если в самом начале пути мы с мужем были абсолютными белыми воронами, то сейчас - редко-редко - уже встречаем таких же, как мы.
Но я про Голландию. Показывает мне Клиент, значит, свой маленький (ни разу не маленький) свечной заводик. И в одном из кабинетов сидит Петер. Ну Петер как Петер, их таких в кабинете - 12 человек. Молодой совсем паренек, доброжелательный такой. По ходу пьесы выясняется, что Петер - не просто Петер - он у них вырос с позиции "принеси-подай" до курьера, потом стал администратором, потом пошел учиться в инженерный ВУЗ и стал помощником инженера, а сейчас вот разработал новую модель оборудования, год доказывал руководству, что оно нужно, доказал, а теперь, спустя полтора года с начала продаж, у них это оборудование дает аж 43% выручки. И оказалось, что эту его разработку вообще можно превратить в отдельное направление бизнеса, потому что Клиентов эта тема очень заинтересовала, причем не только в Голландии, но и за ее пределами. В общем, молодец Петер. Сегодня он - полноценный инженер. Один из 12.
Когда он рассказывал о своем детище, я им просто любовалась - глаза горят, щеки пылают, бегает между чертежами на компьютере и прототипом, установленным в коридоре, крутит 3D-модель туда-сюда и взахлеб тараторит о том, как еще можно применить эту разработку. А когда я его похвалила и сказала, что работа его впечатляет невероятно - покраснел, видно, что приятно слышать, и говорит "Это моя работа. И я так рад, что у меня получилось доказать руководству, что это перспективная затея, и что продажи хорошо пошли - я не сомневался, но очень рад!".
И вот четыре часа спустя, общаемся за обедом с Клиентом, обсуждаем историю компании. Что создана она была в 70-х его отцом, но он, к сожалению, очень рано умер, поэтому управление компанией "слишком рано перешло ко мне, я поначалу был слишком молод (40, по моим подсчетам), чтобы заниматься этим, мне не хватало опыта и стойкости, но компания меня быстро и больно перевоспитала". "К счастью,- говорит Клиент,- у моего сына Петера есть больше времени на то, чтобы пройти этот путь и научиться быть хорошим руководителем этой компании".
В общем, выяснилось, что "тот самый Петер", который меня так восхитил,- сын руководителя компании со штатом в 320 человек, практически с каждым из которых в тот день меня познакомили.
И в этом рассказе о семейной природе и истории этого бизнеса - столько тихой и спокойной гордости. И это невероятно - видеть, как сын и внук, не открещиваясь от идей отца-основателя компании, развивают его дело - с уважением к исходному плану и прикладывая к этому свои собственные мозги, усилия и свежее видение.
Ну да я далеко ушла от темы. Сидим мы, значится, ужинаем с партнерами. И представитель поставщика (типичная такая российская строительная компания, я за ними давно наблюдаю - чисто с этнографическими целями) заводит песню про "вот если бы в нашей стране можно было бы передавать бизнес по наследству! А то нет же! Вся страна на чемоданах!...".
И я, с одной стороны, согласна с ним в чем-то, а с другой... жена у него (вторая, конечно же) - типовая, как панельная многоэтажка,- тупенькая-тупенькая (уж простите, из песни слов не выкинешь), с гонором таким унылым, из 90-х. Сын старший - я в блоге не матерюсь, но по его поводу очень хочется. Западное образование получил (травку покурил, положенные годы протусовался - по факту). Самомнение - огогоооооооо. Папа самомнение подпитывает баблом и должностью замгендира. В голове - ноль и перекати поле носится. Зато бодро зовет быдлом всех, кто попадается ему на дороге, когда он на своей машине за 4 миллиона неумело их подрезает. 30 лет детиночке, целей - ноль, мыслей - ноль. Младшая дочка у человека вообще для красоты. Балы, именитые друзья, все дела. Готовят к успешному браку.
Кому там передавать бизнес? Да их близко к бизнесу подпускать нельзя. В офис - не дальше проходной, честное слово. А то заразят еще кого.
Так вот. Бизнесмен тот своей семьей очень гордится. Любимое слово в описании семьи - "породистые". "Они у меня породистые, не первое поколение денег в семье". И виновато в бедах страны, конечно же, государство. А будь оно другое, он бы со спокойной душой бизнес по наследству передал, а не готовился к переезду (потому что пилить становится все сложнее и сложнее).
Вот это грустно. Поголовная гордость просто так. По факту рождения. Он МОЙ сын - и всё, этого достаточно, чтобы его уважать и им гордиться. Прям "Я КОТ! А чего добился ты?". Требовать, развивать, учить жизни - ну чтооооо вы, ЭтоЖеРебёёёёёнок! А потом - опа, тридцать лет дятлу.
Грустно. Есть ли такое в Голландии и прочей Европе? Да, конечно, есть. Там формы другие - "мы настолько интеллигентны, что трудовая деятельность нас оскорбляет" и кастовость в полный рост, но тоже есть. Масштабы просто не те.
Я раньше думала, что пойму,- потом, когда выйду из возраста юношеского максимализма, но нет, не понимаю.
Семья - зеркало человека. Если ты искренне гордишься женой - прелесть, какой дурочкой,- и детьми-тунеядцами с уровнем развития Эллочки Людоедки, то и лично тебе - грош цена. И нечего на государство пенять, коли дальше по тексту. На государство - вполне справедливо - попеняют те, кому мозгов и совести при рождении не забыли выдать, когда ты за наглостью и беспринципностью без очереди лез.
В общем, Петером я тоже горжусь. И уверена, он будет достойным продолжателем семейного дела. К слову, обороты той голландской компании, по моим оценкам, лишь процентов на 15 поскромнее, чем у российской.