Несколько дней назад я зачем-то подписалась на твиттер @mbmru. Реально зря. Потому что три тезиса их хвалебных речей про суперэффективные меры по поддержке бизнеса я выучила назубок уже год назад, а они все равно продолжают на этой лошадке прыгать - и пишут, пишут и пишут практически только о них, выдавая одну и ту же информацию сначала напрямую, потом вдоль, потом поперек, следом - наискосок, а потом снова напрямую. И так годами.
И в самих этих мерах, и в методиках их подачи красным фонарем горит только одно - ребятам дали бюджет, они его очень старательно и, вполне вероятно, совершенно искренне осваивают (всю Москву вон наружкой обклеили) и, вероятнее всего, даже не понимают, как далеки они от нужд и чаяний того самого малого бизнеса, которому они "упрощают" жизнь.
Итак, суммируя километры наружки, дорогих галстуков, серьезных лиц и дорожных карт, годы совещаний, конференций, семинаров (на которые ходят исключительно те, кому заняться нечем и кто бесконечно далек от реального бизнеса, а потому услышать реальных бизнесменов, при всем желании, на этих конференциях вряд ли удастся), сто тысяч интервью и миллионы бюджетных денег, подведем итоги работы ребят (я не только про МБМ, если что), которые сердцем болеют за наш бизнес, за последние несколько лет:
1. Отменили двойное уведомление ФНС и внебюджетных фондов об открытии расчетных счетов. С одной стороны, правильно, конечно, что этот законотворческий маразм отменили. С другой, об этом говорили на каждом углу уже лет 10. 7 лет назад на встрече с руководством одной из московских инспекций, мне лично лили в уши, что вот-вот это отменят, потому что маразм, и все такое прочее. ОК, услышали, довели до конца - молодцы, не спорю. Вопрос только в том, где они были, когда ввели эти уведомления (уже в пору деятельности того же, например, МБМ) ВВЕЛИ по внебюджетным фондам, которые тут же радостно бросились штрафовать всех, кто об этом не знал? Когда какой-то светлый человек эти законопроекты протаскивал, где были наши защитники? Почему-то думается мне, что молчание нам будет ответом.
2. Отменили нотариальное удостоверение подписи при первичной регистрации ООО. Тоже дело. Тоже 7 лет назад уже все обсуждали. Каждой собаке в районе 46-й налоговой было понятно, что бред же - вот он, приходит человек лично в налоговую, но налоговой не хочется брать на себя ответственность за сличение его лица с паспортом, поэтому "пойдите-ка вы к нотариусу, пусть он будет виноват, если что". Тоже молодцы, что тут скажешь. Пусть и с задержкой лет в 10, но сделано. 1000 - 2000 рублей сэкономили тем, кто в налоговую сам поедет. В масштабах бизнеса смешно, но все же - пустячок, а приятно. Попутно, правда, нотариальную доверенность вместо обычной ввели для всех остальных, так то мы закон, наконец, прочитали, а не ухудшили положение малого бизнеса.
3. (вот тут я начинаю дико нервничать) "Мы сократиМ срок регистрации ООО с 5 дней до 3!". Во-первых, "м" нас не интересует - мы все тоже через год похудеем на 40 кг, напишем книгу и перестанем прокрастинировать. Во-вторых, я вам, дающим сегодня интервью на эту тему, подняться со стула и сходить в 46-ю налоговую, где в декабре, в связи с надвигающимся цунами, резко поменяли ПО (подождать и протестировать до ввода было никак нельзя, я понимаю), в результате чего вокруг налоговой выстроились олимпийские кольца очередей, на стены "выбрасывают" списки тех, кому сегодня повезет с выдачей, а документы выдают, как придется - последний комплект мы получили - неееет, не через 3 рабочих дня, а очень даже через 13 - рабочих дней. С декабря по март - бардак, а в интервью сплошной позитив. Почитаешь вот так и думаешь - ну какие они там все в МБМ, ОПОРА России и прочих УФНС умнички, а?
Ну и, простите, неловко говорить, но 5 рабочих дней никогда и не было. Всегда было 6, а 5 только по закону. Но это я уже придираюсь.
Ну и, собственно, ключевой вопрос - какой ЦЕЛИ пытаются добиться все эти доблестные воители?
П. 1. - кормушку создали, проморгали, дали всем наесться, убрали. Молодцы. Дело нужное (хотя на тех, у кого были нормальные юристы, или минимальное желание разобраться в процедурах, это никак не влияло; разве что на поездках в метро или почтовых услугах сэкономим теперь 300 рублей) но не то, которое кому-то окажет реальную поддержку или даст толчок к принятию решения о регистрации компании.
П. 2. - опять же, 1000 - 2000 рублей экономии - это плюс. Если же ты и не планировал в налоговую ехать (туда поедут юристы), придется еще за нотариальную доверенность рублей 500 - 800 (а то и все полторы тысячи) отвалить. Но это уже малоинтересные детали.
П. 3. - новогоднее обещание - хорошее, что уж там. Меньше-то - не больше. Вопрос в том, что никто не сидит и не думает "нет, не буду я бизнес создавать! Компанию вон, 5 дней регистрировать надо! Было бы 3, я бы пошел, создал, а так - нееее, долговато".
Круглые столы проводят - упрощение процедур регистрации, фыр-фыр-фыр, все очень серьезно, мы понимаем. Извините, я сейчас несерьезное, но живое и ненафталинное предлагать буду.
1. ПЕРЕСТАНЬТЕ отказывать в регистрации ООО. Да, я понимаю, что (так проще) эти потенциальные налогоплательщики - конченые идиоты. То галочку не там поставят, то 12 шрифт вместо 11-го используют, то "Россия" вместо "Раша" в названии напишут ("ну сколько раз повторять, выкручиваться надо ТАК!!!"), то слово "кв." пропустят. Понимаю. Почему им при этом не говорят - "исправьте и донесите", а берут, кладут квитанцию об оплате госпошлины в карман и разворачивают потенциального налогоплательщика на второй круг (на тот, где нужно еще раз заплатить немаленькую пошлину, еще раз оплатить услуги нотариуса и т.д. и т.п.) - не понимаю. Точнее, понимаю, но мне такой подход не нравится.
2. НАЧНИТЕ отвечать за свои ошибки. УФНС ошибается постоянно - причем с тенденцией к росту количества ошибок. Мы все понимаем - нормальный персонал найти сложно, зарплаты не космические, люди живые и ошибаются, и все такое прочее. Понимаем.
Мы НЕ понимаем, когда налоговая пишет "Александрович" вместо "Алексеевич", а налогоплательщик вместо "Извините, что заставили Вас приехать еще раз" слышит "Нуууу, можете сделать вид, что это ваша ошибка, это будет быстрее". Можете подать документы на то, что это наша ошибка, но правила их оформления никому неизвестны (почитайте форумы, это песня - какой ручкой что и где подписывать, чтобы налоговая "НЕ ОТКАЗАЛА"!), "но, скорее всего, будет отказ". Ну или пишите запрос на имя начальника инспекции, он в течение 30 дней рассмотрит, "но шансов мало".
И все это время счет (который, бггг, как выяснила УФНС, за один день налево и направо открывают (это отдельная песня)) в банке открыть нельзя. Это к вопросу о невиданных сроках регистрации.
И мы, как представители бизнеса, стремящегося к эффективности, от ошибок этих дико нервничаем, потому что понимаем, что с одной стороны провода у нас сидит налогоплательщик, который берет и забивает свои данные вручную (в нашем-то стремительно цифреющем государстве) и по каким-то кривым правилам в форму забивает, потом распечатывает и несет к нотариусу или в налоговую. А с другой сидят тысячи сотрудников ФНС, которые (внимание!) - эту бумажку берут и с нее вбивают в другую базу данные. И все это вместо использования провода по его прямому назначению - кнопки "Отправить", протокола обмена и "подпишите тут, поздравляем, товарищ, вы теперь бизнесмен, зайдите в ту же программу, в которой регистрировались - там памятка о том, как жить дальше, что, куда и кому платить".
Государство, заинтересованное в росте ВВП и предпринимательской активности, ускорения добивается иначе - через упрощение процедур, через дружеский подход, а не "кирпичом по роже --> следующий". Сделайте документы проще, доковыряйте вы уже свой корявый модуль онлайн-подготовки документов, прекратите отказывать. И все будет регистрироваться быстрее - само по себе, процессуально.
И я так могу до бесконечности - причем не только про регистрацию, которая сама по себе на предпринимательскую активность влияет только опосредованно (через уровень презрения налогоплательщика к системе, которая его с порога возит мордой по столу), но еще и про реальные проблемы реального бизнеса - про юрадреса, которые маразм и кормушка и ничего более, и про отчетность, цена которой грош, и про внебюджетные фонды и много еще про что.
А они - те, кто этим занимается "профессионально", и тратят бюджетные деньги на "реформы",- не могут. И это печально. Как и то, откуда они вообще все там взялись.