(no subject)

Oct 01, 2014 16:02

На живописной набережной Дуная, в районе Цепного моста, расположены рестораны с потрясающими видами на город. Я с первой поездки наметанным глазом облюбовала два из них, а за остальными наблюдала последние 3 года со стороны - это, к сожалению или к счастью, профдеформация - хочешь ты того, или нет, но все равно обращаешь внимание на новые веяния в работе, ошибки и просчеты, вороватый персонал в ресторанах и отелях, а заодно настроение управляющего, не видя его лично,- по едва заметным признакам и мелочам в работе.

Ну так вот я 3 года с некоторым удивлением наблюдала за работой одного из этих ресторанов. Летом, когда в соседние рестораны в часы пик стояла очередь, в этом еле набивалось 70-80%. При этом почти все посетители не заказывали ничего из еды - брали по пиву или по бокалу ризлинга и сидели часами, играли в карты, громко общались, периодически мешая пьяными криками посетителям соседних ресторанов, ну или просто часами под одну чашку кофе любовались видами. Интересным это наблюдение было потому, что визуально ресторан ничем не отличался от своих собратьев - почти те же кресла и столы, отличные виды, которые ничем не загорожены, меню - почти под копирку меню соседнего ресторана (венгерские хиты и немного международной классики). А тем не менее.

Дьявол, как водится, скрывался в деталях.

Официанты - медленные и хамоватые. Начинается дождь - никто не выйдет, чтобы придвинуть столы ближе к тенту или убрать мягкие подстилки с кресел. Солнце сдвинулось и залило всю террасу в 40-градусную жару - тоже никто не раздвинет сильнее автоматический (то есть физически нужно нажать на кнопку 2 раза) тент и не включит висящие на стене вентиляторы. Большую часть времени трое официантов (при том, что в аналогичных заведениях справлялись вдвоем) проводили, самозабвенно трепясь друг с другом.

Повар - не звездный. Оформление и подача на троечку. Вкус блюд, как потом выяснилось со слов очевидцев,- на столько же (это в Венгрии, где вообще нереально найти место, где не все вкусно).

Управляющий - отсутствует как класс. Вообще. И это очень заметно.

Зазывал тоже нет, официанты, ясное дело, интереса к привлечению Клиентов не проявляют. Выставленное снаружи меню заляпано чем-то и засижено мухами.

В общем, видно было, что владельцу все происходящее глубоко до лампочки. В ресторане, конечно, появлялись случайные посетители (все-таки ресторан, расположенный в таком месте Будапешта, летом,- это, без вариантов, успешное место - нужно только чуууть-чуть напрячься).

В ресторане, расположенном справа от того, где я чаще всего ужинала, наблюдалась обратная картина - ребята жгли. Молодая, бодрая команда официантов. Меню - такое же, как у конкурентов, плюс итальянские хиты, но с хорошим поваром. Спецпредложения и огромные порции, улыбки и хорошая музыка. Хитом их программы стала будочка-бар (фактически это была девушка, стоящая на табуретке напротив трех сифонов с разными напитками), установленная напротив ресторана, прямо на набережной. В любое время дня и ночи за их мохито и лимонадом стояла очередь, минимум, из 5-7 человек. Мы же не уставали восхищаться их находке.

Ресторан стагнирующий достался хозяину от отца. Точнее, досталось полуподвальное помещение с окнами на набережную. Раньше в этом помещении был офис, но сын решил, что хочет заниматься ресторанным бизнесом. Условия установки столиков на террасе в этом месте таковы, что у ресторана должно быть основное (оборудованное) помещение. Сын обошел это дело просто - договорился с чиновниками (у него был хороший контакт в налоговой) и начал работать. Дело это быстро ему наскучило, он начал существовать отдельно от ресторана, лишь пару раз в месяц приезжая за баблом.

Хозяин бодрого ресторана выкупил разорившуюся точку с раздолбанным основным залом за пару лет до того, как я впервые увидела это место. Взял несколько кредитов, скинулся с друзьями и выкупил. Вид из его ресторана - чуточку хуже, чем у моего любимого и у стагнирующего, но они компенсировали это бодрым сервисом, удобными креслами и улыбками. За разрешение на организацию террасы пришлось побороться, да еще как - дело почти дошло до суда, но им все-таки удалось добиться своего. В отместку налоговая запретила им продажу напитков на вынос с табуреточки :) - дескать, антисанитария какая! На том и порешили.

3 дня назад я сидела на террасе с бокалом вина, любуясь ночными видами, и с удивлением наблюдала за мощной пьянкой в том самом, унылом, ресторане - пьянкой с явным участием сотрудников. К моменту, когда я доедала свой салат, ребятам было хорошо уже до такой степени, что некоторым из них неплохо было бы продолжить банкет в токсикологии.

Я поинтересовалась у управляющего ресторана, в котором ужинала, причиной столь бурных событий у соседей - "чего это они,- говорю,- сезон закрывают?".

- Нет, они совсем закрываются. Год назад хозяин покончил жизнь самоубийством - в записке написал, что его достали долги и кредиторы, и что смысла продолжать нет. Ну ребята год еще поработали на себя (жена - наследница бывшего хозяина - ничего менять не стала), пока у них не отозвали разрешение на террасу (связей-то теперь нет) и все, закрываются теперь уже насовсем. Внутреннего помещения у них нет, продолжать не с чем, все остались на улице с неясными перспективами трудоустройства - за 5 месяцев, прошедших с момента, когда стало очевидно, что они закрываются, работу не удалось найти никому. У пятерых ипотека, почти у всех маленькие дети, и сейчас им по-настоящему страшно. Извините, что рассказываю Вам такую грустную историю.

Я заверила управляющего в том, что мне, совершенно наоборот, очень интересно послушать такие вот истории (не про самоубийства, а про судьбы бизнеса), а потом долго-долго думала. И про хозяина, который упорно шел ко дну, но никак не хотел понимать, что бизнесом нужно заниматься или продавать, который довел себя до края, но все равно ничего не стал менять, и про работников, которые воровали у хозяина, а потом у хозяйки, ленились и бухали каждый вечер, закрывая ресторан на 2 часа пораньше специально для этого,- вместо того, чтобы видя ситуацию, поджаться и начать работать нормально, чтобы сохранить свои рабочие места.

И вот в такие моменты все логично выстроенные аргументы про мотивацию людей рассыпаются в прах. Моя любимая присказка - люди странные - всегда актуальна.

клиентоориентированность, тунеядство, бизнес, путешествия, люди и судьбы

Previous post Next post
Up