Настроение сейчас - sleepy
Как бы хорошо ни был написан литературный (постановочный) сценарий, снимать по нему без специальной адаптации довольно сложно. Во-первых, потому что он построен по хронологическому принципу согласно сюжету, и некоторые сцены, происходящие в одном месте, могу быть разбросаны далеко друг от друга. Во-вторых, в литературном сценарии не учтены крупности планов и нет покадровокой разбивки сцен, а смотреть одновременно в раскадровку и в сценарий довольно неудобно. В-третьих, в литературном сценарии реквизит разбросан по страницам, и есть вероятность чего-то недосчитаться, не учтены также и монтажные особенности (звук, графика, спецэффекты и т.д.). Поэтому режиссеры, операторы, скрипт-супервайзеры, звукорежиссеры и художники во время съемок больше полагаются на режиссерский сценарий - схематическую адаптацию литературной версии.
Режиссерский сценарий не привносит никаких новшеств относительно постановочного - это разработка подробного плана съемок, на основе которого творческая группа реализует авторский замысел сценариста на экране. Независимо от хронологической последовательности эпизодов в фильме, режиссер в своем сценарии объединяет схожие сцены, которые должны сниматься на одном объекте, натуре, в одно время суток, что позволяет заранее просчитать логистику и необходимые передвижения съемочной группы.
Режиссерский сценарий фильма «Изгнание» (2007), реж. Андрей Звягинцев
Как правило, режиссерский сценарий выглядит в виде таблицы, в которой каждая строчка предназначена для отдельного кадра, а в столбцах обычно указывается следующая информация:
1) «№» - порядковый номер кадра согласно сценарию и раскадровке.
2) «ХРН» - хронометраж кадра в секундах (рассчитывается приблизительно, исходя из длительности диалогов и режиссерских задач).
3) «КАДР» или «РАСКАДРОВКА» - схематическое изображение кадра из раскадровки.
4) «ОБЪЕКТ» - описание места съемок, с указанием точного адреса, времени суток и характеристики объекта: ИНТ - интерьер или ЭКС - экстерьер, ПАВ - павильон или НАТ - натура.
5) «КРУПНОСТЬ» или «ПЛАН» - столбец для оператора-постановщика в котором указывается крупность плана: дальний, общий, пасхальный, средний, молочный, крупный, деталь.
6) «ДЕЙСТВИЕ» - содержание/описание кадра (копируется из литературного сценария) с дополнительными комментариями режиссера.
7) «ДИАЛОГИ» - указание имени героя и его реплики (копируется из литературного сценария).
8) «ЗВУК» - столбец для звукорежиссера, здесь описываются технические особенности звукового сопровождения (закадровый текст, музыка, шумы и т.д.).
9) «РЕКВИЗИТ» - весь значимый реквизит, задействованный в сцене.
10) «ПРИМЕЧАНИЯ» - сюда вносится дополнительная и важная для режиссера информация (операторская техника, график перемещений и т.д.).
Каких-то единых стандартов и правил при оформлении режиссерского сценария нет, колонки могут располагаться в любом удобном для съемочной группы порядке. Какие-то столбцы могут добавляться или, наоборот, отсутствовать, главное, чтобы с таблицей было удобно работать на площадке.
Обычно режиссерский сценарий готовят заранее, заполненный план съемочного дня распечатывают и отправляют группе накануне съемок. Однако в полевых условиях при дефиците времени можно нарисовать таблицу от руки, последовав примеру Андрея Звягинцева.
Режиссерский сценарий фильма «Возвращение» (2003), реж. Андрей Звягинцев
В англоязычном фильмопроизводстве существует множество разновидностей режиссерских сценариев («Shooting Script»), зачастую таблица располагается вместе с литературным сценарием, в котором карандашом обозначаются отрезки кадров.
Но есть и более привычные для нас форматы, которые отличаются лишь числом используемых в таблице столбцов с информацией.
Таким образом, режиссерский сценарий - очень важный документ на съемочной площадке, который помогает сфокусироваться на определенной сцене, спрогнозировать её хронометраж и затраченные силы, а также позволяет заранее просчитать возможные риски и избежать серьезных ошибок во время съемок.
Режиссёрский сценарий разрабатывается основным творческим составом съёмочной группы под руководством режиссёра-постановщика, на основе литературного сценария (киносценария).
В основном творческом составе съёмочной группы, кроме режиссёра-постановщика находятся:
- второй режиссёр (ранее «кинорежиссёр»)
- оператор-постановщик
- художник-постановщик
- композитор, который создаёт музыкальные произведения специально для фильма.
Иногда, при сложных картинах, к созданию режиссёрского сценария привлекаются автор литературного сценария, звукорежиссёр и менеджер пост-продакшн (в части спецэффектов).
Иногда привлекаются сторонние консультанты.
Некоторые режиссёры считают написание режиссёрских сценариев «рутиной», а потому сбрасывают обязанности по их написанию на «вторых режиссёров». Между тем, их написание - это выражение видения режиссёра.
Элементы Режиссёрского сценария
Общепринятой формы режиссёрского сценария на данный момент не существует.
Режиссёрский сценарий всегда представляет собой таблицу, в максимальном объёме состоящую из следующих столбцов:
- СТОЛБЕЦ «№»-порядковый номер кадра
- СТОЛБЕЦ «ХРН» - хронометраж кадра в секундах
- СТОЛБЕЦ «РАСКАДРОВКА» - рисунки кадра
- СТОЛБЕЦ «ОБЪЕКТ» - Интерьер (ИНТ) или Экстерьер (ЭКСТ), Павильон(ПАВ) или Натура (НАТ), а также точное указание на объект и его описание
- СТОЛБЕЦ «КРУПНОСТЬ» или «ПЛАН» - это графа для оператора и указывает на крупность плана кадра: Дальний план, Общий план, Средний план (американский - до колен, или обычный - по пояс), «молочный» (по грудь), Крупный план, План-деталь (супер-КП), Наезд, Отъезд.
- СТОЛБЕЦ «ДЕЙСТВИЕ» - в данный столбец переносится блок литературного сценария «Описание действия» и дополняется заметками режиссёра
- СТОЛБЕЦ «ДИАЛОГИ» - в данный столбец переносится блоки литературного сценария «Имя героя» и «Реплика героя»
- СТОЛБЕЦ «ЗВУК» - это столбец звукорежиссёра в нём описываются технические особенности звука, а также особенности звукового и музыкального оформления
- СТОЛБЕЦ «РЕКВИЗИТ» - здесь указывается значимый реквизит для кадра, который иногда сопровождается его описанием
- СТОЛБЕЦ «ПРИМЕЧАНИЯ» - примечания режиссёра относительно съёмок, в котором указывается в том числе порядок комбинированных съёмок
В зависимости от требований конкретной кинокомпании и сложности проекта столбцы могут объединяться, исчезать и добавляться новые.
СТРОКА режиссёрского сценария составляет один КАДР. Кадр не в смысле 1/24-й секунды, а в смысле одного промежутка работы камеры от включения до выключения, одного дубля, монтажного фрагмента, цельного куска записи.
Номер кадра переходит из режиссёрского сценария во все художественно-технологические документы постановочного проекта и фильма.
К режиссёрскому сценарию прилагается список действующих лиц, перечень съёмочных объектов с разбивкой по видам съёмок (павильон, натура, комбинированные съёмки, надписи) и с указанием полезного метража, если этих документов не предоставил автор литературного сценария.
Режиссёрский сценарий подписывают режиссёр-постановщик, автор литературного сценария и продюсер.
Совпадение жанров Литературного и Режиссёрского сценариев
Поскольку именно режиссёр-постановщик является основным создателем Фильма, он определяет жанр будущего фильма.
Задумки автора Литературного сценария и режиссёра-постановщика могут не совпадать. Например, А. П. Чехов считал многие свои пьесы комедиями, а при постановке в театре они превращались в драмы или трагедии. Так же происходит и в кино.
Именно в период написания режиссёрского сценария можно представить во что превратится литературный сценарий.
Режиссерский сценарий
Любой пейзаж в картине должен быть не случайным, а создаваться и проверяться своим личным отношением к каждому дереву.
Должна быть не просто натура, а одухотворенная натура.
Андрей Тарковский
Итак, допустим, вы справились с написанием литературного сценария, но, чтобы перенести его на видеопленку, нужно проделать еще одну работу - подготовить режиссерский, или, как говорят профессионалы, постановочный сценарий.
На больших студиях в написании постановочного сценария принимают участие ведущие сотрудники творческого коллектива - это сценарист, режиссер, оператор, художник и директор фильма. Но основная роль в его подготовке принадлежит режиссеру. Именно его вклад самый значительный.
Режиссерский сценарий - общепринятая форма подготовки к съемкам сложных фильмов. В нем фиксируются авторская трактовка материала и все технические и художественные средства создания картины. Постановочный сценарий пишется не для того, чтобы снова рассказать какую-то историю или изложить сюжет применительно к возможностям кинематографа. Это прежде всего разработка подробного плана, на основе которого творческая группа, руководимая режиссером, может реализовать авторский замысел на экране. Он позволяет распределить работу между всеми участниками съемочной группы, а также приглашенными специалистами.
Прежде всего режиссер отмечает все эпизоды, съемки которых должны быть проведены в одном месте, на определенном объекте, на натуре. Компонует их вместе. Соблюдение этого правила в организации съемочного процесса очень важно, оно помогает сохранить единство атмосферы фильма и дает гарантии, что ничто не будет упущено и забыто. Таким образом, независимо от последовательности тех или иных эпизодов в фильме они группируются вместе. Наконец, упрощаются работа над календарно-постановочным планом и составление сметы.
Можно привести множество различных схем записи режиссерских планов. Вот одна из них:
№ кадра
План
Метраж (время)
Содержание кадра
Техника
Музыка
Примечания или дикторский текст
Суть схемы не столько в том, как она построена, а что именно в ней записано. В идеальном режиссерском сценарии описана изобразительная часть фильма план за планом и дана вся творческая и техническая информация. Начинающим авторам полезно познакомиться с наиболее распространенными терминами и их значением.
Натура (нат.) - любая съемка под открытым небом.
Павильон (пав.) - любая съемка в помещении.
Общий план (ОП) - общий вид места действия.
Средний план (СП) - часть объекта, как правило, человек, снятый по пояс.
Крупный план (КП) - объект, снятый с близкого расстояния. Например, лицо человека или предмет (ваза, очки на столе).
Панорамирование (ПНР) - поворот съемочной камеры по горизонтали или вертикали.
Наплыв - смена одного изображения последующим.
Затемнение (ЗТМ) - постепенное угасание изображения до полной темноты на экране. Вытеснение одного изображения другим.
Наезд или отъезд камеры, дающий более крупный план при наезде и более общий при отъезде, предполагает наличие тележки, на которой устанавливается камера.
Объектив с переменным фокусным расстоянием (ЗУМ) - система, позволяющая осуществить съемку с разным масштабом из одной точки.
Стоит обратить внимание на обозначения, связанные с наличием звука в фильме.
Синхронный звук (С/Х) - запись звука одновременно со съемкой изображения.
Фоновая музыка (ФМ) - музыка, звучащая за кадром.
Разработка режиссерского сценария - творческий и трудоемкий процесс. В условиях большого кино профессионализм постановщика проявляется в тщательной подготовке режиссерского сценария, ибо отход от него может стать чрезвычайным происшествием.
Напомним также, что качество фильма зависит исключительно от того, как сотрудники съемочной группы поняли литературный сценарий, что увидели в нем, какие возможности раскрытия действительности нашли, и главное - что нового хотят сказать создатели ленты.
Видеолюбители находятся в более выгодном положении: изменившиеся условия съемки или новые материалы позволяют им достаточно свободно вносить в режиссерский сценарий соответствующие изменения или уточнения.
Вот несколько практических советов начинающим авторам. В графе «Содержание кадра» ясно и лаконично языком документа опишите то, что собираетесь снимать. Разумеется, сохраните при этом мысль литературного сценария.
Научитесь определять хронометраж съемки. Исходить следует из разумного расчета - сколько необходимо времени, чтобы рассмотреть объект или понять событие, прочесть надпись. Иногда придется проигрывать с секундомером в руках отдельные эпизоды.
Полезно вкладывать между листами режиссерского сценария чистые страницы для дополнений, заметок, новых соображений. На них можно описывать условия съемок, а также делать наброски для будущего монтажа.
Наконец, режиссерский сценарий еще более, чем литературный, требует обсуждения со всем творческим и техническим коллективом съемочной группы. Ошибки, допущенные в этом рабочем документе, бывает очень трудно, а зачастую невозможно устранить. На съемках собственные просчеты можно и не заметить, а при монтаже просто не хватит материала.
Подробно разработанный режиссерский сценарий поможет съемочному коллективу организовать планомерную съемку фильма и предостережет его от идейных и художественных просчетов. Грамотный режиссерский сценарий послужит залогом успешной работы. Но чтобы создать по нему полноценное произведение, нужно пройти еще ряд подготовительных этапов.
Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru