Сотрудничество с Китаем на Дальнем Востоке

Oct 14, 2009 01:42

"Россия не справится" - так называется статья Ведомостей, послужившая катализатором бурления наших интернетов вот по какому поводу:

Россия предоставит сырьевую базу Дальнего Востока и Восточной Сибири китайцам. Соглашение о сотрудничестве до 2018 г. предполагает совместную разработку российских месторождений, но перерабатывающие и производящие предприятия будут строиться на китайской территории

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2009/10/12/216003

Дамочки из Ведомостей сделали не вполне адекватные выводы из текста российско-китайского соглашения о сотрудничестве.

Вот оригинал программы сотрудничества (это ооочень длинный по вертикали скан, если браузер сожмет его, кликните слева по мелкой картинке, чтобы увеличить):

http://www.vedomosti.ru/cgi-bin/get_document.cgi/vedomosti_12-10-2009.gif?file=2009/10/12/215953_1316002460
Если внимательно прочитать список проектов и посчитать их по разным категориям, то получается, что в России будет разрабатываться порядка 35+ месторождений - таки да. сырьевая база - но при этом на российской же территории будет создано более 50 перерабатывающих производств, как первичной, так и глубокой обработки (нефтепереработка, горнообогатительные и лесопромышленные комплексы, производство специальных материалов и др.). Есть и проекты предприятий, выпускающих конечную продукцию (пищепром и др.), есть даже несколько высокотехнологичных проектов. Да, при этом в Китае будет только 2 сырьевых проекта и порядка 90 производственных, из которых от трети до половины будут высокотехнологичными и производящими конечную продукцию.

Такой расклад заметно отличается от того, что проповедуют поклонники северного пушного зверька, тем не менее он тоже на первый взгляд мало кому понравится. Но другого пути сотрудничества с Китаем на ДВ просто нет, а помимо экономических выгод такое сотрудничество предполагает еще и большие политические плюшки. Чтобы китайцы у нас что-то покупали, мы должны что-то покупать у них, и наоборот. В одностороннем порядке торговля между крупными странами не есть нормальная и правильная вещь (см. торговля в порядке псевдообеспеченных долгов, как в паре Китай-США). Чтобы китайцам что-то производить и продавать, им нужно наше сырье. Не продавая им сырья, мы не сможем получить в Китае рынка для несырьевой продукции. Если у них на приграничных территориях будет производство, мы сможем продавать туда и кое-какие несырьевые товары, и экспортировать неистощимый ресурс - гидроэнергию (новые ГЭС тоже есть в списке проектов). Спиленный и проданный китайцам лес при разумном лесопользовании все равно лет через 50 вырастет заново, а нефть через 50 лет может вообще оказаться никому не нужна как источник энергии, а только как химсырье. Так что есть смысл продавать сейчас. И диверсифицировать покупателей - в конце концов, лучше быть сырьевым придатком одновременно Европы и Китая, чем только Европы, так как при этом заметно больше становится простор для экономического и политического маневра.

По поводу подписания данного соглашения паниковать не стоит - на бумаге оно выглядит неплохо, хотя и не без минусов. А как оно будет реализовано, мы скоро увидим.

Сумеют ли власти действительно реализовать не только сырьевые проекты?

Пойдут ли деньги от продажи сырья на развитие инфраструктуры ДВ и будущих высокотехнологичных производств?

В каком объеме реально придется привлекать китайские инвестиции? - из более чем 200 всего лишь несколько проектов, судя по тексту соглашения, будут в совместном владении Китая и РФ, но по логике ситуации китайские инвестиции будут приветствоваться нашими девелоперами, и продавливаться Китаем в том случае, если наши будут затягивать с освоением необходимого китайцам сырья.

Сколько реально придется привлекать китайской рабочей силы для работы в России? - текст соглашения на самом деле вообще не предполагает в обязательном порядке массовый завоз рабочей силы из Китая. Авторы статьи Ведомостей  и опрошенные ими эксперты делают вывод о необходимости завоза китайцев на основании того, что у нас собственной рабочей силы просто не хватает, а в Китае ее много и она дешевая. Но в регионах, участвкющих в соглашении о сотрудничестве проживает не 3-4 миллиона человек, как указано в статье, а 11 млн! До восстановления советского уровня производства там еще далеко, приработки типа транзита иномарок посократили - неужели же не найдется работников всего лишь для 50 предприятий, далеко не всегда крупных и не всегда связанных с рудой/металлом/лесом, то есть где могут работать и женщины? Можно привлечь народ и из других регионов России, но тут весь вопрос в размере оплаты труда. Если китайцы будут требовать меньше, то у наших "эффективных менеджеров" всегда будет соблазн импортировать китайцев, а не брать своих. Впрочем, если после краха американского потребителя Китай таки перейдет от экспортно-ориентированной модели к модели, ориентированной на внутренней рынок, то уровень зарплат внутри Китая неизбежно будет расти, а привлекательность китайцев как рабочей силы в России падать. Что касается квалификации работников - опять же, создаваемые на территории России предприятия, судя по формулировкам проектов, будут, в основном, не слишком высокотехнологичными.

Так что это соглашение - реальный шанс для существенного экономического подъема на ДВ и в Восточной Сибири. Торговать с Китаем там необходимо - ибо он ближе (меньше транспортные расходы) и спрос на ресурсы в Китае большой. При этом, конечно, если дойдет до физического засилья китайцев или даже просто более тесного сотрудничетва ДВ с Китаем, чем с остальной Россией, это будет означать реальную угрозу целостности страны, поэтому действовать надо осторожно и развивать сотрудничество исключительно в строго определенных рамках. Но и если совершенно закрыться от Китая и запустить экономику на ДВ, если допустить обнищание населения ДВ на фоне остальной России, это будет не меньшей угрозой.

В общем, это соглашение о программе сотрудничества с Китаем на ДВ представляется относительно разумным, теперь вопрос в том, насколько полно и аккуратно оно будет выполняться.
Previous post Next post
Up