ПРО ЦИВИЛИЗАЦИЮ. Часть 9: Государство Российское, продолжение-1

Nov 03, 2021 00:38



Все-таки здесь нужно сделать отступление и сказать - про Уоллеса.

Альфред Рассел Уоллес - тот самый англичанин, который придумал «теорию» эволюции. До Дарвина. Но был он честнее Дарвина, и поэтому его нынче редко упоминают приверженцы «теории».

Дело в том, что он же и выдвинул - первый весомый аргумент против «теории».

И этот аргумент имеет самое что ни на есть прямое отношение к разнице между культурой и цивилизацией.

Предположим, говорит Уоллес, вы где-то в джунглях Амазонки берете шестимесячного ребенка - сына охотников за головами. Отец охотник за головами, мать охотник за головами, бабка, дедка - все родственники и все знакомые.

И вот вы его, ребенка этого, перемещаете в Лондон. И помещаете в семью потомственных аристократов-интеллектуалов, и даете ему наилучшее образование - Итон, Оксофорд. Потом в Париж на стажировку или просто развлечься.

(И, спешу я добавить от себя - полностью отрезаете все связи с культурой его родителей, родственников и знакомых, никаких амазонок - Лондон!)

К двадцати годам этот человек будет - самый обыкновенный английский джентльмен, с джентльменским же набором - знанием истории, математики, физики, химии, философии. Он будет любить музыку, которую любят люди в его окружении, он будет знать латынь и французский, он будет уметь танцевать танго, он будет разбираться в живописи насколько это возможно, и в архитектуре тоже.

То бишь, он будет неотличим от хорошо образованного англичанина - разве что цветом кожи, да. И будет смотреть свысока на кокни, и кривиться от пошлостей, произносимых простолюдимани, и радоваться хорошим стихам. Ла ла ла.

Если, говорит Уоллес, эволюция берет себе в оборот только самое необходимое - черты и навыки - то откуда у данного индивидуума - понимание, видимо «врожденное», «всего этого» и причастность ко «всему этому»? Каким образом глубинные знания в области готической архитектуры, к примеру, помогает охотиться за головами?

Генетически, ребята, все люди более или менее одинковы в смысле интеллекта, души, и прочих составных. Смена менталитета, или увеличение количества интеллектуалов - дело двух поколений, если не мешать. Как я уж докладывал.

А что мешает?

Что мешает некой группе людей, или региону, или стране - цивилизоваться? Что заставляет - группу, регион, или страну - ненавидеть цивилизацию (ну, к примеру)?

Климат. География. Расстояния. Но больше всего и пуще всего - увы, историческая инерция. Коя - внимание - цементирует ОБЩИЕ настроения - группы, региона, или страны. Цементирует традиции. Дикие традиции - не менее сильны, чем цивилизованные. Да и попроще они, легче усваиваются.

И в диких группах, регионах и странах, ежели, к примеру, какая-нибудь девушка вдруг увлеклась - не знаю, мечтами о Париже, что ли - тут же следует окрик окружения - «Не умничай!»

Ордынское иго способствовало ужесточению на Руси крепостного права, и крепостное право (скорее всего из-за расстояний и трудностей правления, связанных с ними) задержалось в России дольше, чем в иных странах.

И при этом крепостные составляли не пять и не десять процентов населения, а более половины.

Придя к власти, третий царственный Романов решил «все менять» - по собственному капризу. Чтобы было «как в Европе». Поменьше дикости, побольше цивилизации. Человек он был суровый, и при этом психопат изрядный. Сделал много хорошего - но дров наломал немерянно.

Да. Но кое-что получилось на удивление хорошо, иногда даже вопреки логике.



О нем - в следующей части.
Previous post Next post
Up