Jewish. Top secret

Nov 05, 2010 11:42

 Я не очень люблю писать по чьему-то заказу или требованию, но иногда приходится. За два дня мне пришлось написать две работы, одну из которых для нашей газеты. По настоятельным просьбам я таки я таки написала заметку и услышала вчера такие слова редактора: "Гениально. Что ты голову морочила тем, что не знаешь как написать?". Ну, тема была не из легких. Еврейский Львов (так короче звучит). 
   Вот решила опубликовать у себя в ЖЖ.

"Отдыхая на уютной летней террасе с ароматной чашечкой кофе в еврейском ресторанчике в самом центре города, понимаешь, что когда действительно сладко, сахар ни к чему!
«Львов - город, обладающий особым жизненным укладом, особой атмосферой и особыми достопримечательностями. В центре города, по-моему, каждый квадратный метр является каким-то достоянием и памятником ЮНЕСКО и создается впечатление, что Львов - одна сплошная достопримечательность. Сегодня Львов является хранителем национальных идей и культуры. Не смотря на то, что город небольшой, очень компактный. Можно с легкостью пройтись от вокзала до центра города за 25 минут и начинать свое путешествие. Побывав там неделю, мне так и не удалось там все посмотреть. Центральную часть Львова принято считать с Оперного Театра, Площади Рынок и заканчивая Высоким Замков. Львовский оперный театр им. С. Крушельницкой считается одним из красивейших театров Европы наравне с одесской и венской операми. Пройдясь по уютной аллее и свернув на улицу выше, попадем на площадь Рынок. Вот уж, где можно отвести душу туристам, так это там. В центре площади Рынок расположена Ратуша, с высоты которой открывается прекрасная панорама города. Здание Ратуши окружено с четырех сторон скульптурами мифических богов: Нептуна, Адониса, Дианы и Амфитриты. Неподалеку от ратуши расположено единственное в городе сооружение черного цвета или дворец Корняка, внутри которого раскинулся прекрасный Итальянский дворик, являющийся частью каменицы 1580 года, которую построил на месте прежних двух зданий итальянский архитектор Петр Барбон с участием П.Римлянина.
По соседству с этим зданием есть аптека «Под черным орлом» (во Львове практически все аптеки раньше были с различными названиями). Так она была названа потому, что в ней продавали яд, который был, как известно, в дефиците и под запретом.
Подковав себя накануне путешествия знаниями о лучших львовских ресторациях, отправляюсь первым делом в тематический Галицкий еврейский ресторан «Под Золотой Розой» (на укр. языке звучит как «Галицька Жидівська Кнайпа «Під Золотою Розою»» ).
Кнайпа открылась во Львове не случайно - до Второй мировой войны в городе проживало немало евреев. Да и улица, на которой находится этот еврейский ресторанчик, называется Староеврейская. Название «Под Золотой Розой» указывает на то, что рядом с кнайпой находится здание бывшей львовской синагоги «Золотая Роза», которое сейчас разрушено.
«Золотая Роза» - синагога во Львове (Украина), уничтоженная гитлеровцами в июле 1941 года. Синагога была памятником архитектуры ренессанса, святыней львовской городской общины. Название «Золотая Роза» скорее можно связать с фольклором, а настоящее - «Турей Захав» (название основного произведения Давида Галеви). Давид Галеви был автором ритуального кодекса, и, поскольку он часто здесь молился, то и синагогу назвали в честь его произведения. Со временем значение названия забылось, и её стали произносить как «Турей Рейзл» («Золотая роза»).

Когда-то так казалось,
что всюду будут вечно
еврейские кварталы,
еврейские местечки.

«В конце 16-го века иезуиты решили соорудить во Львове монастырь и отнять у евреев здание синагоги. В 1603 году король Сигизмунд III подарил монахам ордена иезуитов участок земли, на котором стояла синагога, и по решению суда здание было конфисковано. В результате долгого и изнурительного судебного процесса иезуитов с львовскими евреями синагогу вернули семье Нахмановичей в 1609 году. Легенда приписала эту победу Розе, красавице-жене Нахмана Нахмановича, брата старшины львовской общины Мордехая Нахмановича. Это была женщина необыкновенной красоты, одарённая высокими душевными качествами, которая пользовалась огромной популярностью в своей общине. Надгробный камень на ее могиле существовал еще в конце девятнадцатого века, и на нём была выбита надпись: "Она была настоящим светильником Божьим, королевой всех дочерей Сиона, которая по красоте и уму не имела равной себе. Короли и князья склоняли перед ней свои колени". К могиле "золотой Розы" приходили несчастные жены и матери, искали утешения в молитвах, писали записочки с просьбами и оставляли их под плитой. Впоследствии "Золотую Розу" называли мученицей за веру».
Итак, вернемся к современности. Заведение, расположенное рядом со зданием разрушенной синагоги, демократического формата с галицко-еврейской кухней оформлено в стиле довоенных годов. Посетители могут примерять пейсы, так аккуратно висящие на вешалке у входа, попробовать кошерной и не очень пищи. Вам предложат отведать «Форшмак от дяди Шлема», «Борщ сладкий - Хасидовы свадьбы» и «Рулетики языковые «Загадка Иды Черновицер», фаршированную рыбу, жареную рыбу, деруны "Тель-а-Львов", вареники с рыбой, форшмак, мацу, цимес. В меню нет цен и посетители должны торговаться с официантами. Конечно, персонал четко знает нижний предел цен на предлагаемые в меню блюда, и сколько ни торгуйся - все равно заплатишь столько, сколько должен. В чеке, который вам предоставят в конце визита, будет указана только итоговая сумма.
Вход в ресторанчик оформлен с использованием еврейской символики. В оформлении зала использованы традиционные артефакты еврейской культуры, старые довоенные фотографии, а также копии фресок-граффити Бруно Шульца, художника еврейского происхождения, жившего в окрестностях Львова до войны.
Войдя в ресторан, сразу встречаешь официанта, одетого в традиционную еврейскую одежду, который поприветствует вас знакомым выражением "Шалом!" и предложит выпить рюмку изюмной настойки.
Львов - город, пропитанный еврейским духом не только в старом еврейском квартале, а и повсюду.
25 июля во Львове состоялся уже второй международный фестиваль еврейской музыки - LvivKlezFest 2010! «LvivKlezFest - это попытка воспроизвести утраченную музыкальную культуру и возродить часть истории Львова, а именно, еврейского квартала, который был неотъемлемой составной частью галицкой мультикультурной столицы». Такие фестивали очень популярны и уже стали традиционными в различных европейских городах: Кракове, Лондоне, Париже, Вене, Берлине и других.
"Львовская еврейская община - одна из самых многочисленных на Украине. «Евреи поселились во Львове вскоре после основания города примерно около 1256 года и долгое время представляли собой многочисленную и влиятельную национальную общину, которая дала миру многих известных деятелей науки и культуры. Вплоть до XVIII века во Львове просуществовали две отдельные еврейские общины, городская (в еврейском квартале Львова) и предместная. Эти общины пользовались разными синагогами, только кладбище являлось общим. Во время перестройки, в 1988 г. во Львове была зарегистрирована еврейская община. В 1989 г. ей было возвращено одно здание синагоги. Тогда же было создано Культурное общество им Шолом-Алейхема. Современная еврейская община Львова значительно уменьшилась в результате эмиграции и, в меньшей мере, ассимиляции, и насчитывает около 2 000 человек.
С начала 1990-х гг. во Львове действует благотворительная организация "Хесед Исраэль", ложа Бней Брит "Леополис", выходит первая еврейская газета "Шофар". Функционируют также организации "Сохнут", "Гилель", молодёжные клубы при этих организациях, а также "А-Шомер-А-Цаир", "Маром", "Бейтар" и Центр Холокоста»."

путешествия, еврейская тематика

Previous post Next post
Up