Цивилизация майя переживает не лучше времена. Количество племён растёт, еды не хватает, на поселения то и дело обрушиваются беды и ненастья. Пророки предрекают всё новые и новые трудности. Кажется, будто боги отвернулись от некогда великой цивилизации. Сможете ли вы возродить былую мощь своего племени в условиях возросшей конкуренции, преодолеть невзгоды и вернуть процветание на свои земли?
В декабре 2018-го я написала подробный обзор настольной стратегии «
Цолькин: Календарь Майя» (Tzolk’in: The Mayan Calendar). С тех пор эта игра является одной из самых любимых в нашей компании настольщиков. Игра 2012 года, но до сих пор прочно держится в топ-50 лучших настолок мира. Первое и единственное дополнение «Племена и пророчества» (Tribes & Prophecies) вышло всего год спустя - в 2013-ом, а на русском языке появилось лишь в конце прошлого года благодаря издательству
GaGa Games. И сегодня я расскажу вам об этом замечательном дополнении к не менее замечательной игре.
Дополнение «
Племена и пророчества» (Tribes & Prophecies) включает в себя несколько модулей, которые можно добавлять в игру в любых сочетаниях, по отдельности и даже все вместе. По ощущениям, даже со всеми модулями сложность игры увеличивается незначительно, а вот разнообразие появляется просто невероятное. Помимо новых компонентов и механик, дополнение содержит всё необходимое для пятого игрока. Далее обо всём подробнее...
Модуль «Племена»
В базе у игроков был некоторый асимметричный старт (каждый получал разные начальные ресурсы), а в остальном все обладали одинаковыми возможностями. Модуль «Племена» делает ассиметричной всю партию, предлагая игрокам особые индивидуальные способности, действующие на протяжении всей игры. В начале партии каждый игрок получает два жетона племён и выбирает себе один из них. Выбор племени происходит вместе с выбором жетонов начального богатства, поэтому есть возможность сразу планировать тактику на несколько ходов вперёд.
Способностей в игре тринадцать - например, выполнить действие в другом городе; начать партию с пятью рабочими; получить скидку на размещение рабочих; при возврате рабочего выполнить действие на шаг дальше; дешевле продвигаться по технологиям; пропустить ход и получить за это маис.
Модуль «Пророчества»
Это своего рода кризисы, которые заранее известны игрокам (пророчества всё-таки) и к которым желательно подготовиться. Всего в дополнении 13 жетонов пророчеств, при этом в одной партии участвуют три случайных. Жетоны располагаются на поле пророчеств, где видно, когда каждое из них вступает в силу.
Одно пророчество действует на протяжении четверти партии, накладывает определённое ограничение на игроков и ставит перед ними условия, которые необходимо выполнить к концу кризиса. Таким образом, во время следующего дня еды те, кто преодолеют испытания богов, получат бонусные победные очки в зависимости от того, насколько хорошо они выполнили условия пророчества. Те же, кто вообще не справился с условиями пророчества, получат штраф.
Ограничения пророчеств бывают самые разные, но в основном это доплатить за какое-либо действие, получить меньшее количество ресурсов, потратить больше маиса на кормление рабочих и другие. При этом условия пророчеств склоняют игроков дело то, что подвергается ограничениям - например, выполнять больше действий с дополнительной платой, собрать больше ресурсов с ограничением на получение, накормить больше рабочих при повышенном расходе еды и т. д.
Модуль «Новые здания»
Дополнение содержит по 4 новых здания для каждой эпохи. Появилось новшество: все здания первой эпохи из дополнения можно реконструировать - сбрасывать и доплачивать лишь разницу в ресурсах с новым зданием. Есть здания, которые дают определённые ресурсы в дни еды. В остальном новые здания подчиняются правилам базовой игры.
Модуль «Пятый игрок»
В отличие от многих других игр, где для пятого игрока в дополнениях добавляются лишь недостающие компоненты, в «Цолькине» ввод пятого игрока потребовал нескольких новшеств, так как изначально игра всё-таки была рассчитана на состав до четырёх игроков.
Помимо деревянных фишек и нового планшета игрока, дополнительных кубиков ресурсов и жетонов урожая (сбор маиса и заготовка древесины), в игру вводятся жетоны и поле быстрых действий. С жетонами быстрых действий можно играть составом и менее 5 игроков, но в этом случае нужно использовать нейтральных рабочих (как в базовой игре в партиях с числом игроков меньше четырёх). Каждое быстрое действие доступно игрокам в течение 2 дней. Игроки выполняют быстрое действие в один ход со своим основным действием.
В начале партии поместите поле быстрых действий поверх ячейки первого игрока, а жетоны быстрых действий - на шестерёнку цолькина. С каждым вторым движением шестерёнки стрелка будет указывать на новый жетон, который нужно переложить на поле быстрых действий.
Под жетоном на поле быстрых действий есть 3 ячейки со стоимостью 1 маис. При размещении рабочих игрок может выставить одного из них на свободную ячейку быстрого действия. В конце этого же хода игрок снимает рабочего с ячейки быстрого действия (он снова доступен для выставления в последующих раундах) и выполняет указанное на жетоне действие. Среди быстрых действий есть получение маиса и ресурсов, продвижение по шкале технологий, обмен ресурсов на маис и скидка на строительство зданий.
Непосредственно сами правила дополнения вместе с иллюстрациями умещаются на трёх страницах, ещё две страницы буклета отведены под подробные описания зданий, племён, быстрых действий и пророчеств. Фактически ничего кардинально нового запоминать не нужно - если вы знакомы с иконографикой базовой игры, то символы на новых компонентах интуитивно подскажут вам, как эти компоненты работают.
Пожалуй, справедливости ради всё-таки стоит отметить, что базовая игра вполне самодостаточная. За несколько лет обладания базовой игрой у нас не возникло чувства, что игра надоела, стала однообразной или появилась какая-то определённая победная стратегия. Без дополнения «Цолькин» играется отлично. Видно, что игру не «потрошили» перед изданием, специально «откусив» от неё часть механик и компонентов, чтобы потом издать отдельно в виде дополнения. Единственное, что хотелось бы иметь с самого начала, так это уникальные способности для каждого игрока, но их отсутствие совершенно не критично.
При этом в любой игре, даже самой насыщенной и с большим количеством компонентов, всегда хочется большего, чего-то нового. Так же и в случае с «Цолькином» - дополнение делает и без того очень увлекательную игру ещё интереснее. В зависимости от добавленных модулей, приходится варьировать стратегию и тактику. В целом, дополнение добавляет глубины и кризисности игре. И отныне мы будем играть в «Цолькин» только с дополнением.
Как я уже говорила, в случае с «Цолькином» без дополнения можно обойтись, однако если игра вам очень нравится (как мне), то дополнение «
Племена и пророчества» (Tribes & Prophecies) - это стопроцентный мастхэв для вас. Особенно радует то, что теперь максимальный состав игроков увеличился, и можно привлечь к игре больше участников. Тем, кто увлекается настольными экономическими стратегиями, но ещё не играл в «Цолькин», я могу рекомендовать взять базовую игру вместе с дополнением, так как это яркий представитель своего жанра, проверенный временем и десятками тысяч игроков по всему миру. И напомню, что игра не для новичков, а для тех, кто уже хорошо знаком с настольными стратегиями.