В центральной части Франции, именуемой Сантр-Валь-де-Луар, расположилась живописная долина реки Луары, историческим центром которой является Орлеан. Но что мы знаем об этом городе? Возможно, из курса истории вы помните об осаде Орлеана, знаковом событии Столетней войны между французами и англичанами. Опытные французские генералы несколько месяцев не могли заставить англичан отойти от стен Орлеана, называли эту задачу невыполнимой. Но храброй юной особе всего за четыре дня удалось освободить от осады многострадальный средневековый город. Девушку звали Жанна д'Арк. Переломив ход кровопролитной войны, она в итоге разгромила армию английских захватчиков. Но все мы знаем печальную участь Орлеанской девы, когда из-за предательства она была схвачена в плен бургундцами и передана англичанам, которые сожгли девушку на костре. После смерти Жанна д'Арк стала национальным героем Франции, где её чтят и по сей день.
За что же сражалась Жанна д'Арк? Каким был Орлеан и его окрестности до английского вторжения? Настольная игра "
Орлеан" (Orléans) перенесёт вас в средневековую Францию, где вам предстоит собрать под своим началом группу верных подданных с различными полезными навыками и добиться с их помощью превосходства в торговле, строительстве и науке, максимально распространив своё влияние и став самым богатым феодалом в регионе.
Настольная игра "Орлеан" (Orléans) Райнера Штокхаузена основана на необычной механике построения мешка (bag building). Я уже рассказывала о ней в
обзоре игры "Альтиплано", более позднего творения этого же автора. Однако обе игры имеют свои отличительные особенности касательно как механики построения мешка, так и игрового процесса в целом. Так уж вышло, что сначала я стала обладательницей "Альтиплано" - настольной игры, унаследовавшей много у своего старшего родственника "Орлеана". И лишь недавно я обзавелась последним. Так что далее я постараюсь написать статью об "Орлеане", не вдаваясь в подробное сравнение двух игр, так как обычно сравнивают новое со старым, а не наоборот.
Итак, в "
Орлеане" в распоряжении игроков семь видов персонажей: монахи, фермеры, ремесленники, торговцы, моряки, рыцари и учёные. В качестве товаров, приносящих победные очки, в игре присутствуют зерно, сыр, вино, шерсть и парча. Ценность товаров указана в верхней части игрового поля и на специальных жетонах-памятках, так что каждый игрок в любой момент может посмотреть, сколько же очков принесёт ему в конце партии тот или иной товар. Для операций с деньгами игроки используют монеты номиналом 1, 5, 10 и 20 единиц.
Нужно понимать, что тратятся (возвращаются в общий запас) только деньги. Все получаемые жетоны персонажей до конца партии остаются в распоряжении игрока, если только игрок не лишится жетонов из-за чумы, пыток или благородных деяний. Используя жетоны персонажей, игроки получают новые жетоны, которые добавляются к уже имеющимся. Перемещая персонажей с рынка на ячейки мест города, можно представить, что там эти люди вербуют, нанимают или обучают для вас новых подданных. С точки зрения сюжета это выглядит вполне логичным.
Завербовав нового подданного, игрок возвращает в мешок использованные для этого жетоны персонажей, а также добавляет в мешок только что нанятого персонажа из общего запаса. С каждым раундом жетонов в распоряжении игрока становится всё больше и больше, и желанные персонажи начинают приходить (доставаться из мешка) всё реже.
Стоит отметить, что для каждого игрока существует максимально возможное количество персонажей того или иного типа, ограниченное количеством делений на шкалах соответствующих персонажей. Исключением являются только монахи - их можно нанимать, пока они есть в общем запасе. Количество персонажей в общем запасе строго ограничено, поэтому даже при всём желании каждый игрок не сможет набрать по максимуму персонажей каждого типа.
Может наступить момент, когда какие-то персонажи вам станут нужны меньше других, но вы будете часто доставать их из мешка. В этом случае имеет смысл "почистить" мешок от "ненужных" подданных, отправив их на совершение благородных деяний. Эти персонажи уже не возвратятся к вам, а вы получите за это какой-то бонус. Конечно, будут возникать ситуации, когда вам важен как бонус с планшета благородных деяний, так и персонаж, который "расходуется" на его получение. В этом случае придётся решать - либо получить бонус, либо оставить у себя персонажа.
Перед началом партии на стол выкладывается большое игровое поле со шкалами персонажей и картой окрестностей Орлеана. В случайном порядке на карте местности раскладываются жетоны товаров. Затем на соответствующие ячейки поля выкладываются стопки жетонов персонажей, товаров, технологий и горожан, тайлов песочных часов, а также маркеры и фишки игроков. Рядом с игровым полем кладутся две стопки дополнительных тайлов мест и поле благородных деяний.
Каждый игрок получает мешочек, 5 монет, 7 маркеров, планшет игрока, фишку купца, 10 факторий и четырёх стартовых персонажей своего цвета (фермер, моряк, ремесленник и торговец), которых он сразу же помещает на ячейки рынка в нижней части своего планшета. Первый игрок берёт жетон с изображением щита. Теперь можно начинать играть.
В процессе партии игроки отправляют своих подданных в различные места города, где те вербуют новых персонажей, дающих определённые бонусы. Помимо этого игроки совершают благородные поступки и путешествуют по городам, расположенным в долине реки Луары, собирая по пути новые товары и строя фактории.
Каждый раунд игроки достают из мешка жетоны персонажей и размещают их на рынке, после чего планируют свои будущие действия, распределяя жетоны с рынка по ячейкам мест. Затем в порядке очереди и по желанию игроки выполняют запланированные действия, чтобы получить новых персонажей и дополнительные бонусы. Полученные новые персонажи и персонажи, использованные для их получения, всегда сразу отправляются в мешок и тщательно там перемешиваются.
Планшет игрока, помимо рынка, условно разделён на три секции действий: зелёная (вербовка новых подданных), жёлтая (действия, связанные с картой местности) и коричневая (получение различных бонусов). Распределяя комбинации жетонов персонажей по разным местам планшета, игрок выполняет разнообразные действия. Получив новый жетон персонажа, вы продвигаете свой маркер на одно деление вперёд по соответствующей шкале игрового поля и получаете указанный бонус.
Так, в деревне можно пополнить ряды своих подданных моряком, ремесленником или торговцем. Взяв торговца, вы можете выбрать дополнительный тайл места из стопки I или II, который в дальнейшем позволит вам планировать и выполнять какое-то новое действие, которого нет на планшете игрока. Ремесленники дают жетоны технологий, которыми можно закрывать ячейки мест (они лежат там до конца партии и позволяют использовать меньше жетонов персонажей для совершения действий) с парой оговорок: ими нельзя накрывать ячейки монахов, и своим первым жетоном технологий игрок обязан накрыть ячейку фермера. А вместе с моряком вам достанется горстка монет. Также тот, кто первым доберётся до последнего деления шкалы моряков, заберёт себе жетон горожанина.
На ферме можно нанять фермера и получить какой-то товар, который в конце игры принесёт победные очки. В замке вы получите жетон рыцаря, а вместе с ним и продвижение по соответствующей шкале. Положение на шкале рыцарей определяет, какое количество жетонов игрок может выкладывать из мешка на рынок в начале раунда. Тот, кто первым перейдёт на предпоследнее деление шкалы рыцарей, получит жетон горожанина.
Университет позволяет получить в своё распоряжение жетон учёного, а вместе с ним и очки развития, благодаря которым игрок перемещается по шкале развития, получая не только монеты и жетоны горожан, но и возможность преумножить победные очки, начисляемые в конце партии за фактории и жетоны горожан (цифра на делении со звездой в этом случае является множителем).
В монастыре можно получить монаха. У монахов нет шкалы с бонусами, но зато они сами по себе являются "джокерами", которые могут заменять любых персонажей на ячейках мест вашего планшета и ваших дополнительных тайлов мест.
Жёлтая секция планшета игрока отвечает за действия на карте окрестностей Орлеана. Игрок двигает свою фишку купца по рекам и дорогам, собирает по пути товары и строит в городах фактории, которые принесут ему победные очки. Игрок, к концу партии построивший больше всех факторий, получит жетон горожанина с верхнего левого угла карты.
Использовав жетоны фермера, моряка и рыцаря, игрок может переместить свою фишку купца по реке в соседний от своего местоположения город. А жетоны фермера, торговца и рыцаря позволяют сделать то же самое по дороге. По пути игрок может взять себе один любой жетон товара, если таковой имеется на пройденном отрезке.
Фермер, ремесленник и рыцарь позволяют игроку построить факторию в городе, где остановилась его фишка купца. Однако в этом городе не должно быть факторий других игроков. Только Орлеан является исключением - там у каждого игрока может быть по одной фактории.
В центральной части планшета игрока в скриптории можно получить одно очко развития, использовав рыцаря и учёного. А в ратушу можно поместить один или два жетона любых персонажей, чтобы отправить его/их на свершение благородных дел.
Жетоны персонажей с ячеек ратуши не возвращаются в мешок игрока, а выкладываются на поле благородных деяний в любые пустые ячейки строго соответствующего типа (монахи здесь не заменяют других подданных). За каждого такого размещённого персонажа игрок получает указанную награду (монеты или очки развития). Если игрок закрыл последнюю пустую ячейку, завершив тем самым деяние, он помимо стандартного бонуса забирает с него и жетон горожанина. Жетоны персонажей остаются на поле благородных деяний до конца игры. Не забывайте, что перемещение жетонов сюда позволит при надобности избавиться от "невостребованных" персонажей, которые мешают выходу нужных жетонов из мешка.
Дополнительные тайлы мест (можно получить, нанимая торговцев) предлагают новые действия, которых нет на планшетах игроков. Одни позволяют получать жетоны товаров, другие дают деньги, третьи - очки развития. Есть и тайлы с уникальными свойствами: проигнорировать негативное событие, получить жетон технологий, достать из мешка дополнительный жетон персонажа, заменить одних персонажей другими, получить скидку на перемещение по дорогам, расширить рынок.
В конце партии игроки получают очки за монеты, товары, фактории и жетоны горожан. Игрок, набравший наибольшее количество очков, становится победителем.
Игра длится восемнадцать раундов. Не пугайтесь, на самом деле раунды здесь довольно быстрые, потому что практически во всех фазах игроки действуют одновременно. Лишь в пятой фазе игроки выполняют свои запланированные действия по очереди, но эта фаза проходит быстро, ведь игроки уже распланировали её заранее. Именно поэтому "Орлеан" славится отсутствием даунтайма (длительного периода ожидая своего хода, пока ходят другие игроки).
Каждый раунд состоит из семи фаз.
Фаза 1. Песочные часы. В этой фазе открывается верхний тайл песочных часов. Эти тайлы представляют собой события, которые происходят в конце каждого раунда. События бывают шести типов: Доход (получение монет в соответствии с уровнем развития), Базарный день (получение монет за построенные фактории), Засуха (потеря еды или монет), Налоги (отдать монеты в зависимости от количества имеющихся товаров), Чума (потеря случайного персонажа из мешка, кроме стартового) и Паломничество (нельзя получать новые жетоны монахов из запаса, действует на протяжении всего раунда).
Фаза 2. Перепись. Игроки сравнивают своё положение на шкале фермеров. Кто находится впереди всех, получает монету. Кто больше всех отстал - теряет монету. Если два и более игроков занимают крайнюю позицию, они не теряют и не получают монеты.
Фаза 3. Подданные. Игроки достают из мешочка и помещают на рынок жетоны подданных в количестве, которое соответствует значению занимаемой ячейки на шкале рыцарей. Если к началу этой фазы у игрока на рынке уже есть жетоны (остались с предыдущего раунда или игрок переместил туда какие-то жетоны с невостребованных мест), то из мешка вытаскивается лишь недостающее количество жетонов (общая сумма жетонов на рынке не должна превышать лимит, указанный на шкале рыцарей). В начале партии каждому игроку доступно четыре стартовых жетона подданных (фермер, моряк, ремесленник и купец).
Фаза 4. Планирование. Самая интересная часть раунда. Игроки одновременно планируют свои будущие действия, перемещая жетоны подданных со своего рынка на ячейки мест (личного планшета и дополнительных тайлов). Необязательно выкладывать все необходимые жетоны сразу, можно выложить часть жетонов сейчас, а недостающие - в последующих раундах.
Фаза 5. Действия. В этой фазе можно активировать те места, где выложено необходимое количество жетонов. Делается это по желанию, игрок может решить активировать место в одном из последующих раундов. Для выполнения действия игрок сбрасывает использованные для этого жетоны персонажей в мешок. Если действие предполагает получение нового жетона персонажа, он тоже отправляется в мешок. Игроки по очереди выполняют по одному действию, пока все не спасуют.
Фаза 6. Событие. В этой фазе игроки применяют эффект открытого в начале раунда события. Как видите, у каждого участника всегда есть целый раунд, чтобы подготовиться к событию. Затем текущее событие уходит в сброс.
Фаза 7. Первый игрок. Текущий первый игрок передаёт жетон первого игрока (синий щит) соседу слева.
Если вкратце, то сначала открыли событие, получили или заплатили монеты по переписи, вытянули жетоны из мешка, распределили их по ячейкам мест, выполнили действия, получив бонусы, применили эффект события и передали жетон первого игрока. И так восемнадцать раз. На самом деле всё довольно быстро, просто и интуитивно.
Средневековье - жестокое время. Если игроку необходимо заплатить монеты, но он не может сделать это в полной мере, его подвергают пыткам... Не пугайтесь, не в буквальном смысле, конечно. Заплатив столько, сколько возможно, игрок за каждую недостающую монету должен отдать (окончательно убрать из игры) одно из следующего: факторию (построенную или из запаса), подданного (вытянутого вслепую из мешка), очко развития, жетон товара, тайл места или жетон технологии. Как правило, наименее болезненно расстаться с очками развития (часто легко наверстать), факторией из запаса (когда ясно, что все уже точно не построить) или жетоном дешёвого товара (например, зерно, стоимость которого равна одной монете).
Игра заканчивается по истечении 18 раундов. Игроки подсчитывают очки: каждая монета приносит 1 очко; каждый жетон парчи даёт 5 очков, шерсти - 4 очка, вина - 3 очка, сыра - 2 очка, зерна - 1 очко; общее количество построенных факторий и полученных жетонов горожан умножается на текущий уровень развития (звезда с цифрой, на которой стоит или которую последней прошёл ваш маркер на шкале развития). Игроки сравнивают итоговые значения, и набравший наибольшее количество очков объявляется победителем.
Настольная игра "
Орлеан" (Orléans) Райнера Штокхаузена впервые увидела свет в 2014 году на английском и немецком языках. С тех пор она была издана ещё на десяти языках, завоевала огромное количество престижных наград, заняла прочное место в топе настольного рейтинга BGG (на текущий момент 24-е место в общем списке и 19-е - среди стратегий), обзавелась набором расширения для пятого игрока и двумя полноценными дополнениями - "
Вторжение" (Invasion) и "
Торговля и интриги" (Trade & Intrigue), изданные в 2015 и 2016 годах соответственно. Оба дополнения, как и базовая игра "Орлеан", локализованы издательством
GaGa Games и доступны на русском языке в магазинах по всему СНГ. В одной из своих последующих настольных публикаций я обязательно расскажу вам об этих двух дополнениях подробно.
Чувствую, что полностью уйти от сравнения двух родственных по механике игр одного автора у меня не получится. Так, я хотела бы отметить, что в "Альтиплано" механика построения мешка (bag building) технически в точности повторяет механику колодостроения (deck building), так как имеет мешок (аналог личной колоды) и ящик (аналог личного сброса). Когда мешок пустеет, в него добавляются жетоны из ящика. В "Орлеане" же сброса нет. Когда игрок разыгрывает (условно "тратит") жетоны персонажей, чтобы получить новые жетоны, они тут же возвращаются обратно в личный мешок вместе с вновь приобретёнными жетонами, не попадая в какой-либо промежуточный сброс. И если в "Альтиплано" вы раз за разом гарантированно прокручиваете все жетоны из мешка, то в "Орлеане" шанс прокрутить все жетоны (особенно когда их станет много в мешке) зависит от случая и удачливости, так как в мешок постоянно возвращаются использованные жетоны, и есть вероятность, что какие-то из персонажей будут попадаться заметно чаще других, а какие-то могут не прийти вовсе. Вся надежда на тщательное перемешивание жетонов в мешке и соблюдение определённого соотношения типов жетонов.
В отличие от "Орлеана", в "Альтиплано" нет событий (тайлы песочных часов), зато там есть карточки заказов, лодок и домов, которые позволяют получать дополнительные ресурсы и победные очки. Кроме того, в "Альтиплано" есть жетоны ролей (уникальных способностей), которые игроки получают в начале партии. Однако в "Орлеане" и "Альтиплано" много игровых элементов со схожим предназначением: мешочки для жетонов, планшеты действий с ячейками мест, жетоны персонажей / жетоны ресурсов, дополнительные тайлы мест / жетоны построек, планшет благородных деяний / персональные склады.
В "Орлеане" есть карта местности, на которой можно строить фактории и собирать товары. Игрок не ограничен в выполнении действий на своём планшете, все жетоны в общем запасе всегда доступны игроку. В "Альтиплано" подобной карты местности нет вообще, зато жетоны расположены в разных локациях (раскладываются случайным образом в начале партии), и чтобы выполнить запланированное на своём планшете действие, игрок сначала должен прийти в нужную локацию.
На мой взгляд, "Орлеан" играется легче и быстрее своего последователя "Альтиплано", начальная подготовка к партии также занимает меньше времени. Всегда хочется выполнить действий больше, чем позволяет количество жетонов на текущем ходу, да и удача не всегда сопутствует при вытягивании персонажей, особенно если мешок переполнен, а желанных жетонов в нём маловато. Тем не менее, эта игра менее кризисная и комплексная, но более конфликтная и испытывающая игрока. Несмотря на сходства в механике и игровых элементах, "Орлеан" и "Альтиплано" вполне могут соседствовать в настольной коллекции одного человека. Ощущаются обе игры по-разному, и под каждую требуется своё определённое настроение. Если же перед вами стоит задача выбрать что-то одно, и вам хочется большего взаимодействия между игроками (которое выливается и в бо́льшую конфликтность) при меньшей длительности партии, то определённо стоит обратить своё внимание на "Орлеан".
Настольная игра "
Орлеан" (Orléans) вот уже шесть лет заслуженно занимает своё почётное место среди лучших настольных творений. Большое количество престижных наград и премий тоже о многом говорит. Чётко выверенный геймплей, множество путей к победе, отсутствие даунтайма, желание раз за разом ещё лучше отладить конвейер, приносящий монеты и товары, - всё это положительно сказывается на реиграбельности. Если вас не отпугивают чума и пытки, можете смело отправляться в средневековую Францию вместе с "Орлеаном", чтобы стать самым богатым и влиятельным человеком в долине Луары.