СУМЕРЕЧНАЯ БОРЬБА: Судьба всего мира поставлена на карту

Oct 30, 2020 11:02


Из этой схватки, где арена - целый мир, победителем выйдет только один. В серьёзную политическую игру вступают два самых сильных и влиятельных соперника. Они определят дальнейшую судьбу всей планеты! Представляю вашему вниманию тяжеловесную стратегическую игру для двоих на тему холодной войны. Историческая военная дуэль - такого в моей коллекции ещё не было!




Если вам хочется разложить на столе глубокую и интересную стратегию с плотным и серьёзным взаимодействием, моделирующую реальный исторический конфликт, а под боком есть верный напарник для дуэлей, то "Сумеречная борьба" (Twilight Struggle) несомненно для вас! Вы будете определять будущее и вершить настоящее, взяв на себя роль одной из сверхдержав второй половины прошлого века: Соединённых Штатов или Советского Союза.



Холодная война - термин, знакомый каждому выходцу из бывшего Советского Союза. Из курса истории многие помнят политическое противостояние двух влиятельнейших государств, США и СССР, которое нашло своё отражение в "Сумеречной борьбе". Здесь достаточно точно соблюдён историзм событий, что позволяет окунуться в атмосферу того непростого времени и взять на себя роль одной из двух самых властных держав в истории планеты. Плетя геополитические интриги, вы будете захватывать контроль над правительствами стран, уменьшать влияние противника и, действуя агрессивно, устраивать военные перевороты, чтобы установить лояльные вам режимы в интересующих странах. Перетянув канат влияния на свою сторону, вы одержите победу.



Авторами игры являются Ананда Гупта и Джейсон Мэтьюз. Впервые "Сумеречная борьба" увидела свет в 2005 году, долгое время держалась на вершине рейтинга настольных игр BoardGameGeek, издана на 13 языках (на некоторых вышло по 5-6 тиражей) и собрала множество престижных наград настольного мира. Спустя 15 лет она всё ещё держится в десятке лучших настолок мира: с рейтингом 8.3 она занимает 1 место среди военных игр, 10 место среди стратегий и 9 место в общем зачёте. Как вам такие регалии? На русском языке "Сумеречная борьба" появилась благодаря издательству GaGa Games, которое печатает уже не первый тираж этой выдающейся игры.



"Сумеречная борьба" - одна из самых известных настольных игр в жанре "варгейм" (военные игры). Однако не стоит пугаться терминологии. Да, игра не из простых, но правила усваиваются довольно легко благодаря их лаконичности и пошаговому примеру целой партии в буклете. "Сумеречная борьба" имеет весьма элегантный геймплей и предлагает игрокам чёткое видение доступных стратегий. Именно благодаря этому игра не стала привилегией узкой аудитории гиков, а, наоборот, приобрела широкую известность и популярность среди поклонников самых разных настольных жанров.



Как же приступить к этой исторической дуэли? Я с радостью помогу вам разобраться в правилах. В игре есть два основных условия победы: игрок, который первым наберёт 20 очков в ходе партии либо по итогу десяти раундов останется с наибольшим количеством очков, станет победителем. Сердцем игры является механика перетягивания каната, именно на ней строится весь процесс. Ваша задача - делать всё возможное, чтобы перетянуть превосходство на свою сторону. Если кто-то сумел набрать те самые победные 20 очков, игра тут же завершается. Если же этого не произошло, то после десятого раунда игроки подсчитывают своё суммарное влияние в каждом из регионов - у кого очков больше, тот и победил. Очки в данном случае отражают влияние вашей державы, которое вы сумели распространить по странам и регионам мира, захватив власть и полностью установив контроль над мировой политикой.



Кроме того, победить в игре также можно, если полностью контролировать Европу во время розыгрыша карты подсчёта очков в Европе (подробнее об этом чуть позже). Ведь захватив этот регион, по сути, вы получите власть и над остальным миром. Европа, бесспорно, была центром всех политических интересов в то время.



Есть и ещё одно условие окончания игры: ядерная война. Если уровень DEFCON дойдёт до единицы, начнётся ядерная война, а активный игрок будет объявлен проигравшим, так как ввергнул планету в апокалипсис. Но давайте обо всём по порядку.



Партия состоит из 10 раундов, которые отражают различные периоды холодной войны:
● 1-3 раунды - Начало войны (1945-1956 гг)
● 4-7 раунды - Середина войны (1957-1974 гг)
● 8-10 раунды - Конец войны (1975-1989 гг)



Каждый раунд состоит из шести, а затем (начиная с 4-го раунда) из семи ходов каждого игрока. Первый ход всегда совершает игрок за СССР. Чтобы ничего не упустить из виду, вы будете отмечать свои ходы специальным двусторонним жетоном на шкале ходов. С одной стороны он красный (СССР), с другой - синий (США).



Перед началом партии вы раскладываете на поле жетоны стартового влияния для каждой из противоборствующих сторон. Затем игроки получают по 8 карт. Все карты в колоде относятся к одному из трёх периодов: начало, середина и конец холодной войны. По мере наступления соответствующих раундов вы по порядку вводите в игру каждую часть колоды. Примечательно, что все события на картах относятся именно к тому периоду, в который они произошли в реальной истории.



Процесс подготовки к партии очень прост и подробно описан в книге правил, поэтому не буду на нём заострять внимание. Скажу лишь, что на старте каждая держава имеет влияние в определённых регионах, что соответствует историческому положению дел в то время. СССР довлеет над Восточной Европой, Северной Кореей, Ираком и Сирией. США главенствует в Британии, Канаде, Австралии, Израиле, Японии и Центральной Америке. Единственным геополитическим несоответствием является то, что Канада отнесена к группе стран Европы, а Австралия - к Азии. Разработчики утверждают, что это сделано осознанно ради баланса в игре.



Завершив начальную раскладку, можно смело приступать к партии. Структура раунда следующая:
1) уровень DEFCON повышается на одно значение;
2) игроки добирают карты до восьми (1-3 раунды) или до девяти (4-10 раунды);
3) каждый игрок выбирает и разыгрывает начальное событие (одна из карт);
4) игроки по очереди совершают основные ходы, разыгрывая по одной карте за ход;
5) обновляется "Китайская карта";
6) жетон раундов продвигается на одно деление вперёд.



Прежде всего обратите внимание, что в игре присутствует так называемая "Китайская карта", которая не замешивается в колоду и не уходит в сброс, в начале партии сразу выдаётся играющему за СССР и на протяжении партии может переходить от одного игрока к другому. Это отражает тот факт, что во время холодной войны Китай имел очень важное стратегическое значение, поэтому США и СССР в равной степени пытались переманить его на свою сторону. Китайская карта может быть разыграна лишь один раз в раунд, затем она передаётся оппоненту в закрытую, а в начале следующего раунда обновляется (переворачивается лицевой стороной вверх) и может быть разыграна вновь.



Добрав карты, каждый игрок выбирает из них одну, которая разыгрывается как начальное событие, предваряющее раунд, дающее стартовый толчок действиям каждого игрока. Тот, у кого на карте в левом верхнем углу указана большая цифра, играет своё событие первым. Затем игроки один за другим совершают свои ходы, начиная с СССР.



Чтобы сделать ход, вам необходимо разыграть одну карту - всё просто! А вот какими способами это можно сделать, далее рассмотрим подробнее. Каждая карта (кроме карт подсчёта очков) имеет одинаковую структуру: вверху написано, к какому периоду войны она относится, в левом верхнем углу указаны очки операций, а под изображением вы найдёте её название и свойство, которое представляет собой какое-либо историческое событие. Карту можно использовать двумя способами: либо разыграть её событие, либо потратить её очки на установление влияния или проведение военных операций.



В первом случае вам нужно просто зачитать вслух текст карты и следовать его указаниям. Если при этом после названия карты стоит звёздочка *, то после розыгрыша эта карта выходит из игры до конца партии. Об этом также есть напоминание красным цветом под текстом события. Если название карты подчёркнуто красной линией, то это продолжительное событие, которое длится либо до конца партии, либо до его отмены другим событием. Для обозначения таких событий на карте мира в игре есть специальные жетоны. Игрок может положить такую карту рядом с игровым полем, чтобы не забыть о её свойстве.



Во втором случае вы используете лишь цифру очков операций в левом верхнем углу. Как именно можно потратить эти очки, я расскажу далее. Обратите внимание, что при этом если карта имеет событие вашей стороны, оно не разыгрывается, карта просто уходит в сброс. Если же на ней событие противника, оно полностью разыгрывается. Вот ведь в чём хитрость! Вы и ваш оппонент не получаете на руку карты только своей стороны, игрокам постоянно приходится искать способы воспрепятствовать розыгрышу событий соперника.



Помимо карт, относящихся к одной из сторон конфликта, в игре есть и нейтральные карты, которые одинаково полезны для обеих сверхдержав. Если вы тратите только очки операций такой карты, её событие не разыгрывается. Ну, и логично, что событие с карты, относящейся к стороне противника, нельзя разыграть для себя, вы лишь можете потратить с неё очки операций.



Наконец, мы добрались до самого интересного: как же потратить очки операций? Во-первых, вы можете сбросить карту (одну в раунд) с достаточным количеством очков, чтобы продвинуться по шкале космической гонки. Помните, как Союз запускал первый спутник, Гагарин покорял космос, а американцы высаживались на Луне? В "Сумеречной борьбе" и это отражено: каждый этап космической гонки принесёт вам дополнительные очки или пассивные бонусные свойства. Они будут действовать, пока ваш соперник не догонит вас на этой шкале. Однако просто сбросить карту недостаточно, необходимо ещё и бросить кубик: если выпало нужное число (указано под шкалой для каждого её деления) - вы сумели достигнуть прогресса в освоении космоса. Ну, мало ли, вдруг Белка и Стрелка не долетели до орбиты? В процессе игры не стоит забывать про шкалу космической гонки, так как она может принести вам желанное превосходство в решающий момент.



Во-вторых, вы можете потратить очки операций для распространения своего влияния в разных странах. Сбросив карту, положите свои жетоны с цифрами на сумму, равную потраченным очкам операций, в одну или несколько стран, в которых у вас уже есть влияние или которые находятся по соседству с теми, где есть ваше влияние. В последнем случае условие соседства стран для такого действия обязательно!



Остановимся на понятиях влияния и контроля подробнее. Вся карта мира разделена на регионы: Европа (поделена на Западную и Восточную Европу), Азия, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Центральная Америка, Южная Америка и Африка. Каждый регион состоит из определённого количества стран, среди которых есть "ключевые". В Европе, например, это Франция, Италия, Польша, Восточная и Западная Германия. Если вы контролируете все ключевые страны региона и больше неключевых стран, чем соперник, то считается, что вы контролируете весь регион. Помните, я говорила, что для победы достаточно установить полный контроль над Европой во время подсчёта очков в регионе? Карту подсчёта очков вы сразу узнаете по её названию и структуре. Если такая карта пришла вам в руку, её нужно обязательно разыграть в текущем раунде, поэтому придётся быстро соображать, чтобы набрать необходимое влияние в определённом регионе. Но уверены ли вы, что сопернику не пришла в руку карта подсчёта очков там, где вы совсем забыли распространить своё влияние?



Как же получить контроль над страной? Изначально жетоны выкладываются в страны белой стороной вверх, пока их значение не сравняется или не превысит значение стабильности страны. Например, игрок за СССР накопил в Ираке 3 очка влияния, стабильность Ирака - 3 (указана справа от названия страны). Так как значение влияния СССР совпадает или превышает стабильность страны, и тут нет влияния США, получается, что СССР контролирует Ирак и переворачивает свой жетон цветной стороной вверх. Если в дальнейшем США разместят хотя бы 1 очко влияния в Ираке, то СССР потеряет контроль и перевернёт свой жетон белой стороной вверх. Теперь Советскому Союзу для контроля Ирака уже потребуется иметь значение влияния, равное или превышающее сумму стабильности страны и чужого влияния. Влияние можно увеличивать в странах, уже имеющих ваше влияние, а также в соседних с ними и с вашей сверхдержавой. Если страна не находится под контролем противника, то цена размещения влияния в ней - одно очко операций за каждое очко влияния. Если страна под контролем противника, то вы уже должны потратить два очка операций за каждое очко влияния.



В-третьих, вы можете потратить очки операций на попытку снижения влияния оппонента. В выбранной стране необязательно иметь свой жетон влияния, но там обязательно должен быть жетон противника. Каждая такая попытка снижения влияния стоит 1 очко операций, за ход вы можете предпринять несколько попыток против одной или разных стран. При этом оба игрока бросают свои кубики и добавляют к выпавшим значениям модификаторы: +1 за каждую соседнюю страну под своим контролем; +1 игроку, у кого больше влияния в выбранной стране; +1 игроку, чья сверхдержава соседствует с выбранной страной. Игрок с наибольшим результатом убирает влияние соперника, равное разнице полученных значений. Это означает, что не всегда следует рисковать собственным влиянием в стране, не имея при этом значительных модификаторов. Однако это действие позволяет замедлить темпы распространения власти противоборствующей стороны в мире.



В-четвёртых, с помощью очков операций вы можете совершить попытку военного переворота в стране, находящейся под влиянием противника: не только свергнуть неугодный режим, но и при удачном стечении обстоятельств установить режим, лояльный вашей стороне. Для этого иметь своё влияние в выбранной стране или в соседних с ней государствах вовсе необязательно. Игрок, решивший совершить переворот, бросает кубик и добавляет к нему значение очков операций на разыгранной карте. Если результат превышает удвоенное значение стабильности выбранной страны, то попытка считается успешной - победитель убирает влияние противника, равное разнице между этими значениями. А если в стране меньше влияния противника, чем необходимо убрать, победитель на разницу добавляет туда своё влияние. Далее вы получаете очки военных операций (отмечаются на соответствующей шкале), равные количеству очков на разыгранной вами карте. В конце раунда каждый игрок получит штраф за недобор очков военных операций (если таковой будет иметь место), количество которых должно быть равно значению текущего уровня DEFCON. Таким образом игра подталкивает вас действовать более агрессивно и активнее перетягивать канат влияния, не позволяя отсиживаться в сторонке. Ведь эта стратегия всё-таки про ожесточённую борьбу, а не про выращивание тыкв в огороде!



Однако у такой агрессии есть и свои последствия. Попытка переворота в ключевой стране понижает уровень DEFCON. Шкала нарастающей напряжённости между сверхдержавами, приближающей ядерную войну, имеет 5 делений, где единица - это ядерная война. Значение DEFCON в начале партии равно 5 и понижается на единицу за каждый переворот в ключевой стране. Иногда его понижение могут вызвать события некоторых карт. При каждом понижении в силу вступают ограничения: на значении 4 становятся невозможны военные перевороты в Европе, на 3 - и в Азии, на 2 - и на Ближнем Востоке. Чем выше напряжение на планете, тем опаснее вести открытые войны, а в перечисленных регионах и попросту невозможно из-за повышенного внимания со стороны мирового сообщества.



Пожалуй, это все основные правила игры "Сумеречная борьба". Довольно лаконично, не так ли? Мелкие нюансы по игровому процессу всегда можно найти на удобной памятке игрока. Там перечислены основные действия и их порядок, а также дан список всех 110 карт в колоде. Так что на самом деле запоминать правила совсем несложно.



Хочу отметить, что события на каждой карте уникальны и являются исторической отсылкой к реальному прошлому. Читая свойство карты, вы одновременно погружаетесь в атмосферу того времени. Многие из карт настолько сильные, что после розыгрыша не отправляются в сброс, а полностью уходят из игры. Какие-то карты имеют единоразовый эффект, а какие-то оказывают длительное (постоянное) воздействие. Для отслеживания всех продолжительных событий в коробке вы найдёте специальные жетоны с названиями, которые выкладываются в определённые страны при розыгрыше карт с соответствующими событиями.



Авторы проделали колоссальную работу, стараясь придать игре убедительный исторический облик. И это заметно не только по картам. Игровое поле, выполненное в виде карты мира, оформлено достаточно аскетично (эффект старой бледной бумаги с пятнами и потёртостями), но в то же время выглядит весьма аутентично, отражая дух той эпохи. Каждый раз играя в эту дуэль, я с головой погружаюсь в тему холодной войны, а после партий с интересом читаю историческую справку по тем или иным событиям. И даже к Гуглу за помощью обращаться не нужно: в книге правил есть подробное описание каждого события в игре. И хотя я не особо разбираюсь в исторических темах, этот опыт был для меня очень интересным и познавательным!



При всей простоте игрового процесса в нём кроется масса возможностей для тактических манёвров и различных стратегий. Со временем, достаточно хорошо изучив колоду карт, вы сможете более точно планировать свои стратегии, рассчитывая на получение тех или иных комбинаций карт. В "Сумеречную борьбу" можно играть с друзьями по обычным правилам, чтобы провести приятный интеллектуальный вечер. Но если вам хочется не на шутку схлестнуться умами, в игре предусмотрены турнирные правила для продвинутых игроков, которые уже полностью освоили всю глубину стратегий, сыграв не один десяток партий. В мире даже проводятся специальные турниры по "Сумеречной борьбе" - не менее масштабные, чем турниры по шахматам!



"Сумеречная борьба" (Twilight Struggle) - превосходная игра, которая ненавязчиво познакомит вас и ваших друзей с жанром варгеймов, бросит вызов вашим тактическим и стратегическим умениям. Она сведёт вас в эпической дуэли, которая раз за разом будет оставлять в памяти игроков неизгладимые впечатления. Эти партии запомнятся надолго и принесут весьма интересный опыт. Попробовав и освоив "Сумеречную борьбу", вы поймёте, что глубокие игры вам тоже по зубам, и победить в них - задача хоть и непростая, но осуществимая для каждого без исключения! Настоятельно рекомендую!

советую, nastolki, фото, gaga, настолки, развлечения

Previous post Next post
Up